Чем отличается курсант от студента

Чем отличается курсант от студента

По итогам конкурса по установлению контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки (специальностям) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам среднего профессионального и высшего профессионального образования Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова получил 2158 бюджетных мест, из них 1049 мест по 4 специальностям ВПО и 15 направлениям бакалавриата и 1109 мест по 9 специальностям СПО.

Ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников рассказал в интервью отраслевому порталу «Российское судоходство» о ходе работы приемной комиссии.

– Сергей Олегович, в чем отличие приема этого года от предыдущих?

– Во-первых, изменилась нормативно-законодательная база в части выделения вузам контрольных цифр приема. Университет впервые принимал участие в конкурсе наравне с вузами, подведомственными Минобрнауки, в том числе федеральными университетами и национально-исследовательскими университетами. Как вы понимаете, условия неравные.

Во-вторых, в структуре приема с учетом мест для обучения на платной основе процент отраслевых специальностей (направлений подготовки) должен быть не менее 60%. Хотя вопрос о том, какие специальности и направления подготовки можно и нужно считать профильными, достаточно спорный. Например, направление «Строительство» с профилем «Гидротехническое строительство» и «Информационные системы» (на транспорте), на наш взгляд, являются профильными, но в перечень отраслевых не прошли.

В-третьих, в этом году все лица, зачисленные на специальности «Судовождение», «Эксплуатация СЭУ», «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования», получат статус «курсанта».

– Чем отличается статус студента от статуса курсанта?

В соответствии с уставом курсантом является лицо, в установленном порядке зачисленное в университет для обучения по основной образовательной программе высшего или среднего профессионального образования, соответствующей международным и национальным требованиям к подготовке членов экипажей морских судов и судов внутреннего водного плавания.

Курсанты, как и прежде, будут обеспечены питанием, обмундированием и будут проживать в экипажах: курсанты 1 и 2 курса специальностей ВПО – на учебной площадке в Стрельне, а курсанты СПО, соответственно, на площадях Морского колледжа и Колледжа водного транспорта.

Учебные планы по специальностям подготовки плавсостава предусматривают в обязательном порядке плавательную практику и тренажерную подготовку. Прохождение плавпрактики предполагает предварительное медицинское освидетельствование, при этом требования комиссии плавсостава достаточно жесткие.

Поэтому будущие курсанты уже при подаче документов имеют возможность бесплатно пройти медкомиссию в медицинском центре университета или собрать необходимые документы по месту жительства. Информация для лиц, поступающих на специальности подготовки плавсостава, будет постоянно обновляться на сайте приёмной комиссии в разделе «Морская страница».

– В своих предыдущих интервью вы говорили, что системоообразующим институтом объединенного вуза должен стать институт флота, осуществляющий подготовку по специальностям плавсостава. Сохранится ли в прежнем объеме обучение по береговым специальностям и направлениям?

– Конечно, сохранится. Деятельность в области водного транспорта включает в себя перевозку грузов судами различного назначения, деятельность по эксплуатации портовых и судоходных гидротехнических сооружений, эксплуатацию портовой инфраструктуры, работу логистических центров, судостроение, судоремонт и др. Поэтому университет будет продолжать готовить студентов по широкому спектру направлений бакалавриата для обеспечения работы инфраструктуры водного транспорта.

Не зря ведь первый ректор Института Корпуса инженеров путей сообщения Августин Бетанкур произнес в 1809 г., формулируя основную задачу учебного заведения: «…Снабдить Россию инженерами, которые по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи…».

– Как вы считаете, объединение вузов способствует привлечению абитуриентов и повышению конкурса в университет?

– Конечно, трудно предсказать, как сложится прием. На сегодняшний день подано 4200 заявлений, конкурс по заявлениям составляет 4,83 балла. Максимальный конкурс традиционно на направления бакалавриата «Менеджмент» – 21,7; «Экономика» – 13,7; «Юриспруденция» – 11,5.

Читайте также:  Инвестиционный договор между физическим и юридическим лицом

Среди технических направлений лидируют «Информационные системы и технологии» и «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» с конкурсом – 10,6.

Хотя конкурс на специальности плавсостава ниже, чем на направления баклавриата, туда идут профессионально ориентированные ребята, которые подают документы только к нам в университет и на одну определенную специальность. Среди них есть выпускники морских кадетских классов, клубов юных моряков. Именно во время приема остро ощущается преемственность поколений, когда будущие курсанты приходят в сопровождении отцов, а иногда и дедов, посвятивших свою жизнь морю.

Я считаю, что от реорганизации выиграли оба вуза, а больше всего повезло студентам и курсантам. Университет «имени адмирала С.О. Макарова» – это не просто образовательное учреждение, это история, флотские традиции, высокое качество подготовки и диплом, который признается во всем мире.

Уважаемые абитуриенты и их родители!

Предлагаем Вашему вниманию материалы о жизни курсантов и студентов в общежитиях нашего Государственного университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, об их быте, внеучебном времени. Рассказывают сами ребята. Приглашаем в Макаровку!

Вместе – веселее!

Четыре года назад, когда при рассмотрении вузов для поступления я остановил свой выбор на ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, я получил необходимую информацию на сайте университета и в социальных сетях.

Меня, как абитуриента на тот момент, волновали вопросы, касающиеся не столько учебного процесса, сколько повседневной жизни, быта курсантов и условий проживания. Именно об этом я хочу рассказать.

Сразу стоит отметить, что жизнь курсанта в ротном помещении (по-простому – «роте») несколько отличается от жизни среднестатистического студента в любом другом вузе.

Во-первых, мы подчиняемся определённому распорядку дня.

День начинается с подъёма, заправки коек и процедур личной гигиены. Если в кубрике замечена пыль или грязь – следует навести порядок. После завтрака все курсанты уходят в учебный корпус на общее построение, где приветствуют начальника курса, который проводит внешний осмотр курсантов (формы одежды) и доводит до них различную актуальную информацию.

Далее мы убываем на занятия. На четвёртом курсе обед следует после второй пары, в то время как у третьекурсников – после третьей.

После учёбы – свободное время. За полчаса до отбоя в роте проводится вечерняя поверка – построение и перекличка.

Еще одной особенностью курсантского быта является несение дежурно-вахтенной службы («суточный наряд»). Ежедневно группа курсантов из 3-4 человек заступает в наряд, основными задачами которого являются поддержание порядка в ротном помещении, а также предотвращение проникновения в роту посторонних лиц.

Каждый курсант заступает в суточный наряд по расписанному графику от 2 до 4 раз в месяц. Конечно, несение службы не является любимым занятием курсантов, однако именно благодаря ей в ротном помещении порядок и чистота. Качество несения службы контролируется оперативным дежурным, который в ходе своего дежурства также производит осмотр ротных помещений и внешней территории.

Сами же курсанты живут в кубриках по 2-4 человека. Конечно, здание общежития не является новым, присутствуют косметические недостатки, которые можно устранить самому. Тем не менее, условия жизни здесь вполне можно считать хорошими.

Читайте также:  Кадастровый план земельного участка омск

Порядок в кубриках проверяется ежедневно начальником курса во время дневного обхода. Особое внимание обращается на наличие приборки. Под койками не должно быть пыли, на столах – мусора, в тумбочках и шкафах вещи должны быть разложены аккуратно. Эти требования нетрудно выполнить, если с утра выделять несколько минут на наведение порядка.

Стоит сказать пару слов и об ограничениях.

В ротном помещении запрещено пользоваться нагревательными электроприборами (чайники, кипятильники, плитки, обогреватели). При обходе кубриков данные приборы изымаются, а владелец – получает замечание. В качестве компромиссного варианта специально покупаются 1-2 штатных чайника.

В роте строго запрещено курить – нарушителя может ждать серьёзное наказание, вплоть до отчисления. То же самое касается и употребления спиртных напитков.

В принципе, проживать в ротном помещении вполне удобно.

Во-первых, не нужно рано вставать и волноваться, что опоздаешь на утреннее построение (а оно обязательно для всех) – чтобы попасть на место сбора из общежития, нужно всего лишь спуститься на первый этаж. К тому же не приходится тратить время вечером на дорогу домой. А в час пик она, как известно, может оказаться несколько дольше ожидаемой. Во-вторых, не приходится заботиться о завтраке, обеде и ужине – курсанты обеспечиваются трёхразовым питанием. Поблизости есть магазины, если что-то хочешь докупить к рациону.

В-третьих, общежитие предоставляется бесплатно, в отличие от съёмных квартир в городе (значительная экономия для приезжих ребят).

Ну и, в конце концов, вместе – веселее!

Конечно, в обмен на такие явные преимущества нужно подчиняться некоторым правилам, которые я перечислил выше. Я думаю, что это вполне адекватная цена.

Артур Шошин, курсант факультета Навигации и связи института «Морская академия»

Общежитие – положительный опыт

Очень забавно временами вспоминать день заселения в общежитие. Помнится, я хотела в любое, но не на Межевой канал, дом 6. Однако мне так быстро дали направление на заселение, что я даже не успела что-то сказать. Сейчас я уже на 3 курсе и свое мнение о расположении изменила довольно быстро. Да, на Межевом нет особо магазинов, виды не слишком живописны, до метро пешком минут 15, однако на дорогу до университета тратится 5 минут, а большое количество автобусов довезет вас не только до метро, но и практически до любой точки в центре города.

Само общежитие представляет собой 2 четырехэтажных корпусах. В одном из них живут только девочки, в другом – 4 этаж для мальчиков. На каждом этаже есть по 4 и больше душевые кабинки. Комнаты большие и оборудованы всей необходимой мебелью.

Иногда случается, что кто-то нерадивый оставляет после себя мусор на кухне и в других местах общественного пользования. Но это не зависит от какого-либо конкретного общежития, а исключительно от вас. Ведь пространство вокруг себя всегда можно облагородить, начиная с самых простых мелочей.

В целом, общежитие оставляет довольно положительный опыт. Да, временами сложно постоянно видеть людей вокруг себя, находить точки соприкосновения и компромиссы, но все эти трудности проходят и вспоминаются исключительно с улыбкой.

Алена Большакова, студент Института международного транспортного менеджмента

В кубриках и ротах. Учебный городок №6, Межевой канал

Общежитие на Межевом канале состоит из 3-х корпусов. В 2-х живут студенты и девочки-курсанты, в одном живут только курсанты.

Читайте также:  Уведомление о закрытии расчетного счета

В общежитии для курсантов всего 4 этажа, каждый этаж отведён под отдельный курс. На 2-м живёт 5-й курс, на 3-м 3-й курс на 4-м 4 курс, а на пятом объединённые роты будущих специалистов-радиоинженеров и судоводителей 3 и 4 курса. Комнаты называются кубриками. Живут по 2-4 человека в каждом кубрике, площадь одного – около 20 м2. У каждого курсанта есть своя тумбочка, стол и определённое количество полок в шкафу. Состояние мебели неплохое, бельё меняется раз в неделю, приборка производится ежедневно, это строго контролирует начальник курса. Чайники, кипятильники и мультиварки запрещены. Есть 1 ротный чайник, который находится в бытовой комнате, там курсанты и получают кипяток для чая и кофе. Там же находится стиральная машинка. Есть кладовка, где хранятся сумки и другие вещи. Душ очень хороший. Самым большим преимуществом является то, что до столовой от общежития 50 метров, а в учебный корпус можно попасть, не выходя на улицу. До метро можно добраться на автобусе за 10 минут или дойти пешком.

Каждый день осуществляется приборка всех помещений общего пользования силами наряда. В наряде стоят по 4 человека (3 дневальных и 1 дежурный), следят за чистотой, чтобы никто чужой не заходил в роту.

В заключение хочу сказать, что общежитие располагает всеми необходимыми удобствами, содержится в чистоте и порядке. Жить можно!

Дмитрий Богоявленский, курсант факультета Навигации и связи института «Морская академия»

Прочитала на вашем сайте о том, чем отличается понятие "слушатель" от обучающегося. А в чем разница с точки зрения законов между слушателем и студентом?

Вопрос: Прочитала на вашем сайте о том, чем отличается понятие "слушатель" от обучающегося. А в чем разница с точки зрения законов между слушателем и студентом?

Ответ: Правовое положение слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования (далее – Слушатели) регламентируется статьей 18 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – Закон).

Законом выделяются 3 категории Слушателей:

· слушатели высших учебных заведений на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях) повышения квалификации и переподготовки работников;

· слушатели высшего учебного заведения (в случае, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование);

· слушатели ординатуры или интернатуры медицинских высших учебных заведений.

С точки зрения Закона целесообразнее говорить не о том, в чем состоит разница между статусами студента и Слушателя, а о том, что общего присуще указанным категориям. Статьей 18 Закона установлено, что статус Слушателей приравнен к статусу студента высшего учебного заведения только в части получения образовательных услуг. Иными словами, на Слушателей распространяется право пользоваться в высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, а также представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения и др.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 17 Закона слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой, предоставляются дополнительные отпуска (15 календарных дней) без сохранения заработной платы по месту работы для сдачи выпускных экзаменов.

В отношении особой категории слушателей подготовительных отделений федеральных государственных высших учебных заведений предусмотрено обеспечение граждан стипендией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector