Финансирование школы из местного бюджета

Финансирование школы из местного бюджета

В соответствии с действующим законодательством оснащение образовательного учреждения (далее – ОУ) может финансироваться из нескольких источников.

Бюджетные ассигнования

В первую очередь это бюджетные ассигнования в виде субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также в виде инвестиций по предусмотренным в бюджете проектам и программам.

В настоящее время принципы финансирования претерпевают изменения. В частности, осуществляется переход от финансирования содержания учреждения как организации к нормативному финансированию оказываемых им услуг. В стоимости таких услуг включаются затраты на содержание необходимого имущества и учебные материалы. Количественные (объемные) и качественные показатели подлежащих финансированию услуг определяются муниципальным заданием, данным учреждению его учредителем. Вместе с тем, требование расходования средств согласно разрешенным направлениям остается неизменным (по статьям расходов).

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами с учетом разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ (Московской области) и органов местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относится выделение местным бюджетам субвенций, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ, в т. ч. на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Размер субвенций определяется в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ (Московской области).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение финансирования на содержание зданий и строений муниципальных ОУ, а также на обустройство прилегающих к ним территорий.

Финансирование ОУ, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципалитетов, осуществляется на основе, соответственно, федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ, которые определяются по каждому типу и уровню образовательных программ в расчете на одного воспитанника, а также на иной основе.

Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений – органами государственной власти субъектов РФ. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ).

Целевые программы развития образования

Дополнительное финансирование возможно в рамках целевых программ развития образования. Такие программы могут разрабатываться и приниматься при формировании бюджетов всех уровней государственной власти и местного самоуправления. Средства выделяются ОУ с целью повышения качества оказываемых образовательных услуг и направляются на его переоснащение, повышение квалификации кадров и т. п.

Бюджетные ассигнования в капитальное строительство объектов государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами, соответственно, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации (либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов).

Такие инвестиции возможны не только в объекты капитального строительства, но и на приобретение технических средств обучения и иное оснащение образовательного учреждения. Размер предоставляемого финансирования, его получатели, а также требования к направлению расходования средств определяются при разработке соответствующей программы, которая утверждается высшим органом исполнительной власти (местной администрацией – в муниципалитетах) и включается в бюджет законодательной властью (представительным органом – в муниципалитетах). Например, большое количество финансовых средств было выделено для оснащения ОУ в регионах – победителях комплексного проекта модернизации образования.

Приносящая доход деятельность

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, также могут быть использованы для улучшения оснащения ОУ. В соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса РФ доходы от разрешенной законодательством деятельности и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и должны учитываться на отдельном балансе. Однако бюджетным учреждениям можно их расходовать только с соблюдением установленного законодательством порядка.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено принятие федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т. ч. добровольных пожертвований и средств от иной приносящей доход деятельности. В настоящий момент данный закон не принят.

Сдача имущества в аренду

Отдельным источником финансирования являются доходы от сдачи в аренду имущества ОУ. Пока (до дня вступления в силу нового федерального закона) использование этих доходов регламентируется следующим образом:

  • порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление муниципальным бюджетным учреждениям устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Пожертвования

ОУ могут оснащаться и за счет средств, полученных в качестве дара или пожертвования, а также за счет грантов. Жертвоваться могут не только денежные средства, но и имущество в материальной форме. В последнем случае имущество должно быть поставлено на баланс учреждения, учтено в органе управления имуществом и закреплено за учреждением на правах оперативного управления. Обязательным является соблюдение цели пожертвования, установленной дарителем или грантодателем. В случае использования учреждением такого имущества (в т. ч. денежных средств) не по назначению, определенному жертвователем, последний вправе в судебном порядке потребовать возврата имущества.

Целевой капитал

Образовательные учреждения также могут использовать для финансирования своего оснащения целевой капитал. Однако в силу длительности и сложности его формирования роль этого источника финансирования в настоящее время нельзя назвать существенной.

Заемные средства

Бюджетным учреждениям действующее законодательство РФ запрещает привлечение заемных средств.

Доклад главного юрисконсульта Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Е.Н. Зайчиковой на совещании директоров православных общеобразовательных организаций, проходившем в Санкт-Петербурге 22 сентября 2011 года.

Законом РФ № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов власти субъекта федерации в сфере образования отнесено в том числе: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации ( Ст. 29 п. 6.1);

Но государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего образования лишь в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.(ст.5 Закона).

Таким образом, действующий закон «Об образовании» не предусматривает бюджетное финансирование негосударственных (частных) образовательных организаций (далее-НОУ или ЧУ).

Ст.41 Закона, содержащая принцип финансирования образовательной деятельности на основании нормативов финансового обеспечения также предусматривает применение данного норматива только для казенных, бюджетных и автономных образовательных учреждений, но не для НОУ.

Читайте также:  Куда пойти работать после полиции мужчине

Негосударственным образовательным организациям данным законом предоставлено право лишь право взимать плату с родителей за предоставление образовательных услуг.

Таким образом, из процитированных норм закона «Об образовании» следует, во-первых, что финансирование образовательных организаций отнесено к полномочиям органов власти субъекта федерации, а во-вторых, что бюджетное финансирование частных образовательных организаций данным законом не предусмотрено.

Попробуем проанализировать иные нормативные акты с целью поиска законных возможностей для получения бюджетного финансирования.

Статья 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах.

Статья 41 Закона «Об образовании» предусматривает, что финансовое

обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 310-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Указанным федеральным законом внесены изменения, в частности, в статью 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующую порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями. В соответствии с внесенными изменениями в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями..

Таким образом, федеральное законодательство предусматривает принципиальную возможность бюджетного финансирования некоммерческих организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями в форме субсидий.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Таким образом, каждый регион самостоятельно решает, будет ли он финансировать образовательную деятельность частных учреждений и в каком объеме, в каком порядке и т.д. Законодательные возможности для финансирования есть, вопрос в том, посчитает ли регион необходимым субсидировать образовательный процесс ЧУ.

Следовательно, от степени взаимодействия и взаимопонимания с местной региональной властью зависит сам факт и размер финансирования наших школ. В этом процессе трудно переоценить роль правящего архиерея, епархиальных ОРОиКов, самих школ.

Если все же достигнуто принципиальное понимание необходимости финансирования образовательной деятельности ЧУ, то предусмотренная федеральным законом схема реализации следующая:

Пунктом 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пункт 2 этой же статьи закрепляет нормы, согласно которым случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.

Согласно п. 3 данной статьи нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Таким образом, именно закон (решение) о бюджете предусматривает случаи и порядок предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (кроме государственных (муниципальных) учреждений) субсидий, получаемых из бюджета, а нормативный правовой акт, регулирующий предоставление указанных субсидий, должен определять цели, условия и порядок их предоставления.

Статья 78 Бюджетного кодекса РФ не содержит ограничений в отношении предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям).

На основании изложенных обстоятельств Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ разъяснили, что предоставление в соответствии с законом (решением) о бюджете субсидий некоммерческим организациям различных форм (в том числе общественным и религиозным организациям (объединениям), фондам, некоммерческим партнерствам, автономным некоммерческим организациям), за исключением бюджетных учреждений, не противоречит Бюджетному кодексу РФ. Иными словами, отказа в предоставлении бюджетных субсидий, по причине религиозного (несветский характер) образования в наших школах быть не может, поскольку субсидии могут быть предоставлены на законных основаниях даже духовным школам, не говоря уже о наших общеобразовательных.

Далее, еще один момент. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Встает вопрос, а если затраты еще не понесены, а только планируются на грядущий учебный год, ведь закон о бюждете следующего года принимается как правило в мае текущего года , еще до начала учебного года.

По мнению, выраженному в письме Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ от 29 августа 2008 г. NN 02-01-04/252312064-АП/Д05, предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения. Деятельность некоторых некоммерческих организаций обладает своей спецификой, которая обусловлена особенностями их правового положения, и преследует достижение различных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, оказание поддержки малому и среднему предпринимательству и иных целей.

Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Далее, к кому же органу исполнительной власти на местах следует обращаться с инициативой включения в закон о бюджете субсидий на образовательную деятельность ЧУ?

Статьей 29 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности отнесено к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования. Именно туда и нужно обращаться.

Это все, что касается бюджетного финансирования. Но нормативное финансирование не покрывает расходы на содержание зданий и коммунальные платежи, на охрану, пожарную сигнализацию, мебель и иные расходы.

Здесь можно порекомендовать только инициирование принятия целевой местной программы, предусматривающей целевые субсидии. Данный положительный опыт имеется. Например, были в ряде регионов приняты целевые программы пожарной безопасности, в рамках которых были профинансированы из бюджета закупки и установление противопожарной сигнализации в школах.

Читайте также:  Извещение лица привлекаемого к административной ответственности

Кроме расходов на заработную плату, учебные пособия, закон позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительно финансировать мероприятий по организации питания в аккредитованных школах.

Итак, подведем итог. Местные органы власти не обязаны, но имеют право, не нарушая закон, осуществлять финансирование в форме субсидий НОУ и ЧУ. Необходимо вести с ними переговоры, имея целью внесение в закон о местном бюджете указанных положений и инициирование принятия нормативного акта, регулирующего порядок , объемы и процедуру данного финансирования.

Во что выливается экономия

17.01.2017 в 18:36, просмотров: 17138

Протест учителей против низких зарплат и родителей против бесконечных поборов в школах растет не по дням, а по часам. Волна возмущения резко пошла вверх, так как все обещания властной верхушки кардинально изменить ситуацию и даже майские указы президента 2012 года на деле неизменно оказываются мистификацией. Какое участие в обнищании российских школ принимает верховная власть, региональные департаменты и директора учебных заведений, как экономят на учителях и учениках в условиях резкого сокращения финансирования, разбирался корреспондент «МК».

«Неужели ты не понимаешь: у государства остро не хватает денег. Если не крутиться как уж на сковородке, школе просто придет конец», — еще в начале нынешнего кризиса говорил уважаемый мной директор одной из государственных школ. Что мы наблюдаем сейчас? Исправленный проект бюджета 2016 года также показал, что затраты на образование в России вновь снизились на 26,3 млрд руб., или на 4,6%. При этом ставка подушевого финансирования даже в столичных школах не индексировалась аж с 2011 года.

Между тем в голове рядового родителя постоянно звучат слова из «голубого экрана», что школы финансируются в должном объеме и могут закупать все необходимое для блага учеников. А дальше у недоумевающих пап и мам начинаются вопросы, почему в нашей школе продленка стоит 6000 рублей, а в соседней — всего 2000, или почему мама Кати с 8-го этажа не платит ни копейки в фонд своей альма-матер, а с нас требуют. По всему получается, что сейчас директора экономят кто во что горазд, иногда действительно на благо школы, а иногда и на благо собственного кармана и особо приближенных к нему лиц.

Школьный двор чудес

Так, родители одной из гимназий Санкт-Петербурга жалуются, что уже не первый год каждый класс должен платить ежемесячную дань в фонд школы — почти 15 тысяч рублей. Естественно, все оформляется как добровольное пожертвование, но отказаться от него практически невозможно. «Нас заставляют платить в том числе и летом, ссылаясь, что в частности эти деньги идут на туалетную бумагу и другие хозяйственные атрибуты, необходимые администрации», — рассказывают возмущенные родители. При этом данная школа занимает высокое место в рейтинге школ и дополнительным финансированием в виде грантов отнюдь не обделена. Хотя в учебном заведении того же Питера, которому не удалось попасть даже в топ-200, то есть заработать гранты, подобных поборов почему-то отродясь не было.

Расслоение по уровню поборов с родителей наблюдается во многих городах. Причем логика в этом расслоении прослеживается далеко не всегда. Где-то максимальные поборы на душу устанавливают элитные заведения, куда ломятся все, где-то, наоборот, — администрация школ, дела которых идут далеко не блестяще. Сложная ситуация складывается, например, в одной из городских школ.

— В нашем комплексе кулер установлен только в столовой, воды не хватает, на наши жалобы директор предлагает покупать воду в класс по 215 рублей у определенного поставщика, — рассказывает еще одна родительница. — То же самое происходит и во многих других комплексах. Дети бегают в туалет пить воду из-под крана. Но больше всего нас волнует глобальная проблема повсеместного отсутствия туалетной бумаги в школьных туалетах. Руководство ссылается, что нерадивые школьники ее разматывают и выбрасывают. Мы сами покупаем бумагу в класс. Дети вынуждены ее отматывать под крики однокашников «ха-ха. пошел какать». Это просто издевательство! Давайте тогда повесим держатель для бумаги перед входом в кабинет директора, пусть тоже перед походом в туалет у всех на глазах ее мотает. Вот и будет воспитание личным примером».

Правда, главное издевательство в истории с туалетной бумагой состоит в том, что в госзакупке хозяйственных товаров, объявленной в конце августа, для данного образовательного комплекса нет ни одного рулона туалетной бумаги, зато присутствует — внимание! — 2800 пластиковых щеток-насадок для швабр и 468 стандартных деревянных швабр для мытья пола. Несмотря на то что в комплекс входит 17 учреждений, все же любопытно было бы узнать, что с этими предметами в таком количестве делают уборщицы, ведь в советские времена те же деревянные швабры служили годами. Или это подготовка к трудовому воспитанию учеников в школе, которое недавно анонсировала министр Васильева?

Родители-марионетки

Проблема еще и в том, что после того, как школы стали самостоятельными заказчиками всех товаров и услуг, родители по большому счету находятся в неведении, что в реальности должна обеспечивать им школа, а что по собственному желанию могут покупать в класс они сами. Конечно, существуют многочисленные нормы и СанПиНы, но далеко не каждый может в них разобраться, к тому же часть директоров специально наводят тень на плетень, чтобы с целью все той же экономии чересчур не просвещать «зарвавшуюся» общественность.

Поэтому нередки случаи, когда ту или иную покупку, совершенную родителями по доброй воле, часть взрослых воспринимает как требование директора. Происходит это от отсутствия простой и прозрачной информации о том, чем конкретно по нынешним нормам должны обеспечивать учебные заведения школьников. Правда, и директорам некоторые родительские покупки оказываются очень на руку. Так, заслуги за приобретение ряда глобальных вещей из серии «кулер или шкафчики для обуви» можно спокойно присвоить себе, выполнив план по оснащению учебного заведения.

Множат мнимую значимость родительской общественности хитрые заигрывания с ними Департаментов образования, подконтрольных городу общественных родительских организаций и по большей части марионеточных на данный момент управляющих советов школ.

— По большому счету многие директора школ хотят от пап и мам лишь одного: чтобы они никогда ни под каким предлогом не выносили сор из избы и не писали жалобы в Департамент образования, — рассказывает родительница школьника из Волгограда, входящая в управляющий совет своей школы. — Чтобы предотвратить утечку, современные директора создают свою электронную почту и зачастую даже раздают номер мобильного телефона всем желающим. А на деле добиться реального результата через администрацию практически невозможно, обычно все заканчивается лишь обещаниями. К тому же, если от родителей класса поступает слишком много жалоб, всех собак спускают на классного руководителя. По мнению руководства, учитель должен работать так, чтобы родители не жаловались. В результате получается, что, если, допустим, ребенка плохо кормят в столовой, а взрослые пожаловались на это директору, вместо того чтобы проверить качество продуктов, администрация устраивает выволочку учителю.

Читайте также:  Чем отличается проспект от шоссе

— Такую политику администрации школ опять же провоцирует государство, из года в год сокращающее и так нищее финансирование образования в стране. Несмотря на рассуждения чиновников о том, что условия обучения в школах становятся лучше день ото дня, на деле все совсем не так. Например, недавно были изменены СанПиНы, которые запрещали набирать в класс более 25 человек. Теперь норма прописана таким образом, что в класс можно набить сколько угодно детей, ведь их количество исчисляется «. в зависимости от кубатуры помещения». То есть в класс с большой «кубатурой» можно напихать и сотню учеников. А для директора, соответственно, каждый новый ученик — это дополнительные деньги, финансирование-то подушевое! Зачем открывать дополнительный класс, платить деньги еще одному учителю, если есть возможность «повесить» побольше учеников на уже имеющихся сотрудников. О том, каким будет качество образования, в такой ситуации уже никто не задумывается.

Всеобщая школьная экономия наносит удар не только по здоровым школьникам, но и по детям с ограниченными возможностями, которым перенести резкое ухудшение условий обучения еще сложнее. Так, в одном из государственных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями почти все школьные автобусы, предназначенные для доставки детей в класс, уже 2-й год находятся на ремонте. В результате на торжественной линейке 1 сентября большинство детей смогли поприсутствовать лишь виртуально. Да и количество очных занятий в школе, которые нравятся детям и положительно сказываются на их развитии, под предлогом отсутствия транспорта сокращается день ото дня. Все просто: дистанционные уроки обходятся школе значительно дешевле, чем обучение детей-инвалидов в стенах учебного заведения.

Работай на тысячи, получай копейки

Не меньше учеников страдают от экономии на образовании и учителя. Этой осенью в свой профессиональный праздник педагоги по всей России провели протесты и митинги против сокращения зарплат и увеличения нагрузки. «Служением сыт не будешь!», «Обеспечить педагогам среднюю зарплату по региону за ставку 18 часов», «Российскому образованию — достойный бюджет», «Дайте учителям работать с детьми, а не с бумагами!» — развернутые плакаты полностью отражали настроения и основные проблемы в учительской среде.

— Стремясь выполнить майские указы президента о повышении учительских зарплат, директора школ в условиях экономии навешивают на педагогов все больше и больше основных и дополнительных часов, — объясняет заслуженный учитель РФ, работающий в одной из гимназий. — При этом зарплата на нашу стандартную ставку — 18 часов — остается нищенской. Большинство из нас вынуждены трудиться по 24, а то и по 36 часов в неделю, а это для нашей профессии запредельная нагрузка, которая неминуемо приводит к резкому ухудшению качества преподавания. Ведь учителю нужно не просто провести урок, но и готовиться к нему, проверять тетради, не говоря уже о повышении собственной квалификации, самообразовании. К тому же в условиях торжествующей в стране бюрократии на педагогов сыплется еще и бесконечный ворох бумаг.

Реально достойную заплату в школе получать можно, но для этого учителю нужно брать дополнительные часы, по возможности вести продленку или платные кружки, то есть на деле проводить в учебном заведении по 10–12 часов в день. К тому же сейчас все чаще учителя оказываются в унизительном положении — на них оказывают давление администрация школы с одной стороны и недовольные родители — с другой. Если при «совке» скорее родители боялись и уважали учителя, то теперь все перевернулось с ног на голову, и педагогов постоянно в чем-то обвиняют. А директор в любой момент под разными предлогами может лишить учителя стимулирующих выплат или урезать его часы. К тому же в стране все чаще происходят массовые сокращения сотрудников образования, поэтому педагоги боятся, что школа просто-напросто не продлит с ними трудовой договор на следующий год. И это тот дамоклов меч, под угрозой которого учителям приходится терпеть любой произвол со стороны администрации, чтобы не оказаться на улице.

Директора школ, несмотря на их видимое могущество в глазах педагогов, также оказываются заложниками системы экономии. С одной стороны, они по рукам связаны 278-й статьей Трудового кодекса, которая позволяет учредителю, то есть региональному Департаменту образования, уволить их без объяснения причин, а с другой — на них оказывает давление родительское сообщество. Любая жалоба, отправленная законным представителем ребенка в Департамент, может при определенных обстоятельствах привести к увольнению директора.

Конечно, директора бывают разные, кто-то заслуживает не только увольнения, но и более серьезного наказания в соответствии с УК. Но тяжко приходится и тем руководителям, которые даже в нынешних условиях переживают за судьбу школы и качество образования ее учеников, а не только за собственное финансовое благополучие.

О том, как живется в наше время директору школы, на условиях анонимности «МК» рассказала одна из руководителей учебного заведения Подмосковья, не так давно переставшая занимать эту должность:

«Положение директора школы в наше время весьма сложное, хотя доходы большинства весьма соразмерны их непростой работе. Реально денег, выделяемых департаментом любой школе, не хватает на нормальные выплаты учителям по стандартной ставке, на достойное обеспечение учеников всеми необходимыми учебниками и на современный уровень хозяйственной деятельности школы. При этом сказать открыто директор об этом не может — его задача, наоборот, всячески прикрывать вышестоящие организации от общественного недовольства и брать весь удар на себя. Отсюда и начинаются различные уловки экономии со стороны директоров школ, а вот на их масштабы уже влияет человеческий фактор. Кому-то нужно свести концы с концами, чтобы школа работала, а ученики получали знания. Для кого-то при недостатке средств нужно еще и как можно больше урвать самому — тогда и экономия становится заметней, и поборы в школе масштабней. В любом случае, после того как школы в стране стали самостоятельно распределять свой бюджет и заказывать товары и услуги, любой директор, независимо от его личных качеств, вынужден крутиться как белка в колесе и находиться под постоянным давлением сверху, и что-то кардинально изменить в системе он не в состоянии».

Заголовок в газете: Школу — на выживание: что не потратишь, то и пожнешь
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27301 от 18 января 2017 Тэги: Школа, Дети Организации: Минобрнауки Места: Россия

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector