Формами обучения являются очная

Формами обучения являются очная

Ответ Минобрнауки: Разъяснения о формах обучения

Разъяснения Министерства образования и науки по вопросу об определении термина "форма обучения".

По вопросу форм обучения и их определений

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – вуз), с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Сущностные определения установленных законодательно форм обучения «очная», «заочная», «очно-заочная» действующими нормативными правовьми актами не установлены.

Вместе с тем, положениями отдельных статей Федерального закона регламентируются особенности организации и условия обучения в отношении конкретных форм обучения.

Так, указание на объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (далее – объем занятий) содержится в выше указанной статье Федерального закона. То есть, объем занятий является одним из условий установления формы обучения и личного выбора каждого при поступлении на обучение.

Также согласно части 4 статьи 11 Федерального закона формы обучения отличаются друг от друга сроками получения образования, которые устанавливаются в соответствии с федеральньши государственньми образозательньши стандартами (далее – ФГОС).

Так, например, в соответствии с требованиями ФГОС срок обучения по программам бакалавриата в очной форме обучения составляет 4 года, в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Срок получения образования по программам магистратуры в очной форме обучения составляет 2 года. В очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения.

Кроме того, требованиями ФГОС соответствующих уровней высшего образования с учетом форм обучения (очной; очно-заочной; заочной) установлены объемы образовательньгх программ, реализуемых за один учебннй год. Так, например, объем программы бакалавриата в очной форме обучения составляет 60 з.е. (зачетннх единиц), в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

При зтом требованиями ФГОС высшего образования установлено, что конкретньй срок получения образования и объем образовательной программы соответствующего уровня образования (бакалавриат; специалитет; магистратура), реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

Также законодательством Российской Федерации об образовании для обучающихся по очной форме обучения предусмотрены меры социальной поддержки и стимулирования.

Так, в соответствии с частями 3 и 6 статьи 36 Федерального закона студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона обучающимся по основньм образовательным программам, в том числе высшего образования, по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях, вузом предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у вузов.

В свою очередь, обучающимся по заочной форме обучения указанные жилые помещения предоставляются на период прохождения ими промежуточной и итоговой аттестации.

Кроме того, обучающимся по очно-заочной и заочной формам обучения, которые совмещают работу с получением образования, предоставляются дополнительнне отпуска с сохранением среднего заработка в соответствии с Трудовьм кодексом Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что определения терминов «форма обучения», «очная форма обучения», «заочная форма обучения», «очно-заочная (вечерняя) форма обучения» можно найти в справочной литературе (например, словарях, справочниках, знциклопедиях, глоссариях по педагогике, образовательным технологиям и т.д.), других информационных источниках (например, учебных и учебно-методических пособиях по педагогике и психологии).

По вопросу форм обучения и образовательных технологий

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

На основания части 2 статьи 13 и части 2 статьи 16 Федерального закона при реализации образовательных программ вузы имеют право применять злектронное обучение, дистанционнне образовательнне технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России). Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 утвержден Порядок применения вузами злектронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка вузы реализуют образовательные программы или их части с применением, в том числе дистанционных, образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Необходимо отметить, что согласно пункту 5 Порядка при реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий вузы самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий.

Читайте также:  Техник оператор должностные обязанности

Также положениями пункта 3 0 Порядка определено, что объем образовательной программы не зависит от формы получения образования, формы обучения, сочетания различннх форм обучения, применения злектронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации образовательной программы, обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

Таким образом, дистанционное обучение является образовательной технологией и, соответственно, может применяться при освоении образовательной программы при любой форме обучения, в том числе, очной.

При этом какие-либо образовательные технологии, в том числе дистанционные, не являются формой обучения и не могут подменять их. То есть, вуз может использовать дистанционные образовательные технологии как средство организации учебного процесса реализуемых в любой, в частности, очной форме обучения, образовательньгх программ.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что соответствующими ФГОС закреплено по каким профессиям, специальностям и направлениям подготовки, реализация образовательных программ с применением исключительно злектронного обучения, дистанционных технологий не допускается.

  • формы обучения 1
  • министерство образования и науки 1
  • очная 1
  • заочная 1
  • образовательные технологии 1

Выяснилось, что сущностные определения установленных законодательно форм обучения «очная», «заочная», «очно-заочная» действующими нормативньми правовыми актами не установлены, но положениями отдельных статей Федерального закона об образовании регламентируются особенности организации и условий обучения в отношении конкретных форм обучения.

Раскладываем всё по полочкам и объясняем, чем заочка отличается от хоумскулинга, а онлайн-школы от дистанционного образования.

2 формы получения образования

Основное общее образование в нашей стране является обязательным. Каждый гражданин должен окончить хотя бы 9 классов.

Выделяется две формы получения образования (статья 17 Федерального закона «Об образовании»):

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, попросту — в школах;
  • вне таких организаций.

5 форм обучения

В школах обучение осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10–11 классы).

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Получение образования в организации

В государственных или традиционных частных школах можно выбрать одну из трёх форм обучения.

Очное обучение

Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. На юридическом языке это называется «находиться в контингенте образовательной организации».

В идеале школьник, как промокашка, впитывает знания и мудрость учителя, а на переменах весело проводит время с одноклассниками. В жизни многие родители недовольны качеством школьного образования, а дети сталкиваются с буллингом.

Очная форма подойдёт, если:
  • ребёнку нравится ходить в школу, он не мыслит себя без своего класса;
  • вы не можете уделять образованию детей много времени и ресурсов;
  • ребёнок не привык к дисциплине и нуждается в жёстких рамках извне.

Вариацией очного является надомное обучение. Его организуют для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Обратите внимание: вариацией, но не самостоятельной формой.

Очно-заочное обучение

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестоваться он обязан вместе с классом: если сегодня пишется контрольная, надо присутствовать.

Школы переводят детей на очно-заочное обучение неохотно и довольно редко. Во-первых, из-за лишних хлопот для учителей, а во-вторых, дабы не создавать прецедентов. «Почему Петрову можно не ходить в школу, а мне нельзя?!»

Очно-заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок легко по учебникам, без помощи педагогов, осваивает программу;
  • вы хотите, чтобы у ребёнка было немного больше свободного времени, но не терялась связь со сверстниками;
  • спортивный или творческий график ребёнка не совпадает со школьным.

Заочное обучение

Ребёнок не ходит в школу и осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. Но он находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы и придётся придерживаться графика аттестаций.

Правда, контрольные можно сдавать дистанционно, через сайт школы или, например, по Скайпу. В законе это называется «реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Иными словами, дистанционное обучение не является его самостоятельной формой, это лишь способ организации учебного процесса.

На заочку переводят в основном старшеклассников и тоже редко. Ведь юридически при получении образования в школе (неважно в какой форме) ответственность за его качество лежит на администрации и преподавателях. Если заочник плохо подготовится и не сдаст аттестацию, спросят с учителей.

Заочная форма подойдёт, если:
  • ребёнок прекрасно осваивает программу сам;
  • семья часто переезжает или много путешествует;
  • ребёнок профессионально занимается спортом или творчеством.

Получение образования вне организации

Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.

Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.

В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.

Читайте также:  Хитрости риэлторов при продаже квартиры

Семейное образование

Семейное образование (СО) — гибкое и вариативное. Родители вправе выбрать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.

Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются в экстерном. Да-да, экстернат — это не форма обучения, а форма аттестации. О сущности экстерната по действующему законодательству у нас есть отдельная статья. Читать →

Основные виды СО:

  1. Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
  2. Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса. Про нюансы анскулинга у нас также есть статья. Читать →
  3. Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и конечно же, цифровые школы.
Семейная форма подойдёт, если:
  • ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
  • ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
  • он не успевает за темпом других детей, нужен особый подход;
  • у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
  • у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
  • семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
  • семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.

Самообразование

Всё то же самое, что на семейной форме, только для учащихся старше 15 лет.

Выводы

  • В России две формы получения образования и пять форм обучения.
  • У каждой формы — свои плюсы и минусы.
  • Надомное и дистанционное обучение, а также экстернат не являются формами обучения.
  • Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании»). Вы можете поучиться в традиционной школе, затем перевестись на заочку, а после попробовать обучение в онлайне. Главное, чтобы ребёнок получал удовольствие и развивался.

Всем доброго времени суток ! После окончания школы , как правило , мы идём учиться дальше в институты , колледжа , университеты и т . д . И перед нами встаёт задача , какую форму обучения выбрать . И к этому вопросу, следует относиться с полной ответственностью , так как от выбора будет зависеть ход жизни на ближайшие несколько лет . А для этого нам нужно знать , какие существуют формы обучения в ВУЗах и колледжах .

Виды форм

На сегодняшний день существуют четыре формы :

  1. Дневная ( очная )
  2. Очно — заочная ( вечерняя )
  3. Заочная
  4. Экстернат

Так какое обучение выбрать: очное или заочное. А теперь разберёмся с каждой в отдельности и определим минусы и плюсы .

Дневная ( очная )

Если Вы собираетесь пойти учиться на очную ( дневную ) форму в ВУЗ , то будьте готовы к тому , что Вам придётся посещать учебное заведения пять — шесть раз в неделю . Обычно это утренние занятия , т . е первая смена , но может быть и исключения , когда учатся со второй . Причиной 2 – ой смены может стать работа студентов , работающих с утра .

Так же выбрав очную форму , будьте готовы к большому объёму теории , к практике , контрольным и лабораторным работам , к лекциям , к семинарам . Вы имеете полное право прослушать лекцию и по задавать интересующиеся вопросы преподу , тем самым закрепите полученную информацию .

На пред последнем курсе учебы ВУЗа , Вы будете проходить практику , не посредственно уже на производстве . Практика Вам даст шанс испытать себя в будущей профессии и приобрести начальный опыт работы .

Очная форма делится на три программы :

  • Бакалавриата — учиться четыре года
  • Специалитета — учиться пять лет
  • Магистратура — учиться два года

Если же Вы поступили учиться в высшее учебное заведения закончив техникум , колледж и идете учиться дальше по выбранной профессии , то срок обучения может сократиться до трёх лет

Если поступаете после девятого класса в колледж , то сокращается срок и составит от двух лет и десять месяцев и до четырёх лет и десяти месяцев . Разница будет зависеть от того , какое образования , желаете получить : базовое либо повышенное . Не могу пройти мимо Читайте статью о том, как выбрать профессию после 9 класса.

Закончив 11 классов и решили пойти учиться в колледж либо в техникум , с целью получить средне профессиональное образования . Учиться придется : по базовому и повышенному уровню от 1 . 10 года до 3 . 10 лет , смотря на который уровень претендуете .

Преимущества ( плюсы )

  1. Для юношей это конечно же отсрочка от армии . Даётся непосредственно один раз , при достижении восемнадцатилетнего возраста .
  2. Очень весёлая студенческая жизнь ! Будите принимать участия в разных мероприятиях : в конкурсах , соревнованиях и т . п
  3. Успешным студентам выплачивается хорошая стипендия , а приезжим
    общежитие .
Читайте также:  Реальный договор считается заключенным с момента

Недостатки ( минусы )

  1. Выбирая дневную форму Вы не сможете работать . Если только после учёбы , в вечернее либо ночное время . А этот вариант крайне не легок , так как совмещать одно с другим .
  2. Высокая стоимость обучения . Так , что если Вы не поступили на бюджетной основе , то будьте готовы платить за свою учебу кругленькую сумму .

Очно — заочная

В вечерней форме обучения , Вы будите ходить на занятия , но в сравнении с очной , гораздо меньше часов . Выбирая такую форму , Вы будете приходить на занятия два — четыре дня неделю ( обычно это будни , но могут быть и выходные ), вечером .

Вечернюю учебу , студенты выбирают для того , чтобы совмещать ее с работой . Да к тому же нарабатываете опыт в работе и развиваете полезные качества специалиста .

На очно — заочной Вы посещаете учебу на время всего года , а после сдаете зачеты и сессию .

Очно — заочная , тоже делится на программы :

  • Бакалавриата — учиться — четыре года и шесть месяцев
  • Специалитета — срок учебы — от пяти лет и пяти месяцев
  • Магистратура — учиться — два года

Если поступаете уже со средне специальным ( профессиональным ) образованием , то срок срезается до трёх лет

Если поступаете , закончив школу 9 классов в колледж , то период составит от двух лет десяти месяцев — до четырёх лет десяти месяцев . Разница будет зависеть от образования : базового либо повышенного .

Закончив 11 классов и решили пойти учиться в колледж либо в техникум , с целью получить средне профессиональное образования . Учиться придется : по базовому и повышенному уровню от 1 . 10 года до 3 . 10 лет , смотря на который уровень претендуете .

Преимущества ( плюсы )

  1. Возможность совмещать учёбу с работой
  2. Закончив колледж либо ВУЗ , у Вас уже будет опыт работы и Вы сможете претендовать на вакантные места .

Недостатки ( минусы )

  1. Для юношей не дают отсрочку от армии
  2. У Вас не будет возможности и времени принимать участие в конкурсах и других мероприятиях
  3. Теряется способ получить стипендию , места , которых финансирует Государство

Заочная форма обучения в ВУЗе и колледже

Выбрав заочную Вы будете посещать учёбу определённое количество часов . При чем основная часть на изучения предмета Вам отводится самостоятельно , а потом ВУЗ либо колледж , чтобы проверить Ваши знания , проводит контрольные работы и сессии .

Заочная форма включает в себя две системы :

Модульная — обучения происходит в период всего учебного года . К примеру : Вы посещаете учебу единственный раз за всю неделю , а после сразу же сдаете зачёт .

Классическая ( начитка ) — перед лекцией Вы посещаете лекции , а изучив учебный курс сдаете зачёт и экзамен

Заочная форма обучения предназначена для тех студентов , которые не имеют возможность ходить в ВУЗ или колледж , в случае — если работают .

Работающих студентов , могут вызвать на сессию . Учебное учреждения выдаёт Вам специальную справку , которую Вы отдаете своему работодателю . И Вам предоставляется учебный отпуск

А еще , заочная даёт возможность использовать информационные технологии либо обучаться дистанционно . Для полноценной учебы , Вам понадобится персональный ПК с интернетом . Изучения проводятся в режиме онлайн . При помощи специальных программ , преподаватель читает Вам онлайн – лекции , вебинары.

Для того , чтобы проверить , как Вы запомнили материал , на Ваш е – мейл либо в личный кабинет на сайт учебного заведения , отправляются контрольные и практические работы . Так же выбрав дистанционную форму , Вам откроется полный доступ к электронному каталогу книг ( библиотека ), а это облегчит Вам задачу на этапе учёбы

Срок обучения в колледже , с целью получить средне профессионального образования составит от трёх лет и пяти месяцев до пяти лет

Срок обучения в ВУЗе по программам :

  • Бакалавриата — от 4 , 5 до 5 , 5 лет
  • Специалитета — от 5 , 5 до 6 лет
  • Магистратура — от 2 – х до 2 , 5 лет

Заочная форма тоже имеет сокращенные сроки . Для студентов , которые закончили колледж либо техникум , и поступают на проф — обучения , либо в качестве слушателей , с целью получить 2 – е высшее образования .

Преимущества ( плюсы )

  1. Совмещаете работу и учёбу
  2. Получаете трудовой стаж

Недостатки ( минусы )

  1. Как обычно , для юношей , отсрочка от армии не дается
  2. Очень низкий объём информации
  3. Нет стипендии
  4. Почти не принимаете участие в студенческих мероприятиях

Экстернат

Вы сами изучаете учебные материалы , без лекций и прочего . Далее все экзамены и зачёты сдаете экстерном , а затем Вам выдаётся документ , который подтверждает Ваш уровень квалификации

Сроки учебы определяется в соответствии с требованием государственного стандарта . Норма — двадцать дисциплин в год

Преимущества ( плюсы ) экстерната

  1. Очень быстро получите образования и квалификацию

Недостатки ( минусы ) экстерната

  1. Очень трудно самостоятельно изучать учебные материалы
  2. Нет не каких студенческих льгот

Но вот вроде бы и все ! Надеюсь я донес до Вас целиком и полностью предоставленную информацию . Т еперь Вы знаете , какие бывают формы обучения и что они из себя представляют !

Жду Ваши комментарии ! Всем спасибо и пока !

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector