Федеральные законы в области охраны труда

Федеральные законы в области охраны труда

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ
"Об основах охраны труда в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

20 мая 2002 г., 10 января 2003 г., 9 мая, 26 декабря 2005 г.

Принят Государственной Думой 23 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Об основах охраны труда см. Трудовой кодекс РФ

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Президент Российской Федерации

ФЗ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Определены основные направления государственной политики в области охраны труда. Государственный надзор и контроль в данной сфере осуществляются федеральной инспекцией труда – единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 24 июля 1999 г. N 143, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3702

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 2 статьи 19 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 мая 2002 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Основными законодательными актами в области охраны труда являются:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

– «О пожарной безопасности»,

– "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", «Об основах обязательного социального страхования» и др.

Среди подзаконных актов основными являются:

– постановления Правительства РФ «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»,

– «Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве»,

– «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»,

– «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»,

– «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

приказы Минтруда РФ:

– «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»,

– «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве»,

– «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Целями трудового (а также гражданского, административного, уголовного и иного – в части норм, связанных с охраной труда) законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, обеспечение их социальной и производственной безопасности.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по следующим направлениям:

Читайте также:  Затруднительность поворота исполнения судебного акта

организация труда и управление трудом;

трудоустройство у данного работодателя;

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений;

участие работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальная ответственность работодателей и работников в сфере труда;

надзор и контроль (в том числе профсоюзный) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешение трудовых споров.

Трудовое законодательство определяет основные права и обязанности работодателей и работников в области охраны труда.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 37) каждый работник имеет право на безопасные и безвредные условия труда или на отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья.

При приеме на работу или смене ее характера в рамках своих прав работник должен быть проинформирован о существующем риске повреждения здоровья, проинструктирован и обучен безопасным методам и приемам труда, застрахован от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Разумеется, практически невозможно досконально изучить все законы, постановления Правительства и ведомственные нормативные документы. Важно понимать их общую направленность на защиту и обеспечение безопасности работников, изучать практику охраны труда, советоваться с опытными коллегами, юристами, специалистами в области безопасности и охраны труда.

Статьей 212 ТК РФ регламентированы обязанности работодателя.

В первую очередь работодатель обязан соблюдать законодательство о труде и об охране труда, т. е. обеспечить:

режим труда и отдыха, соответствующий действующим нормам;

обучение и инструктаж работников безопасным методам и приемам труда;

предварительный (при поступлении на работу) и периодические (внеочередные) медицинские осмотры работников;

выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих средств;

информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда, если они имеют место на рабочем месте, и др.

Законодательством устанавливается дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность за нарушение правил техники безопасности или невыполнение мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда, если это нарушение или неисполнение обязанностей могло повлечь или повлекло за собой несчастные случаи с людьми, в зависимости от опасности нарушения и наступивших последствий.

В настоящее время ведется активная работа над проектами новых федеральных законов: "О потенциально опасных подводных объектах", "О международной гуманитарной деятельности", "Об обязательной проверке зданий и сооружений на устойчивость в сейсмически опасных регионах", "Об обязательном страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта" и др.

Контрольные вопросы

1. Какими документами регламентируются вопросы защиты населения и территорий при ЧС?

2. Основные документы в области охраны труда.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 9161 | Нарушение авторских прав

Охрана труда в трудовом праве понимается в широком смысле как «система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия» [2]. В узком смысле это один из принципов трудового права; правовой институт; субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении [10, 241].

Законодательство о труде и об охране труда имеет достаточно развитую систему на международном, федеральном и региональном уровнях. Трудовое законодательство закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, регулирует отношения работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений [9, 18].

Законодательство об охране труда устанавливает гарантии осуществления права работников на охрану, обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлено на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней [8, 83].

Читайте также:  Как быстро можно поменять паспорт

Основные положения и направленность правового регулирования охраны труда определены Конституцией РФ, устанавливающей, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены» [1].

Основные нормы, регулирующие вопросы охраны труда, содержит Трудовой кодекс РФ (Разделе Х, Глава 33-36) [2], а также ряд федеральных законов: «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [5], «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» [4], «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [3], «О санитарно— эпидемиологическом благополучии населения», «О пожарной безопасности», «О техническом регулировании» и т.д. (см. рис.1)

В субъектах РФ законодательство о труде и об охране труда составляют Конституции или Уставы субъектов РФ, законы об охране, о социальном партнёрстве, об организации местного самоуправления, об объединениях работодателей.

В соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в ФЗ и иных нормативных актах РФ, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности [12].


Рис. 1. Структура законодательства РФ об охране труда

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда [2].

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений [2].

К иным нормативным правовым актам РФ, регулирующим трудовые отношения, включая условия и охраны труда, относятся подзаконные акты. Это указы и распоряжения Президента РФ.

Другую подгруппу подзаконных актов, регулирующих вопросы охраны труда, составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ, приказы и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

Следующую группу подзаконных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих нормы в области условий и охраны труда, составляют нормативные правовые акты Министерства труда и социального развития. К ним относятся постановления Минтруда РФ, разъяснения о применении действующего законодательства об условиях и охране труда, положения, правила, инструкции.

Каждый из нормативных правовых актов направлен на регулирование конкретных аспектов создания надлежащих условий и охраны труда. Наряду с перечисленными нормативными правовыми актами на территории РФ действуют также нормы, регулирующие условия и охрану труда, принятые министерствами, ведомствами и государственными комитетами РФ; законодательные акты, регулирующие условия и охраны труда субъектов РФ.

Особое место в регулировании условий и охраны труда занимают локальные правовые акты, к которым относятся в первую очередь Инструкции по охране труда (ИОТ), коллективные договора, правила внутреннего трудового распорядка.


Рис.2 . Нормативно-правовое обеспечение охраны труда в Российской Федерации

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» [6] установлено, что в РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. К ним относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) охраны труда, состоящие из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда (см. рис.2)

Государственные требования охраны труда содержатся в следующих нормативных правовых актах [11]:

  • стандарты безопасности труда. Они регламентируют осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда [2];
  • правила и типовые инструкции по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. В частности, Минтруд России уполномочен принимать следующие документы:
  • типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охране труда в организациях;
  • порядок обучения работников организаций по охране труда [7];
  • рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и численности работников данной службы;
  • правила и типовые инструкции по охране труда.
Читайте также:  Ходатайство об уточнении заявленных требований

Таким образом, мы видим, что законодательство Российской Федерации об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, а также различных законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Основной спецификой законодательства РФ в области охраны труда является то, что централизованные нормы трудового законодательства устанавливают необходимый минимум правовых мер по охране труда, а в конкретных соглашениях и договорах этот минимум конкретизируется.

Законодательство об охране труда устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работниками, работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями, обеспечивает реализацию государственной политики в области ОТ и направлено на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Список литературы

  1. Конституция РФ.- М., 2013.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 04.10.2013.
  3. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 04.10.2013.
  4. Федеральный закон от 03.12.2012 N 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Российская газета. – № 283. – 07 декабря 2012 г.
  5. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 04.10.2013.
  6. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 04.10.2013.
  7. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 06.09.2013) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 04.10.2013.
  8. Буянова М.О. Трудовое право: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2011. – 240 с.
  9. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Ю.П. Орловского. – М.: ИНФРА-М», 2009.
  10. Научно-практический комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В.Л. Гейхман. – М.: Юрайт, 2012. – 474с.
  11. Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Требования охраны труда// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 04.10.2013.
  12. Охрана труда в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forum.tehdoc.ru/viewtopic.php?f=32&t=14022.

© АНОО ВО «РФЭИ» 2013

Сетевое издание «Известия Регионального финансово-экономического института. Электронный научный журнал» science.rfei.ru.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 55810. По решению учредителей действие прекращено 25.02.2019 г.

Учредитель: автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт».

Издатель: автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Региональный финансово-экономический институт».

Адрес редакции: 305029, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 61-Б.

Главный редактор: Аксенов Сергей Леонидович

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector