Передача оружия другому лицу ответственность

Передача оружия другому лицу ответственность

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5
"О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств"

С изменениями и дополнениями от:

6 февраля 2007 г., 3 декабря 2013 г., 11 июня 2019 г.

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 11 июня 2019 г. – Постановление Пленума Верховного Суда России от 11 июня 2019 г. N 15

В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об ответственности за преступления, связанные с хищением, вымогательством и незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать судам следующие разъяснения:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 11 июня 2019 г. – Постановление Пленума Верховного Суда России от 11 июня 2019 г. N 15

1. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 222 – 226.1 УК РФ, судам необходимо устанавливать, являются ли изъятые у него предметы оружием, его основными частями или комплектующими деталями, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами, ответственность за незаконный оборот которых предусмотрена указанными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

По делам, связанным с оружием и боеприпасами, следует исходить из положений Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее – Федеральный закон "Об оружии"), устанавливающего основные правила регулирования правоотношений, возникающих в процессе оборота оружия и боеприпасов к нему, права и обязанности участников этих отношений.

При этом следует иметь в виду, что данный Закон регулирует только правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, в то время как уголовный закон предусматривает ответственность за противоправные действия как с указанными видами оружия, так и с иными видами боевого огнестрельного оружия, находящегося на вооружении в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и на которые действие Федерального закона "Об оружии" не распространяется.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 11 июня 2019 г. – Постановление Пленума Верховного Суда России от 11 июня 2019 г. N 15

2. С учетом положений статей 1 и 2 Федерального закона "Об оружии" применительно к статьям 222, 223, 224 – 226.1 УК РФ под огнестрельным оружием следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского огнестрельного оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для механического поражения живой или иной цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия, пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра.

Под основными частями огнестрельного оружия понимаются: ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка.

Комплектующими деталями огнестрельного оружия применительно к статье 226 УК РФ являются как основные части огнестрельного оружия, так и иные детали, конструктивно предназначенные обеспечивать нормальное функционирование конкретного образца огнестрельного оружия (станины, прицелы и т.п.).

Пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, электрошоковые устройства и искровые разрядники, предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием, не относятся к оружию, ответственность за противоправные действия с которым предусмотрена статьями 222, 223, 224 – 226.1 УК РФ..

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 11 июня 2019 г. – Постановление Пленума Верховного Суда России от 11 июня 2019 г. N 15

4. К категории боеприпасов относятся все виды патронов к огнестрельному оружию независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом, а также иные предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.

По смыслу положений статей 222, 223, 225 – 226.1 УК РФ патроны светозвукового, травматического, газового действия, сигнальные, строительно-монтажные, учебные, охолощенные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 11 июня 2019 г. – Постановление Пленума Верховного Суда России от 11 июня 2019 г. N 15

5. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 222.1, 223.1, 225 – 226.1 УК РФ, под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или смеси веществ, способные под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву). К ним относятся: тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох и т.п.

Под взрывными устройствами понимаются промышленные или самодельные изделия, содержащие взрывчатое вещество, функционально предназначенные для производства взрыва и способные к взрыву.

Имитационно-пиротехнические и осветительные средства не относятся к взрывчатым веществам и взрывным устройствам.

По смыслу закона к взрывным устройствам, ответственность за незаконные действия с которыми предусмотрена статьями 222.1, 223.1, 225 – 226.1 УК РФ, относятся и приспособления для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.), находящиеся отдельно от самого изделия.

Судам следует иметь в виду, что уголовная ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств наступает по специальным нормам, предусмотренным статьями 222.1 и 223.1 УК РФ. С учетом этого, если судом при рассмотрении уголовного дела установлено, что предмет вооружения или метаемое снаряжение содержат в своем составе взрывчатое вещество, функционально предназначены для производства взрыва и способны к взрыву (например, мина, граната), то незаконные действия с таким предметом квалифицируются по статье 222.1 или статье 223.1 УК РФ.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 11 июня 2019 г. – Постановление Пленума Верховного Суда России от 11 июня 2019 г. N 15

6. Под холодным оружием понимаются изготовленные промышленным или самодельным способом предметы, предназначенные для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения, которые включают в себя холодное клинковое оружие (кинжалы; боевые, национальные, охотничьи ножи, являющиеся оружием; штык-ножи; сабли; шашки; мечи и т.п.), иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, копья, боевые топоры и т.п.), а также оружие ударно-дробящего действия (кастеты, нунчаки, кистени и т.п.).

Под метательным оружием понимаются предметы, предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека (метательные ножи и топоры, дротики и т.п.) либо механического устройства (луки, арбалеты и т.п.)..

7. В тех случаях, когда для решения вопроса о том, являются ли оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами предметы, которые лицо незаконно носило, хранило, приобрело, изготовило, сбыло или похитило, требуются специальные познания, по делу необходимо проведение экспертизы.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 11 июня 2019 г. – Постановление Пленума Верховного Суда России от 11 июня 2019 г. N 15

8. При рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, в связи с чем необходимо отграничивать виды ответственности владельцев оружия.

При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

Судам следует также иметь в виду, что виновные лица привлекаются к административной ответственности за нарушение установленных правил ношения, изготовления, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра, оборот которого Федеральным законом "Об оружии" ограничен или запрещен.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 11 июня 2019 г. – Постановление Пленума Верховного Суда России от 11 июня 2019 г. N 15

9. Основным признаком газового оружия является его предназначение для временного химического поражения цели, в качестве которой может выступать человек или животное, путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.

Для приобретения и хранения газового оружия в виде пистолетов и револьверов необходимо получение лицензии. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, также относятся к газовому оружию, но могут приобретаться свободно.

Виновные лица могут привлекаться к уголовной ответственности на основании части четвертой статьи 222 и части четвертой статьи 223 УК РФ за незаконные сбыт или изготовление газового оружия, снаряженного патронами с нервно-паралитическими, отравляющими или иными веществами, способными причинить вред здоровью, оборот которого запрещен Федеральным законом "Об оружии".

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 11 июня 2019 г. – Постановление Пленума Верховного Суда России от 11 июня 2019 г. N 15

10. Судам необходимо учитывать, что правила оборота каждого вида оружия и боеприпасов определены помимо закона соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами, в связи с чем при решении вопроса о привлечении к ответственности за преступления, предусмотренные статьями 222, 223, 224, 225 УК РФ, необходимо устанавливать и указывать в приговоре, какие правила были нарушены.

Читайте также:  Смена научного руководителя в аспирантуре

При возникновении трудностей в решении вопроса об отнесении конкретных образцов оружия, патронов и боеприпасов к тому или иному виду необходимо назначать экспертизу для определения тактико-технических характеристик данных образцов.

Если указанные трудности обусловлены не техническими причинами, а являются следствием противоречий между законодательными актами Российской Федерации и нормами международного права, определяющими критерии разграничения видов оружия, то в соответствии с частью четвертой статьи 15 Конституции Российской Федерации следует руководствоваться нормами международного права.

При установлении вида оружия по правилам статей 2 – 5 Федерального закона "Об оружии" судам необходимо иметь в виду, что принятие государственными военизированными организациями на вооружение гражданского или служебного оружия и патронов к нему, соответствующих требованиям статей 3, 4, 6 Федерального закона "Об оружии" и сертифицированных в соответствии со статьей 7 данного Закона, не является достаточным основанием для того, чтобы расценивать это гражданское или служебное оружие и патроны как боевые и привлекать лицо к ответственности за нарушение правил оборота боевого оружия.

Приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения для их использования с огнестрельным оружием, запрещенным к обороту (например, с обрезом), уголовной ответственности не влечет.

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 11 июня 2019 г. – Постановление Пленума Верховного Суда России от 11 июня 2019 г. N 15

11. Под незаконным ношением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать нахождение их в одежде или непосредственно на теле виновного, а равно переноску в сумке, портфеле и т.п. предметах.

Под незаконным хранением огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать сокрытие указанных предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

Под незаконной перевозкой этих же предметов понимается их перемещение на любом виде транспорта.

Под незаконным приобретением этих же предметов следует понимать их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, присвоение найденного и т.п., а также незаконное временное завладение ими в преступных либо иных целях, когда в действиях виновного не установлено признаков его хищения.

Под незаконным изготовлением огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового, холодного оружия, метательного оружия, боеприпасов, патронов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию, влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание, в том числе путем переделки каких-либо иных предметов (например, ракетниц, пневматических, стартовых и строительно-монтажных пистолетов, предметов бытового назначения или спортивного инвентаря), без полученной в установленном порядке лицензии, в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Под незаконной переделкой как разновидностью изготовления огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему либо газовому оружию понимается изменение в нарушение установленного порядка их тактико-технических характеристик и свойств, при котором независимо от результатов такого изменения их поражающие свойства сохраняются (например, изменение их формы для имитации других предметов, переделка ствола огнестрельного гладкоствольного оружия под патрон к оружию с нарезным стволом, укорачивание ствола огнестрельного гладкоствольного оружия, в результате чего оно становится запрещенным к обороту, и т.д.).

При квалификации последующих незаконных действий с изготовленным (переделанным) оружием (боеприпасами) необходимо исходить из тактико-технических характеристик, которыми стало реально обладать изготовленное (переделанное) виновным оружие (боеприпасы), а не тех, которыми обладали предметы, подвергшиеся переделке.

Незаконное снаряжение патронов к огнестрельному оружию ограниченного поражения либо газовому оружию может выражаться, в частности, в сборке патрона путем установки в гильзу средства инициирования выстрела, размещения метательного заряда, а также метаемого снаряжения травматического действия или слезоточивого, раздражающего вещества.

Под незаконной передачей огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать их незаконное предоставление лицом, у которого они находятся, другому лицу для временного использования или хранения.

Под незаконным сбытом указанных предметов следует понимать их безвозвратное (в отличие от незаконной передачи) отчуждение другому лицу (приобретателю) в результате совершения какой-либо противоправной сделки (возмездной или безвозмездной), т.е. продажу, дарение, обмен и т.п.

Как оконченное преступление по статье 222 УК РФ надлежит квалифицировать незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение одной либо нескольких основных частей огнестрельного оружия.

Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение одних и тех же огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, равно как и незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение одних и тех же взрывчатых веществ или взрывных устройств, не требуют самостоятельной квалификации каждого из незаконных действий по частям первой – третьей статьи 222 или по статье 222.1 УК РФ.

Если виновным были совершены незаконные действия, предметом которых одновременно являлись не только огнестрельное оружие, его основные части и боеприпасы, но и взрывчатые вещества или взрывные устройства, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных статьями 222 или 223 и 222.1 или 223.1 УК РФ.

Не является уголовно наказуемым оборот комплектующих деталей и составных частей оружия и патронов, осуществляемый в ходе производственного процесса между смежными предприятиями, занимающимися производством оружия для поставок государственным военизированным организациям или его изготовлением и поставками только для экспорта с соблюдением правил, установленных статьей 16 Федерального закона "Об оружии".

Информация об изменениях:

Пункт 12 изменен с 11 июня 2019 г. – Постановление Пленума Верховного Суда России от 11 июня 2019 г. N 15

12. В отличие от преступлений, предусмотренных частями первой, второй или третьей статьи 222 УК РФ, к предмету хищения либо вымогательства (статья 226 УК РФ) следует относить в том числе и гражданское огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения.

Ответственность по статьям 222, 226 УК РФ наступает за незаконный оборот, хищение либо вымогательство не только годного к функциональному использованию, но и неисправного либо учебного оружия, если оно содержало пригодные для использования комплектующие детали или если лицо имело цель привести его в пригодное состояние и совершило какие-либо действия по реализации этого намерения.

Информация об изменениях:

Пункт 13 изменен с 11 июня 2019 г. – Постановление Пленума Верховного Суда России от 11 июня 2019 г. N 15

13. По смыслу закона под оконченным хищением огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств следует понимать противоправное завладение ими любым способом с намерением лица присвоить похищенное либо передать его другому лицу, а равно распорядиться им по своему усмотрению иным образом.

Уничтожение, оставление на месте преступления или возвращение назад похищенного оружия после его использования для совершения других противоправных действий либо в иных целях не является основанием для освобождения лица от ответственности за хищение оружия.

Уголовная ответственность по статье 226 УК РФ наступает в случаях хищения огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств как из государственных или иных предприятий или организаций, так и у отдельных граждан, владевших ими правомерно либо незаконно.

Хищение составных частей и деталей боеприпасов, содержащих взрывчатые вещества или взрывные устройства (запалы, детонаторы, взрыватели и т.д.), следует квалифицировать по статье 226 УК РФ как оконченное хищение взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Если лицо похитило непригодные к функциональному использованию огнестрельное оружие, комплектующие детали к нему, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, заблуждаясь относительно их качества и полагая, что они исправны, содеянное следует квалифицировать как покушение на хищение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

О передаче охотничьего оружия другому лицу.

Водорезов Ю. Г. просит разъяс­нить, что следует понимать под пе­редачей оружия другому лицу и можно ли использовать нарезное оружие, в частности, при охоте на лисицу и бобра?

О передаче оружия говорится в не­скольких действующих нормативно-­правовых актах. Передача может со­вершаться по закону, а может совер­шаться и противозаконно.

Например, владелец охотничьего ружья решил подарить его своему дру­гу. В этом случае, в соответствии с Федеральным законом “Об оружии”, друг должен получить в органе внут­ренних дел лицензию на приобретение охотничьего оружия. Владелец по мес­ту регистрации ружья должен обратить­ся в полицию с заявлением о намере­нии передать ружье конкретному лицу. В полиции ружье будет перерегистри­ровано на нового владельца ружья. Таким образом, ружье будет передано другому лицу по закону.

В Уголовном кодексе РФ (ст. 222 ч. 1) за незаконное приобретение, пере­дачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за ис­ключением гражданского огнестрель­ного гладкоствольного длинностволь­ного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного ору­жия ограниченного поражения, его ос­новных частей и патронов к нему) предусмотрена уголовное наказание. Если эти деяния совершены группой лиц по предварительному сговору (ч. 2) или организованной группой (ч. 3), предусмотрено более суровое наказа­ние.

В части четвертой этой статьи пре­дусмотрена ответственность за неза­конный сбыт гражданского огнестрель­ного гладкоствольного длинностволь­ного оружия, огнестрельного оружия ог­раниченного поражения, газового ору­жия.

Пленум Верховного Суда РФ в сво­ем постановлении № 5 от 25.06.1996 г. с внесенными в него изменениями постановлениями от 6.02.2007 г. № 7, от 3.12.2013 г. № 34 и другими разъяс­нил, что под незаконным сбытом ору­жия и боеприпасов следует понимать их продажу, дарение, обмен, переда­чу в уплату долга и т.д.

Читайте также:  Следователь вызывает на допрос по телефону

При сбыте оружия и боеприпасов эти предметы переходят в безвозвратное отчуждение, в собственность другого лица в результате сделки, которая мо­жет быть возмездной, но может быть и безвозмездной.

А передачей оружия будут считать­ся те действия собственника оружия,

при которых он остается его собствен­ником, но передает оружие и боепри­пасы временно, например, на время проведения охоты и т.п.

Можно привести такой пример: граж­данин в собственности имеет два охот­ничьих ружья. При выходе на охоту он одно ружье передает родственнику, с которым идет на охоту. В этом случае собственник охотничьего оружия со­вершает административное правона­рушение — незаконную передачу гражданского огнестрельного гладко­ствольного оружия, за что предусмот­рена административная ответствен­ность по ст. 20.8. п. 6 Кодекса РФ об административных правонарушени­ях, а родственник совершает админи­стративное правонарушение в виде незаконного ношения гражданского ог­нестрельного гладкоствольного оружия. По этой же статье Кодекса несет ответ­ственность собственник огнестрельного оружия ограниченного поражения при передаче его другому лицу и лицо, ко­торое незаконно носит такое оружие.

За подобные нарушения предусмот­рены довольно суровые меры наказа­ния: наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей с кон­фискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от 5 до 15 суток с конфискацией ору­жия и патронов к нему, на должност­ных лиц штраф от 10 до 50 тысяч руб­лей с конфискацией оружия и патро­нов к нему либо их дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет, либо адми­нистративное приостановление их де­ятельности на срок от 10 до 60 суток.

Надо заметить, что дела об этих пра­вонарушениях рассматривают органы внутренних дел, но если в этих орга­нах решат, что в данном случае сле­дует конфисковать оружие и патроны, материалы направляются судье, кото­рый и принимает решение по этому правонарушению, так как конфиска­цию оружия может применить только судья.

Административным кодексом пре­дусмотрена административная ответ­ственность не только за передачу охот­ничьего огнестрельного оружия, но и за передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж и ка­либра более 4,5 мм без разрешения органов внутренних дел (ст. 20. 10. Кодекса).

Чем опасны эти правонарушения? Они опасны тем, что нарушают обще­ственный порядок и общественную безопасность.

Оконченным это правонарушение считается с момента передачи этих предметов.

Эти правонарушения могут совер­шать как граждане, так и должностные, и юридические лица.

В Законе “Об оружии” (ст. 13) четко изложен порядок приобретения оружия и патронов, их регистрация и передача.

Хотелось бы напомнить к изложен­ным правовым нормам из Кодекса РФ об административных правонаруше­ниях еще некоторые из Закона “Об ору­жии”. Так запрещена передача патро­нов к гражданскому оружию лицам, не владеющим на законном основании таким гражданским оружием, за ис­ключением передачи патронов лицам, занимающимся в спортивных органи­зациях видами спорта, связанными с использованием огнестрельного ору­жия, или проходящим стрелковую под­готовку в образовательных учрежде­ниях (ст. 6 п.).

В случае выявления нарушения гражданином правил передачи оружия и патронов к нему выданная ему ли­цензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изыма­ется органом внутренних дел до при­нятия окончательного решения в по­рядке, который установлен законода­тельством (ст. 26 Закона).

Изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел по изложенным в ст. 27 Закона “Об оружии” основаниям, в том числе в случае нарушения гражданином пра­вил передачи оружия и патронов.

В правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных по­становлением правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 с последующими изменениями, перечисляются случаи, при которых граждане могут переда­вать имеющееся у них оружие и патро­ны и в какие организации это можно делать.

Например, граждане могут передать оружие и патроны в органы внутрен­них дел: на время отпуска, команди­ровки, лечения и т.п. в организации, ведущие охотничье хозяйство, для обеспечения сохранности оружия и патронов перед проведением охоты либо по ее завершении на основании записи в книгах приема и выдачи оружия, которые ведутся этими орга­низациями; в экспертно-криминали­стические подразделения органов внутренних дел для проверки техни­ческих характеристик и соответствия криминалистическим требованиям; оружие может передаваться гражданам РФ спортивными и образовательны­ми организациями на стрелковых объектах для проведения учебных и тренировочных стрельб, в том числе для занятия видами спорта, связан­ными с использованием огнестрель­ного оружия и т.д.

Несколько слов о взаимосвязи владе­ния охотничьим оружием на законном основании и производством охоты.

В Федеральном законе “Об охоте…” говорится, что любительская и спортив­ная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающе­го заключение договора на оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ре­сурсов.

Любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разреше­ния на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу в соответствии с дей­ствующим законодательством (ст. 14). Охотник кроме путевки и разрешения должен иметь с собой охотничий би­лет и разрешение на хранение и ноше­ние огнестрельного оружия, выданное в порядке, предусмотренном Законом “Об оружии”, кроме случаев осуществ­ления охоты с применением орудий охоты, не относящихся к охотничьему оружию.

В соответствии с правилами охоты, утвержденными Минприроды РФ от 16 ноября 2010 г. с последующими изменениями, при осуществлении охо­ты с собой надо иметь охотничий би­лет, если охота производится с охотни­чьим огнестрельным или пневмати­ческим оружием — разрешение на его хранение и ношение, в случае охоты в общедоступных охотугодьях — разре­шение на добычу охотничьих ресур­сов, выданное в установленном по­рядке, в случае охоты в закрепленных охотугодьях — разрешение на добы­чу охотресурсов и путевку, если охота производится на иных территориях, должно быть разрешение, выданное уполномоченным лицом.

Правила не содержат запрета на при­менение нарезного оружия при охоте на лисицу, бобра, но охота на сусли­ков, кротов, хомяков, бурундуков, он­датру, выдру, ласку, водяную полев­ку осуществляется при помощи само­ловов.

Таким образом, вопросы передачи оружия и патронов разрешаются Зако­ном “Об оружии”, “Об охоте…”, Уголов­ным кодексом РФ, Кодексом РФ об ад­министративных правонарушениях, постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814, вышеназван­ными постановлениями Пленумов Вер­ховного Суда РФ, Правилами охоты.

Катаржин П.Ф. из Оренбургской области спрашивает: имеет ли он право, как пенсионер, льготы на оплату за путевку на охоту и име­ет ли он право ловить рыбу в во­доеме, находящемся в частной собственности?

К сожалению, в сети интернет нет сведений о льготах для пенсионеров при приобретении путевок в охотни­чьих организациях, входящих в Орен­бургское областное общество охотни­ков и рыболовов. По телефону предсе­датель областного общества Булгак А.В. сообщил, что в Орском городском обществе охотников и рыболовов, на­ходящимся по месту жительства Катаржина, цена путевки для пенсионе­ров снижена на 50 %.

На водоемах, находящихся в част­ной собственности, можно ловить рыбу только с разрешения собственника во­доема.

Тимошенко В.И. из г. Абакана спрашивает, кто из работников полиции имеет право проверять со­блюдение правил хранения ору­жия?

В соответствии с Законом “Об ору­жии” контроль за оборотом гражданс­кого и служебного оружия осуществля­ют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством РФ выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзо­ра за соблюдением государственных стандартов РФ (ст. 28).

В настоящей статье рассматривает­ся вопрос о контроле за оборотом ору­жия только органами внутренних дел. Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999 г. № 288 утверждена Инструк­ция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборо­том гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (далее Инструкция) с последующими изменениями.

Приказом МВД РФ от 29 июня 2012 г. № 646 утвержден Админист­ративный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по конт­ролю за оборотом оружия (далее Регла­мент), в который приказом МВД РФ от 10 октября 2013 г. М 832 внесены изменения.

Среди должностных лиц органов МВД РФ в соответствии с Регламен­том, которые имеют право осуществ­лять контроль за оборотом оружия на районном уровне, названы должност­ные лица подразделений лицензион­но-разрешительной работы, подразде­лений участковых уполномоченных полиции, сотрудники иных подразде­лений органов внутренних дел, име­ющие специальные звания полиции. В Регламенте записано, что должност­ные лица территориальных органов МВД России при исполнении государ­ственной функции имеют право про­водить проверки, в том числе мест хранения оружия и патронов к оружию, разрешений на хранение, хранение и ношение оружия, изымать в случаях, предусмотренных законодательством, оружие и патроны и др.

Должностные лица обязаны предъя­вить по требованию физических или юридических лиц служебное удостове­рение и сообщить о цели прибытия на место хранения оружия и патронов.

Физическое лицо, в отношении кото­рого проводится проверка, имеет пра­во ознакомиться с документами дол­жностного лица, прибывшего для про­

ведения проверки, записать данные и проверить его полномочия посред­ством телефонного звонка, в том числе в соответствующий территориальный орган МВД России, делать в акте про­верки письменные примечания (за­мечания), обжаловать действия (без­действие) должностного лица, прово­дившего проверку и др.

В этом Регламенте записано, что в случае уведомления гражданином органа внутренних дел о принятом решении продать оружие и патроны, полнота проверки и достоверности све­дений должна осуществиться в срок не более 11 дней с момента регистрации обращения. Это положение Регламен­та относится и к разрешению заявле­ния Краснова.

Срок осуществления функции по кон­тролю за оборотом оружия в отношении граждан установлен не реже одного раза в год по месту хранения оружия.

Читайте также:  Судьи ставропольского краевого суда список

Для проведения проверки руководи­тель территориального органа МВД России по месту хранения, использо­вания или торговли оружием направ­ляет уполномоченных должностных лиц (ст. 79).

Должностные лица при осуществле­нии проверки должны представиться, проинформировать о цели прибытия, предъявить служебное удостоверение.

При себе должностные лица должны иметь предписание о проведении про­верки по установленной форме. При проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан, дол­жностными лицами устанавливаются (ст. 82):

  1. соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешени­ям, а также хранящихся у граждан пат­ронов видам и моделям зарегистри­рованного оружия;
  2. наличие запирающегося на за­мок сейфа или металлического шкафа, ящика из высокопрочных материалов либо деревянного ящика, обитого же­лезом;
  3. условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию.

По результатам проверки должен быть составлен акт проверки, копия которого вручается владельцу оружия (ст. 88).

При выявлении нарушения, состав которого предусмотрен кодексом РФ об административных правонарушени­ях, должностное лицо составляет про­токол об административном правона­рушений (ст. 90). Если нарушений не выявлено, в акте проверки делается запись “Нарушений не выявлено”.

В связи с такими требованиями, изложенными в названном Регламен­те, утвержденном Министром внутрен­них дел РФ В. Колокольцевым, хоте­лось бы снова вернуться к письму Хахлина В.М., и посоветовать начальни­ку полиции Кашину А.А. еще раз по­смотреть на свое решение, которым он отнял у пенсионера, инвалида 2-ой группы 500 рублей, и сверить его с требованиями Регламента.

ОБОРОТ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ

Оборот гражданского оружия на территории Российской Федерации регулируется Федеральным Законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Данным постановлением Правительства приняты «Правила оборота оружия…». Какое оружие является гражданским? Достаточно подробное разъяснение дано в статье 3 Закона, а если проще выразиться и не влезать в формулировки Закона – то оружие, которое разрешается приобретать гражданам России.

Одной из обсуждаемых тем в настоящее время является тема передачи владельцем оружия другому лицу. В средствах массовой информации, Интернете нередко появляются статьи, где рассказывается о том, как владельцев оружия привлекают к административной ответственности за передачу оружия другим лицам, когда тренировались в стрельбе, находясь в тире или стрельбище. Возникает вопрос – является ли такая передача оружия другому лицу нарушением установленных правил и содержится ли в данном поступке состав административного правонарушения? Каким образом владелец оружия может научить безопасно пользоваться оружием или потренировать своего ребенка, друга и т.д.? Ведь Законом введены возрастные ограничения, когда гражданин может приобрести в личное пользование оружие. А если своего оружия еще нет? Тем более, прежде чем получить лицензию на приобретение оружия гражданин обязан отучиться и сдать соответствующий зачет. Как человек может сдать зачет и приобрести оружие в той местности, где нет стрелковых объектов или объектов, занимающихся обучением охранников? Где законное привлечение к административной ответственности, а где беспредел должностных лиц? Чем должно руководствоваться должностное лицо, привлекающее к ответственности владельца оружия за предоставление личного ружья своему ребенку или другу – личным правосознанием или маразмом? Не секрет, что у каждого свой уровень правосознания, а также и маразма. Как определить золотую середину? Вопросов и споров вокруг этого возникает множество и чем больше затрагивается эта тема, тем больше бывает непонимания.

Чтобы достичь понимания обратимся к Закону «Об оружии» и «Правилам оборота оружия…». В статье 1 Закона даны разъяснения некоторых терминов. Передача оружия не разъясняется. Статьей 6 установлены ограничения на оборот гражданского и служебного оружия на территории России. О передаче оружия между физическими лицами на стрелковом объекте для выполнения упражнений стрельбы, на соревнованиях и т.д. ничего не сказано. В «Правилах оборота оружия …» передаче оружия посвящена целая глава № 5, но в ней ни одним словом не оговаривается обращение с оружием физическими лицами на стрелковых объектах. Ни прямого, ни косвенного запрета на передачу владельцем оружия другому лицу для тренировки на стрелковом объекте нет. А если нет запрета, значит можно предоставить свое оружие для тренировки – начинает действовать принцип, что не запрещено, то разрешено. Другой вопрос, каким образом происходит такая передача, вот тут-то и запрятана «золотая середина». Я считаю так, если владелец оружия решился кого-то потренировать из имеющегося у него в личном пользовании оружия, то в процессе тренировки должен постоянно находиться вместе с учеником, ни на минуту не оставлять свое оружие без контроля. Оружие должно использоваться по прямому назначению – для тренировки, для стрельбы. Его оружием не должны воспользоваться в иных целях ни ученик, ни третьи лица. Если же владелец оружия, по каким-то причинам, в процессе тренировки, на какое-то время, оставил свое оружие в стрелковой галерее без личного контроля, сам куда-то ушел и ружьем воспользовались (или могли бы воспользоваться) ученик или третьи лица для совершения правонарушения. То должностное лицо, уполномоченное привлекать к ответственности за нарушения правил оборота оружия, может привлечь владельца к административной ответственности за нарушение правил хранения оружия. Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях та же самая, что и за передачу, а вот часть статьи и формулировка другие, да и штрафные санкции тоже другие.

Рассмотрим ситуацию, когда владелец оружия передает свое оружие в руки другого лица. Например, Петров в личном пользовании имеет гладкоствольное длинноствольное ружье. Решив, что больше ружье ему не нужно Петров предлагает Иванову купить это ружье. Прежде чем приступить к процедуре переоформления Иванов предложил Петрову сходить в тир и пострелять из этого ружья. Так сказать прицениться к ружью, посмотреть его прикладистость, равномерность осыпи дроби и прочие его качества. Естественно, находясь в тире Петров передаст Иванову ружье для того, чтобы он смог из него хотя бы несколько раз выстрелить. Формально передача ружья в момент стрельбы произведена. Но Петров при стрельбе присутствует, ружье Ивановым используется только для того, чтобы выстрелить в мишень и проверить бой ружья, сама стрельба происходит на стрелковом объекте. Ружье постоянно находится под контролем его владельца. Соответственно, состава административного правонарушения в действиях Петрова нет.

Вопрос, когда же может наступить в действиях Петрова состав административного правонарушения – незаконная передача оружия (огнестрельного гладкоствольного оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения)? Ситуация та же самая с продажей ружья Петровым тому же Иванову. Чтобы проверить бой ружья Петров предложил Иванову в тир с ружьем сходить одному, таким образом проверить все преимущества его ружья. Иванов соглашается, берет у Петрова ружье и приходит в тир. Вот в этой ситуации Петров и совершает административное правонарушение – незаконная передача оружия. Во-первых, любая передача оружия может производиться только с разрешения органа внутренних дел, выдавшего разрешение на его хранение и ношение (сейчас органа национальной гвардии, так как контроль за оборотом оружия возложен именно на национальную гвардию). Во-вторых, с момента передачи ружья Петров перестает контролировать, где, как и кем используется его ружье. В-третьих, с момента, когда Иванов принял от Петрова ружье, данное ружье становится объектом другого административного правонарушения, совершенного уже Ивановым – незаконное ношение гладкоствольного длинноствольного оружия. Разрешения на право хранения или разрешения на право хранения и ношения данного ружья Иванов не имеет, такое разрешение выдано только Петрову.

Но как же быть когда, например, участковый уполномоченный составляет протокол на любителей стрельбы за передачу оружия в момент, когда они находились и стреляли в тире? Истина проста – в соответствии с нормами КоАП РФ при составлении протокола должностное лицо обязано указать в фабуле дату, время, место совершения административного правонарушения, в чем выразилось это правонарушение… Например, «01 февраля 2017 года в 10 часов 15 минут в тире по адресу ул. Цветочная, 37 Петров передал Иванову свое гладкоствольное ружье для выполнения упражнения стрельбы, чем нарушил…». А далее это должностное лицо должно сослаться на статью Закона или пункт «Правил оборота оружия…», которые были нарушены Петровым. Чуть выше по тексту я уже говорил, что в Законе «Об оружии» и в «Правилах оборота оружия…» нет запрета на передачу оружия гражданами для выполнения стрелковых упражнений на стрелковом объекте. Следовательно, это должностное лицо не сможет в протоколе указать ни статьи Закона, ни пункта «Правил…», которые, по его мнению, были нарушены Петровым.

Из всего мной сказанного следует вывод: если в процессе тренировки, на соревнованиях и т.д., граждане, владельцы оружия, находясь на стрелковом объекте, передают друг другу оружие, то в их действиях отсутствует состав административного правонарушения, а именно, незаконной передачи оружия нет.

С моим комментарием типичной ситуации кто-то согласится, а кто-то нет. Вы можете задать резонный вопрос, а если все же полицейский составил протокол. Я отвечу так, служителей Закона большое множество. Кто-то из них следует строго норме права. Другие действуют по принципу «а мне приказали наказать в этом тире всех». Третьи служители закона живут по принципу «Закон это я, как сказал, так и будет». В любом случае мой совет, если вы подверглись в подобных ситуациях привлечению к административной ответственности и не согласны с решением должностного лица – обжалуйте это решение в суде. Суд точно разберется – кто есть Закон.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector