Централизованная закупка по 44 фз это

Централизованная закупка по 44 фз это

Централизованные закупки по Закону N 44-ФЗ

Статьей 26 Закона N 44-ФЗ определены условия централизации закупок, то есть передачи части полномочий по осуществлению закупки в пользу нескольких заказчиков одному государственному или муниципальному органу либо казенному учреждению, наделенному соответствующими полномочиями (далее – уполномоченный заказчик).

Согласно ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами:

– осуществление данными органами полномочий на определение контрагентов для соответствующих заказчиков (пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);

– осуществление данными органами полномочий на планирование и осуществление закупок, включая определение контрагентов, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков (пп. "б" ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);

– наделение уполномоченных заказчиков полномочиями на определение контрагентов для соответствующих заказчиков (п. 2 ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);

– наделение уполномоченных заказчиков полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение контрагентов, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков (п. 3 ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);

– осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно (п. 4 ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).

Внимание

Централизация закупок является единственным основанием для проведения государственными и муниципальными органами закупок для подведомственных им органов и учреждений. Иное, в частности закупка для подведомственных учреждений с уменьшением объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания противоречит бюджетному законодательству (см. письмо Минфина России от 22.04.2014 N 02-01-09/18696, письмо Минэкономразвития России от 10.11.2014 N Д28и-2450, письмо Минфина России и Минэкономразвития России от 04.12.2014 NN 30338-ЕЕ/Д28и, 02-01-09/64023).

Исходя из ч.ч. 1 – 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ централизация закупок вводится в двух основных вариантах:

1) По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, уполномоченные заказчики наделяются полномочиями на определение контрагентов для заказчиков. Возлагать на уполномоченных заказчиков полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта в этом случае не допускается. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены контрагенты. Для исполнения указанных полномочий в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами могут быть созданы один или несколько уполномоченных заказчиков, либо указанные полномочия могут быть возложены на один или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.

2) В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ уполномоченные заказчики могут быть наделены как полномочиями на определение контрагентов в отношении заказчиков, включая бюджетные учреждения, унитарные предприятия , так и полномочиями на планирование закупок, определение контрагентов, заключение контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты в отношении государственных или муниципальных заказчиков – органов власти и казенных учреждений (см. также п.п. 5 – 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Внимание

Системный анализ ч.ч. 1 – 3, 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ показывает, что в отношении бюджетных учреждений, унитарных предприятий уполномоченному органу или учреждению в принципе могут быть переданы только полномочия по определению контрагентов (см. также письма Минэкономразвития России от 30.07.2015 N Д28и-2110, от 07.07.2015 N Д28и-2022).

Полномочия в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ могут возлагаться:

– Президентом РФ, Правительством РФ – на один или несколько федеральных органов исполнительной власти или федеральных казенных учреждений в отношении нескольких федеральных государственных заказчиков, федеральных бюджетных учреждений и унитарных предприятий;

– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – на один или несколько органов исполнительной власти субъекта РФ, казенных учреждений субъекта РФ в отношении государственных заказчиков субъекта РФ, бюджетных учреждений и унитарных предприятий субъекта РФ;

– местной администрацией – на один или несколько муниципальных органов, муниципальных казенных учреждений в отношении муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений и унитарных предприятий.

Хотя в ч.ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ прямо на это не указывается, полагаем очевидным, что объем полномочий по определению контрагента согласно этим нормам устанавливается с теми же ограничениями, что и согласно ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ.

Читайте также:  Как поменять номер прав в электронном осаго

Разграничение функций между заказчиками и уполномоченными заказчиками при централизации закупок рассматривается в отдельном материале.

Как видно из вышесказанного, по общему правилу централизация закупок осуществляется в отношении заказчиков, имущество которых находится в собственности публично-правовых образований одного уровня – Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Однако возможна также и "межуровневая" централизация. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Статьи по теме

Рассмотрим в статье понятие централизованных закупок, их плюсы и минусы, а также их проведение на примере одного из регионов РФ.

Что такое централизация закупок

Это определенный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проще говоря, во многих регионах России есть организация, которая проводит вместе с вами (вы являетесь членом комиссии) конкурентные закупки.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ, такой орган отвечает только за выбор исполнителя, но определение условий контракта, НМЦК и подписание контракта остается за заказчиками.

А вот в соответствии с частями 2 и 3 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ полномочия данных органов, помимо всех действий перечисленные в части 1, расширены на планирование закупок, выбор исполнителя, а также на заключение контракта и за исполнение контракта.

В зависимости от того, какие нормативно-правовые акты действуют в том или ином регионе РФ по централизации закупок, такие органы могут привлекать в комиссии по осуществлению закупок представителей заказчиков, чаще всего, конечно, это контрактные управляющие.

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

Как взаимодействовать с централизованной организацией

Расскажем о взаимодействии заказчика и централизованной организации на примере Саратовской области. В этой области создано в 2014 году ГКУ СО «Агентство по централизации закупок».

Функции и задачи агентства – это организация работы по осуществлению закупок для нужд органов исполнительной власти Саратовской области, а также государственных казенных и бюджетных учреждений области в соответствии с законодательством «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Данное агентство разработало постановление области, по которому они работают. Этот орган работает по части 1 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ, и принимает заявки на проведение аукционов и конкурсов в электронной форме с НМЦК от 0 рублей, за исключением всех строительных и монтажных работ.

Подготовка закупки для централизованной организации

Каждый заказчик, планирующий электронный конкурс или электронный аукцион, должен направить через электронную систему, разработанную данным агентством, заявку, содержащую все условия документации, коммерческие предложения и запросы коммерческих, расчет НМЦК и техническое задание.

Как только агентство получает заявку, в течение 20 рабочих дней начинает проводить анализ предоставленных документов и экспертизу заявки, в которую включается:

  • соответствие плану и плану-графику закупок;
  • проверка комплектности документов;
  • наличие в документах необходимых сведений;
  • соответствие требованиям НПА.

Затем разрабатывает документацию и проект контракта и начинает процедуру закупки, то есть размещает извещение. Причем в комиссию по осуществлению закупки включается представитель заказчика, и только с представителем в дальнейшем рассматриваются заявки участников.

Очень важно помнить всем заказчикам, чтобы специализированной организации был предоставлен доступ в качестве представителя заказчика на электронной площадке и в ЕИС, необходимо при внесении позиции плана-графика поставить галочку о том, что это будет централизованная закупка.

Смотрите также по теме:

Проведение закупки централизованной организацией

После размещения извещения каждый участник может подать запрос на разъяснение на ЭТП. В течение 1 рабочего дня с даты поступления запроса агентство перенаправляет этот запрос заказчику, и заказчик должен ответить в течение этого дня на данный запрос в виде письма официального в адрес агентства, а сам орган размещает ответ на запрос от себя.

Рассмотрение заявок участников проводит комиссия по закупкам, состоящая из заказчика и агентства. После рассмотрения заявок агентством разрабатывается и публикуется протокол рассмотрения заявок участников на ЭТП и начинается проведение конкурса или аукциона. По их окончанию комиссией подводятся итоги и агентство публикует протокол подведения итогов как на ЭТП.

Читайте также:  Скан паспорта с регистрацией

Централизованные закупки по 223-ФЗ

В закупках, регулируемых Федеральным законом № 223-ФЗ, также может быть применен способ централизации закупок, но в самом законе нет формулировки о централизации закупок.

Во многих регионах централизация закупок не обошла и Федеральный закон № 223-ФЗ, но в рассматриваемом нами регионе – Саратовской области Федеральный закон № 223-ФЗ не попадает под влияние агентства и все свои конкурентные закупки проводят сами.

Плюсы и минусы централизованных закупок

  • применение централизованных закупок для заказчика упрощает проведение конкурентной закупки, так как часть нагрузки уходит на уполномоченный орган;
  • уполномоченный орган является квалифицированным органом, что позволяет провести конкурентные закупки без нарушений законодательства со стороны организатора и получить максимальную выгоду от процедуры.
  • при осуществлении закупок через централизованные закупки возникает ситуация с увеличением срока процедуры, из-за рассмотрения заявок на процедуру уполномоченным органом, в некоторых случаях до размещения извещения заказчикам необходимо ждать до 2 месяцев.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение о применении отдельных положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), сообщает следующее.

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

При этом подготовка документов об электронном аукционе включает разработку и утверждение документации, определяющей порядок и условия участия в электронном аукционе.

Частью 1 статьи 40 Закона о контрактной системе в том числе установлено, что создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

Таким образом, в ЕИС подлежит размещению утвержденная заказчиком документация о закупке, в том числе об электронном аукционе.

2. Части 1, 3 статьи 26 Закона о контрактной системе предусматривают наделение уполномоченных органов различными полномочиями.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 26 Закона о контрактной системе, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений, либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

В соответствии с частью 3 статьи 26 Закона о контрактной системе высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казенных, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены соответственно на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений.

Читайте также:  Выпустят ли заграницу если есть исполнительное производство

Частью 2 статьи 12 Закона о контрактной системе установлен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также эффективность осуществления закупок, который в том числе выражается в том, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 Закона о контрактной системе.

Наряду с изложенным в соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом в соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статья 2.4 КоАП РФ устанавливает содержание понятия должностного лица для цели применения КоАП РФ – лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Наряду с изложенным статья 2.4 КоАП РФ также содержит указание на то, что лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 – 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

По мнению Департамента, указанное положение не устанавливает исчерпывающий перечень лиц, привлекаемых к административной ответственности, а носит дополняющий и уточняющий характер в отношении установленного выше содержания понятия должностного лица.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона о контрактной системе уполномоченный орган, уполномоченное учреждение – государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 Закона о контрактной системе.

При этом в соответствии с частью 11 статьи 26 Закона о контрактной системе к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, применяются положения Закона о контрактной системе, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.

На основании изложенного Департамент считает, что работники уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 107 Закона о контрактной системе в том же порядке, что и должностные лица заказчиков, с учетом положений части 11 статьи 26 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 6.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов службы, в связи с чем заявитель может обратиться в ФАС России по вопросу деятельности соответствующего территориального органа ФАС России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector