Аттестация водителя пожарного автомобиля

Аттестация водителя пожарного автомобиля

Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Научно-образовательный центр в области пожарной безопасности «Прометей» (АНО ДО «НОЦ «Прометей»)

Директор АНО ДО «НОЦ «Прометей»

_______________ Ю. А. Иванец

«___» ________________ 2013 г.

« Водитель пожарного автомобиля»

Программа предназначена для водителей пожарных машин .

Программа профессиональной подготовки добровольных пожарных добровольных пожарных дружин разработана в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Программа рассчитана 80-часовое обучение.

В программе излагаются: организация пожарно-строевой подготовки, цели и задачи обучения, методические рекомендации по учебным дисциплинам, общий расчет учебного времени, расчет учебного времени по дисциплинам обучения, наименование тем и содержание занятий, количество часов на их изучение, законодательные и иные нормативные правовые акты, рекомендуемая учебная литература.

Формы и методы проведения занятий определяются с учетом наличия учебно- материальной базы. Для качественного усвоения теоретического материала целесообразно практические занятия по пожарной тактике, пожарно-строевой подготовке и изучению пожарной техники проводить комплексно, развивая межпредметные связи.

По окончании обучения обучаемые сдают итоговый зачет.

В результате изучения настоящего курса обучаемый должен:

требования безопасности при несении караульной службы, тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

служебные обязанности при несении караульной службы;

виды первичных средств пожаротушения, способы прекращения горения, классификацию пожаров.

правильно применять первичные средства пожаротушения при тушении пожаров;

оказывать первую помощь пострадавшим;

об основах законодательства в области охраны труда;

о требованиях Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России;

об опасных факторах пожаров (аварий) и способах защиты.

Итоговая аттестация специалиста включает в себя экзамен, который предназначен для определения теоретической и практической подготовки слушателя к выполнению профессиональных задач.

Наименование раздела и темы

Количество часов всего

Специальные агрегаты ПА. Тормозные системы

подразделениях пожарной охраны

Техническое обслуживание и ремонт ПА в условиях подразделений

Средства радио- и проводной связи, используемые на ПА

Требования безопасности при эксплуатации ПА. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим

Виды занятий: лекции, практические занятия

1. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

2. Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

4. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

5. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

6. Приказ МЧС России от 05.04.2011 № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» (зарегистрирован в Минюсте России 25 мая 2011 г. № 20868).

7. Приказ МЧС России от 31.03.2001 № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (зарегистрирован в Минюсте России 9 июня 2011 г. № 20970).

8. Приказ МЧС России от 05.05.2008 №240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2008 г. № 11779).

9. Приказ МЧС России от 31.12.2002 № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)» (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2003 г. № 4176).

10. Приказ МВД России от 30.06.2000 № 700 «Об утверждении Наставления по службе связи ГПС МВД России».

11. Свод правил 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.

12. Свод правил 2.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты.

13. Свод правил 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности.

14. Свод правил 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объекте защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям.

15. Свод правил 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.

16. Свод правил 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности.

17. Свод правил 9.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Огнетушители. Требования пожарной безопасности.

18. Свод правил 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности.

19. Свод правил 11.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения.

20. Свод правил 12.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

21. Свод правил 13.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Атомные станции. Требования пожарной безопасности.

22. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы, утвержденные главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом 10 мая 2011 г.

23. Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (письмо МЧС России от 25 мая 2010 г. № 43-2007-18).

24. Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов. М., 2007.

Читайте также:  Комната холодильник в частном доме

25. Теребнев В.В. Основы пожарного дела. М., 2007.

26. Теребнев В.В. Пожарная тактика. Понятие о тушении пожара. «Центр пропаганды»- М., 2006.

27. Теребнев В.В. и др. Справочник спасателя-пожарного. «Центр пропаганды» – М., 2006.

28. Теребенев В.В. и др. Пожаротушение в жилых и общественных зданиях. М.2008.

29. Теребенев В.В. и др. Учебное пособие «Пожаротушение на транспорте» М.2009.

30. В.В. Теребнев, Н.И. Ульянов, В.А. Грачев. Пожарно-техническое вооружение. Устройство и применение. – М.: Центр Пропаганды, 2007. 328 с.

31. Абросимов Ю.Г. Гидравлика и противопожарное водоснабжение, АГПС МЧС России,2003.

32. Повзик Я.С. Пожарная тактика. М.: Спецтехника, 2001.

33. Повзик Я.С. Справочник руководителя тушения пожара. М.: Спецтехника, 2001.

34. ГОСТ 12.1.044 – 89*. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

35. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

36. Приказ Минэнерго России от 30.06.03 №261 «Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках».

37. «Межотраслевые правила по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок» с изменениями и дополнениями, утвержденными Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации ПОТ Р М-016-2001 РД 153-034.0-150-00.

38. И.Л. Мосалков, Г.Ф. Плюснина, А.Ю. Фролов «Огнестойкость строительных конструкций».- Москва; Спецтехника, 2001. – 496 с.

39. Черкасов В.Н., Костарев Н.П. Пожарная безопасность электроустановок. Учебник для слушателей и курсантов высших ПТОУ МЧС России. Москва 2002г.

40. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., ЮНИТИ, 2000.-552с.

41. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций под ред. О.А.Абдуллиной. -Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.- 512с.

42. Горянина В.А. Психология общения. – Москва, издательский центр «Академия», 2002.

43. Кравченко А.И. Психология и педагогика. М., ИНФРА-М, 2008.-400с.

44. Любимиов А. Мастерство коммуникации. М., «КСП+», 1999. -352с.

45. Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. – М.: Стройиздат, 1982.

46. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. – М.:НЦ ЭНАС, 2001. – 64 с.

47. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 260 с.

48. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/ под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007 – 319 с.

Экзаменационные вопросы (Приложение 1)

Экзаменационные вопросы (Испытания) (Приложение 2)

Мы свяжемся с вами удобным для вас способом

При организации профессиональной подготовке водителей основное внимание уделяется:

совершенствованию мастерства (техники и тактики) вождения пожарных автомобилей;

изучению Правил дорожного движения, основ психофизиологии труда водителей, территории города (района выезда части), вопросов содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей и их специальных агрегатов;

формированию навыков обнаружения и устранения неисправностей пожарной техники.

Организационными формами профессиональной подготовки водителей является:

· повышение квалификации (включая учебные сборы, совещания, семинары).

Подготовка водителей пожарных автомобилей проводятся в соответствии с Программой подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны. Допуск водителей к управлению пожарными автомобилями в подразделениях пожарной охраны осуществляется в соответствии с положением о порядке присвоения квалификации водителя пожарного автомобиля. При организации подготовки водителей исходят из того обстоятельства, что работа на пожарных автомобилях требует от них дополнительных знаний и умений.

Водитель пожарного автомобиля кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками водителя соответствующих категорий транспортных средств, должен знать:

· правила применения специальных звуковых и световых сигналов пожарных автомобилей;

· объем, периодичность, основные правила и особенности организации технического обслуживания и текущего ремонта пожарных автомобилей;

· правила пользования гаражным оборудованием, применяемым при техническом обслуживании и текущем ремонте пожарных автомобилей.

· свойства, применение и правила хранения основных эксплуатационных материалов пожарных автомобилей, нормы рас-хода и меры по их экономии;

· способы увеличения пробега и срока службы аккумуляторных батарей пожарных автомобилей;

· правила техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии при техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации пожарного автомобиля;

· правила ведения радиообмена при работе на радиостанциях пожарного автомобиля.

Водитель, допущенный к управлению пожарным автомобилем, должен иметь устойчивые навыки:

· управления пожарными автомобилями всех типов и марок, оборудованными на шасси, отнесенными к категории транспортных средств согласно разрешающей отметке в водительском удостоверении;

· управления специальными агрегатами и механизмами закрепленного пожарного автомобиля с соблюдением правил техники безопасности;

· использования закрепленного пожарного автомобиля в условиях боевых действий на пожарах;

· работы на радиостанциях, установленных на пожарных автомобилях;

· проверки технического состояния и выполнения технического обслуживания закрепленного пожарного автомобиля;

· правильного оформления основных эксплуатационно-технических документов работы пожарного автомобиля.

В порядке повышения профессионального мастерства водителей пожарных автомобилей рекомендуется всем УПО, ОПО не реже одного раза в два года, совмещая с приемов зачетов по техминимуму. Проводить соревнования по скоростному маневрированию автомобилями и подаче воды насосом на звание «Лучший водитель по скоростному маневрированию». К подготовке и участию в соревнованиях должны привлекаться все водители пожарных автомобилей.

Упражнения для тренировок и соревнований разрабатываются с учетом максимального приближения к встречающимся условиям работы водителей и помогут развивать у них внимательность, быстроту реакции, умение мгновенно принимать правильное решение в сложной обстановке. Эти качества служат критерием оценки профессионального мастерства водителей.

Читайте также:  Письмо о приостановлении оказания услуг образец

Каждым УПО, ОПО с учетом данных рекомендаций и местных условий должно быть разработано и утверждено Положение об организации повышения профессионального мастерства и проведения соревнований водителей пожарных автомобилей в два этапа: на первенство гарнизона с участием всех водителей и на первенство области с участием сборных команд.

Задачи отделов пожарной техники по вопросам использования материальных средств укомплектования, обоснования потребности во внебюджетных средствах, контроль использования эксплуатационных материалов

Приказ МЧС № 555 от 18.09.2012г. Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы МЧС

Основными задачами материально-технического обеспечения системы МЧС России являются:
• своевременное определение потребности, истребование материально-технических и де-нежных средств, получение, учет и хранение всех видов материально-технических средств, их распределение, выдача (отправка, передача) по назначению, доведение установленных норм до личного состава МЧС России, обеспечение правильного и экономного расходования материально-технических и денежных средств и ведение в установленном порядке соответствующей отчетности;
• учет поступивших на обеспечение (укомплектование) материально-технических средств;
• накопление, хранение, освежение, учет, использование и восполнение резерва материально-технических средств на предупреждение, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшему населению Российской Федерации и иностранных государств;
• организация технически правильной эксплуатации техники и поддержание ее в постоянной готовности к применению по предназначению;
• техническое обслуживание и ремонт техники в соответствии с требованиями нормативных и распорядительных документов МЧС России, инструкций по ее эксплуатации предприятий-изготовителей;
• ввод техники в строй и закрепление ее за личным составом;
• освоение техники личным составом;
• подвоз материально-технических средств различными видами транспорта;
• банно-прачечное обслуживание личного состава;
• планирование повседневной деятельности;
• создание условий для организации и проведения боевой (профессиональной) подготовки личного состава, воспитательной работы и других мероприятий повседневной деятельности;
• передача по назначению в установленном порядке материально-технических средств, оборудования, инвентаря и другого имущества;
• выявление нарушений в организации материально-технического обеспечения, оперативное принятие мер по их устранению;
• руководство подготовкой младших специалистов служб материально-технического обеспечения в региональных центрах и главных управлениях (далее – территориальные органы) и учреждениях;
• систематический контроль состояния материально-технических средств должностными лицами территориальных органов и учреждений, в том числе специальной (комплексной) комиссией территориальных органов и учреждений, принятие мер руководителями территориальных органов и учреждений, других подразделений МЧС России по обеспечению сохранности техники, поддержанию ее в постоянной готовности к применению по предназначению;
• своевременное и правильное списание техники и имущества, выработавших установленный ресурс и непригодных к дальнейшему использованию;
• отчетность о фактическом наличии техники и имущества;
• управление силами и средствами материально-технического обеспечения территориальных органов и учреждений.
• оценка деятельности должностных лиц, отвечающих за организацию материально-технического обеспечения и хозяйственную деятельность.

Проведение мероприятий по материально-техническому обеспечению системы МЧС России осуществляется через соответствующие службы (вещевую, продовольственную, горючего и смазочных материалов, техническую, автомобильную, инженерную, службу радиационной, химической, биологический защиты (далее – РХБ защиты), ракетно-артиллерийского вооружения).

Положения о службах утверждаются соответствующими руководителями (начальниками) в соответствии с их полномочиями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Экзаменационные билеты с ответами по пожарной технике ( 2016 год)

Билет № 1

Пожарные рукава в зависимости от назначения подразделяются на:

1. Всасывающие и нагнетающие.

2. Всасывающие, льняные и прорезиненные

3. Всасывающие и напорные.

4. 51, 66, 77 и 150 мм.

5. Льняные и прорезиненные.

Средний расход воды ствола РС-50:

1. 210 л/мин.

2. 280 л/мин.

3. 300 л/мин.

4. 360 л/мин.

5. 560 л/мин.

Средний расход воды ствола РС-50:

1. 210 л/мин.

2. 280 л/мин.

3. 300 л/мин.

4. 360 л/мин.

5. 560 л/мин.

Что является пожарной техникой?

1. технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара;

2. транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для обеспечения боевых действий на пожаре

3. пожарная машина на шасси автомобиля

Время пребывания пожарного автомобиля на техническом обслуживании не должно превышать:

1. двух дней для ТО-1; трех дней для ТО-2

2. трёх дней для ТО-1; пяти дней для ТО-2

Основными задачами технической службы ГПС являются:

1. обеспечение технической готовности пожарной техники, средств связи, находящихся на вооружении органов управления, подразделений ГПС;

2. материально-техническое обеспечение деятельности органов управления, подразделений ГПС;

3. организация эксплуатации пожарной техники.

Сколько необходимо пенообразователя для получения пены средней кратности:

К какому из видов пожарной техники относится автомобиль аэродромного тушения (АА):

1. основной общего применения;

2. основной целевого применения;

Периодичность проверки прочности спасательной веревки:

1. на каждом дежурстве.

2. раз в 10 дней.

4. перед каждым занятием.

Номинальный напор ПН-40У,не менее, м

Эксплуатация шин включает:

1. правильную комплектацию пожарных автомобилей шинами;

2. правильный монтаж и демонтаж шин;

Читайте также:  Сколько по времени идет лекция по санминимуму

3. соблюдение норм давления воздуха в шинах;

4. исключение условий перегрева и повышенного износа шин;

5. своевременный ремонт поврежденных шин;

6. правильное вождение пожарного автомобиля.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

1. ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;

2. техническое обслуживание на пожаре (учении);

3. техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения);

4. техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега (по спидометру);

5. первое техническое обслуживание (ТО-1);

6. второе техническое обслуживание (ТО-2);

7. сезонное техническое обслуживание (СО).

Объем одного рукава диаметром 66 мм.(длина 20 м.):

К какому из видов пожарной техники относится автомобиль порошкового тушения (АП:

1. основной общего применения;

2. основной целевого применения;

Периодичность отбраковки ковриков резиновых диэлектрических:

1. на каждом дежурстве.

2. раз в 10 дней.

4. раз в пол года.

При работе насоса смазывать его подшипники и сальники поворотом на 2 – 3 оборота крышек колпачковых масленок при открытых краниках через:

1. каждые 30 минут

3. каждые 2 часа

Уровень и плотность электролита, а также давление в шинах и затяжка гаек крепления колес – проверяя не реже:

1. 1 раз в сутки

2. 1 раз в 5 дней

3. 1 раз в 10 дней;

4. 1 раз в месяц

Обкатку нового пожарного автомобиля производит старший водитель (водитель) подразделения ГПС:

1. без чьего либо руководства

2. под руководством назначенного начальника караула.

3. Под руководством начальника подразделения

4. Под руководством представителя технической службы

Объем одного рукава диаметром 51 мм.(длина 20 м.:

Средний расход пенообразователя при работе ствола ГПС-600:

Периодичность испытания диэлектрических перчаток:

1. на каждом дежурстве.

2. раз в 10 дней.

4. раз в 6 месяцев.

Время простоя пожарного автомобиля в среднем ремонте не должно превышать

1. 30 календарных дней

2. 60 календарных дней

3. 90 календарных дней

Какая колёсная формула будет соответствовать автомобилю «ЗИЛ – 130»?

1. отношение объема полученной пены к объему поданного водного раствора пенообразователя.

2. количественное содержание пузырьков пены в единице объёма

3. кратное соотношение пенообразователя к воде

К какому из видов пожарной техники относится коленчатый подъемник (АКП):

1. основной общего применения;

2. основной целевого применения;

Средний расход пенообразователя при работе ствола СВП-4:

Периодичность испытания пожарного пояса:

1. на каждом дежурстве.

2. раз в 10 дней.

4. раз в пол года.

Какой из перечисленных автомобилей является полноприводным?

Какие из перечисленных функций не выполняет транс­миссия?

1. Изменяет значение крутящего момента, передавае­мого от двигателя к ведущим колесам.

2. Обеспечивает движение автомобиля по криволиней­ной траектории.

3. Передает крутящий момент к ведущим мостам под изменяющимся углом.

4. Увеличивает мощность, подводимую к ведущим колесам.

5. Изменяет направление крутящего момента, переда­ваемого к ведущим колесам

Наибольший крутящий момент на ведущих колесах необходим при.

1. трогании автомобиля с места,

2. движении со скоростью от 50 до 90 км/ч,

3. движении со скоростью более 90 км/ч,

4. движении с ускорением независимо от начальной скорости?

К какому виду относится пожарный насос ПН-40У:

Средний расход пенообразователя при работе ствола ГПС-2000:

К какому из видов пожарной техники относится автомобиль газоводяного тушения (АГВТ):

1. основной общего применения;

2. основной целевого применения;

Если в систему гидроусилителя рулевого управления попал воздух, то наиболее вероятным последствием этого будет.

1. заедание рулевого колеса,

2. повышенный люфт руля,

3. выход из строя усилителя,

4. уменьшение угла поворота колес

Увеличенные зазоры в зацеплении червяка и ролика.

1. Повреждение рабочих поверхностей червяка и ролика.

2. Люфт в шарнирах рулевых тяг.

3. Повышенный дисбаланс колес.

4. Отсутствие зазоров в зацеплении червяка и ролика.

Увеличенные зазоры в зацеплении червяка и ролика.

1. Повреждение рабочих поверхностей червяка и ролика.

2. Люфт в шарнирах рулевых тяг.

3. Повышенный дисбаланс колес.

4. Отсутствие зазоров в зацеплении червяка и ролика.

5. Нет правильного ответа

Средний расход воды при работе ствола ГПС-2000:

Длина пожарной лестницы-палки в развернутом виде:

При каких неисправностях рулевого управления не запре­щается эксплуатация автомобиля?

1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает предельные значения.

2. Резьбовые соединения не затянуты или ненадежно зафиксированы.

3. Уровень масла в картере рулевого управления ниже нормы.

4. Неисправен предусмотренный конструкцией усили­тель рулевого управления.

5. Нарушена целостность лакокрасочных покрытий на деталях.

6. Детали рулевого управления имеют следы остаточной деформации.

7. При любой из перечисленных неисправностей.

Чем обусловлена необходимость использования уси­лителей в рулевых управлениях на ряде грузовых ав­томобилей?

1. Стремлением увеличить прочность деталей рулевого механизма.

2. Недостаточной жесткостью тяг и других деталей ру­левого привода.

3. Значением усилий, требующихся для поворота цапф передних колес.

4. Необходимостью ограничить усилия, прикладывае­мые к рулевому колесу.

5. Всеми перечисленными факторами.

Какие последствия произойдут в тормозной системе с пневматическим приводом при негерметичности привода передних колес?

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector