Подросток не ночует дома что делать

Подросток не ночует дома что делать

№6 (903)

Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №5 (902) 2017

Юлия Александровна, знаю, что Вам активно звонят телезрители, задают вопросы, беспокоятся о каких-то проблемах, которые пришли в их семью… Одну из тем можно обозначить так: «Почему ребенок не ночует дома?». Почему это происходит? Кто не ночует дома? Для какого возраста это характерно? Давайте об этом поговорим.

– Действительно, в последнее время участились звонки не только от родителей, но и от других близких людей, бабушек и дедушек в том числе. Даже был звоночек родственницы, к которой все время приходит ночевать знакомая: она переживает, нормально ли, что ребенок готов каждую ночь и вечер проводить не у себя дома, а в гостях.

Такая ситуация наиболее характерна для подростков примерно лет с 11–12, и интерес ночевать не дома заканчивается примерно в 16–17 лет, когда уже сформировались какие-то ценности, представления. Опыт о вариантах жизни подросток набрал, и теперь он уже вполне довольствуется тем представлением, которое у него сложилось, он уже может сформировать свое видение, как ему хотелось бы жить. Почему такой интерес есть? Как вариант, это накопление опыта и знаний о том, как живут в других семьях. Это если взять конструктивно-позитивный момент. Но иногда бывает так, что ребенок уходит из дома от каких-то проблем и конфликтов.

Проблемы, конфликты – это причина того, что ребенок не ночует дома?

– Да, убегает из дома.

А куда он уходит?

– Очень интересный вопрос – когда звонят родители, мы тоже об этом спрашиваем: «А где ночует ваш ребенок? Куда он уходит?» Многие мамы называют места так, как им формулирует ребенок: «Мам, я пошел ночевать к другу», и мама прямо так и говорит: «Он уходит к другу». Мы задаем вопрос: «Скажите, а он действительно у друга ночует?». На что родители говорят: «Не знаем».

И тогда, конечно, у нас возникает волнение за ребенка: а если это не друг, знакомый, а не совсем благоприятная и благополучная компания, которая занимается, может быть, какими-то правонарушениями? Ведь подросток склонен к рисковому поведению, и, как вариант, он может всю ночь проводить в таких делах, которые находятся на грани нормы и ее нарушения. Отпуская своего ребенка и доверяя его словам, родитель может столкнуться с ситуацией, что его однажды пригласят в полицию, скажут, что его ребенок пойман за что-то.

Поэтому здесь родители должны задать себе серьезный вопрос: почему они довольствуются ответом ребенка и не задаются целью проверить, действительно он там или нет?

А нет ничего плохого в том, что мы начнем проверять ребенка?

– Это, наоборот, правильный подход. Конечно, лучше не говорить прямо, что я хочу тебя проверить, а, например, сказать: «Ты пошел к другу ночевать? А дай мне на всякий случай телефон родителей, друга. Если вдруг у меня возникнут к тебе какие-то вопросы или мне захочется с тобой пообщаться, я могу позвонить, если не тебе, то твоему другу». В этом нет ничего предосудительного или неправильного: ответственность за ребенка до определенного возрастного периода (18–21 год) несут родители. За противоправное действие вместе с ребенком будет отвечать его родитель. Поэтому в интересах семьи знать, где находится ребенок.

Бывает так, что родитель предполагает, что его сын или дочь находятся не там, где они сказали, но почему-то наши родители настолько осторожны, тревожны и боязливы, что они, понимая это, боятся позвонить и осознать, что ребенок находится совсем в другой обстановке, другой среде, и она может быть вредоносной для него.

Чтобы не чувствовать опасности, не чувствовать, что ребенок совершает что-то не совсем правильное, законное или социально желаемое, родитель просто отключается и говорит: «Хорошо, я сделаю вид, что я тебе верю. Как будто бы ты там и находишься».

Но эта ситуация может продолжаться только до определенного времени, наступит «час Х», когда взрослому придется назвать вещи своими именами и понять, что ребенок был совсем не у друзей, знакомых, а в какой-то дурной компании, совершал некие противоправные действия, и отвечать за них он будет вместе с ним.

Страх родителя – это момент перекладывания ответственности за поступки, жизнь своего ребенка на него самого, на людей, которые в данный момент находятся с ним рядом. И мне хотелось бы привлечь внимание наших родителей, телезрителей, которые задают вопрос: «Что делать?» к такому важному аспекту: где ваш ребенок.

Ведь если он просит переночевать у своей бабушки, которая разделяет с ним какие-то общие интересы (например, девочка любит вышивать или рисовать, занимается каким-то творчеством, которым занимается и бабушка или тетя и, будучи вместе дома, они объединены этим общим интересом, питают друг друга новым знанием, новыми представлениями о чем-то), – это здорово, это хорошо. Если в семье немного другие интересы, то пусть ребенок развивается и будет там. Но когда родитель не знает, где сын или дочь, боится узнать, где они, звонит нам и спрашивает, опускать или нет, тогда мы не даем вам однозначного ответа.

Давайте будем к этому вопросу подходить очень дифференцированно. Кто ваш ребенок? Чем он интересуется? С кем он дружит? Куда он отпрашивается? Где он ночует? Что он делает, когда ночует вне дома? Ничего плохого в этом нет, если за поводом уйти из дома стоит желание быть автономным и самостоятельным.

Одной из причин того, что ребенок хочет уйти из дома, может быть то, что дома его слишком контролируют, слишком опекают, слишком о нем заботятся. Для подростка это уже не столь важно и не будет для него развивающим процессом. И, уходя из дома, беря за свое поведение, свою жизнь бόльшую ответственность, он чувствует, что появляются крылья за плечами, что он действительно вправе выбрать и довольствоваться своим выбором. Ему нравится, может быть, даже в чем-то ошибаться и потом исправлять собственные ошибки, а не пользоваться тем готовым, что ему дают в семье.

Читайте также:  Ооо франк пост заказное письмо что это

Поэтому, если вы видите, что ребенок, уходя из дома ночевать к друзьям, знакомым, бабушкам, близким людям, приходит и начинает проявлять новые способности (например, он буквально две ночи ночевал у бабушки, а потом стал мыть за собой посуду, убирать со стола, складывать одежду как-то по-другому), то это здорово. Значит, процесс некоего отделения от родителей помог ему научиться самообслуживанию.

И, наоборот, если ваш ребенок ушел ночевать куда-то, а потом пришел в состоянии, например, депрессии, или он потом всю неделю спит до обеда и проснуться не может, то наверняка в тот момент, когда его не было дома, что-то происходило не в его пользу, не в сторону его развития и, так скажем, улучшения его характера, способностей.

Задаются ли родители вопросом, когда ребенок может самостоятельно принимать решения, ночевать ему дома или нет? Когда ему можно давать такой выбор и как к этому относиться?

– Действительно, так или иначе этот вопрос присутствует в звонках, и родители ждут от нас, специалистов и психологов, чтобы мы сказали о каком-то конкретном возрасте: «Ну все, в 11 лет отпускайте, пусть ночует». На самом деле это все зависит от ребенка.

Важно понять, что его побуждает не ночевать дома, что ему интересно во времени и пространстве вне дома. И ответа на вопрос: «Когда?» нет. Просьба ко всем родителям, которые занимаются обсуждением проблемы, разрешить ли ребенку ночевать вне дома, – обсудить с сыном или дочерью абсолютно все детали: что это за время, которое он проведет вне дома, чем он будет заниматься кто эти люди, которые будут окружать его все это время, зачем ему это надо? Почему дома не заняться тем же, чем он собирается заняться вне дома?

Если родителю все-таки тревожно опускать ребенка, то предложите прийти сначала к себе. Можно сказать: «Хорошо, пусть вначале твой друг придет к нам. К кому ты собрался? К Васе? Путь Вася к нам придет, а в следующий раз ты идешь к нему». Таким образом можно посмотреть, что это за Вася, из какой он семьи, какие у него интересы, чтобы потом отпустить своего ребенка.

Может быть, несколько комментариев, пожеланий для наших зрителей?

– Ночевать вне дома – это нормальное желание, связанное с проявлением самостоятельности, свободы, независимости. Особенно оно актуально для детей, в семье которых очень много заботы, контроля и опеки. Когда ребенок просится ночевать вне дома, пожалуйста, задайтесь вопросом и обсудите, что это будет за обстановка, с кем он будет общаться все это время, каковы условия для его ночлега в этом доме. Обязательно возьмите телефоны, адреса, куда ребенок пойдет ночевать, а лучше всего познакомиться с семьей – детьми и взрослыми – лично.

Если ребенок ночевал вне дома, пришел и ведет себя, на ваш взгляд, как-то неадекватно, обязательно это обсудите. Такое поведение может сопровождать чрезмерная сонливость, депрессивность, а может быть даже какие-то царапины и раны на теле. Возможно, ребята с кем-то поспорили, повздорили. Обязательно обсудите, как ребенок провел это время, понравилось или нет, что не понравилось. Но в такой ситуации задумайтесь, стоит ли в следующий раз отпускать ребенка ночевать в другое место?

Если ваш ребенок ходит ночевать к близким людям, приходит домой и демонстрирует какие-то новые полезные умения и навыки, – это здорово. Хвалите не только ребенка, но и тех людей, которые помогают обучать вашего подростка. (Продолжение следует)

Когда это случается впервые, родители обычно впадают в панику: новостные каналы переполнены сообщениями о похищенных, увезенных, подвергшихся нападению детях. Практикующий семейный психолог Катерина Демина рассказывает — как не терять самообладание в ситуациях, когда ребенок не ночует дома, и что делать, чтобы они больше не повторялись.

Вместо того чтобы спокойно и в меру раздраженно подумать: «Опять этот балбес заигрался у приятеля до потери чувства времени», мы сразу представляем себе его искореженное тело на столе в прозекторской. Мы так устроены, ничего не поделаешь. Может быть, поживи мы лет 25 без социальных потрясений, способность рассуждать здраво укоренилась бы в нашем сознании, но что имеем, тем и живем.

Итак, ваш ребенок не появился на пороге родного дома в принятые десять вечера и не отвечает на звонки. Ваши действия?

9-12 лет. Если вы знаете, с кем в последнее время дружит ваш ребенок, позвоните ему, а лучше — его родителям. Очень даже может быть, что телефон лежит в портфеле на беззвучном режиме, а дети и правда увлеклись игрой. Для этого вы должны с самого первого класса поддерживать добрососедские отношения с родителями одноклассников, классным руководителям и секретарем школы. У меня было несколько предынфарктных состояний, когда младшая не приходила вовремя с уроков. Последняя цепочка звонков выглядела таким образом: классная дама — председатель родительского комитета — мама девочки, с которой моя дочка выходила из школы, — дедушка этой девочки, который забрал обеих в парк гулять. Добрая душа, этот дедушка, сначала отвел их в пиццерию, потом на два часа в парк, потом они пошли домой к Кате, и за все эти пять часов взрослый человек ни разу не подумал спросить, а в курсе ли мама, где ее дочка. А Лизка не подумала мне позвонить, потому что была «с сопровождением». Время обнаружения объекта — 21.00, количество сожженных нервных клеток — примерно пять миллиардов.

Читайте также:  Как рассчитывается площадь помещения для проведения дезинсекции

12-14 лет. Если ребенок уже настолько взрослый, что ходит везде сам, друзей приводить домой перестал еще два года назад, а с вами находится в отношениях «все сложно» — тогда профилактика. Выбрать спокойный момент, спросить, понимает ли он, как сильно вы волнуетесь. Если ответ «да», то можно составлять договор: мы тебе доверяем, не докапываемся, где ты бываешь и с кем (на самом деле, докапываемся, только более хитрыми способами), в Москве, вообще-то, действует комендантский час для несовершеннолетних (да, а вы знали об этом? Действует, еще как!), поэтому давай ты будешь отзваниваться, если задерживаешься. Ну и поговорить о том, какие санкции будут применены за опоздания. Например, тот, кто не пришел домой вовремя и не предупредил об этом, будет сидеть дома всю следующую неделю.

Если ответ «нет» — ну что ж, расскажите еще раз, как сильно вы его любите, как не хотите его потерять, как он важен для вас.

Возможно, всё и затевалось для того, чтобы снова получить подтверждение: я самое ценное, что есть у родителей

Учитывая, что в этот период дети чувствуют себя чудовищными чудовищами, услышать «ты мое сокровище» будет весьма терапевтично.

В этом возрасте важно обозначить новые нормы и правила. До сих пор вы практически везде сопровождали ребенка, а теперь он становится все более самостоятельным, но еще плохо ориентируется в окружающем мире. И очень многое домысливает и как бы слегка подворачивает в свою пользу. Вообще, опаздывать нельзя, но если не намного — то можно. Мама ждет меня после занятий дома с обедом, но нас же могли задержать? Как раз сейчас заново перенастраивается баланс сил: чья в семье власть? У кого контроль? Кто главнее? В этом разрезе «неприход» домой к ночи — не что иное, как банальная проверка границ. Что ты мне сделаешь, если я демонстративно не буду слушаться?

Ну не бить же их в самом деле? Я бы смотрела на конкретного преступника. Действительно, заигрался, а потом уже боялся звонить, потому что вы будете очень сильно ругать? Пытается вам что-то сказать? («Я уже большой», «Вот я умру, и вы все заплачете», «Мне все равно, что ты чувствуешь, потому что я разочаровался в тебе и больше вам не верю»). Или это яркая акция протеста?

Если вы примете идею, что любой поступок — это послание, вы сможете принять правильное решение

«Нам было 15 лет, когда мой друг решил „уйти из дома“. Нам тогда казалось, что нас никто не понимает, родители — тираны, заставляют и мучают, запрещают встречаться, отнимают телефон, орут из-за какой-то несчастной чашки на столе. „Это невыносимо, невыносимо!“ — рыдал страдальчески Феофил, сын барона Мюнхгаузена. Мы договорились с нашими старшими друзьями, у которых была своя квартира, и Димка уехал туда. А я ходила-ходила, мучилась, тайна жгла рот, но я боялась его предать… Нам казалось, что мы совершаем нечто сверхъестественное, героическое, высокое. В общем, после бессонной ночи я позвонила его родителям. Как оказалось, они даже не заметили, что сына не было в комнате весь вечер и всю ночь. А утром они решили, что он рано ушел в школу. Какое унижение!»

Вот. Учитесь, как надо детей дрессировать.

В то же время ваш подросток должен хорошо понимать, что родители могут действительно заявить в милицию, поднять на его поиски отряд Лиза Алерт, обзвонить всех его одноклассников. Но, собственно, это и есть задача переходного возраста: постепенно приучать всех участников, что совсем скоро и спрашивать никто не будет, и отвечать станет некому. Потерпите еще буквально пару лет, введите несколько незыблемых правил («В полночь мост поднимается, а ворота опускаются, кто не успел — ночует на улице») и идите пить свою валерьянку.

Есть такой замечательный человек в Петербурге — Наташа Романова. У нее дети уже взрослые, а сама она, филолог и нейрофизиолог, работает с подростками — ведет «Школу грамотности Наташи Романовой», где по своей, лично разработанной и научно обоснованной системе учит старшеклассников безошибочному письму без применения правил. Учит не так, как в школе, а эффективно, быстро, бодро и надолго. Так вот, Наташа Романова весьма жестко отзывается о тех родителях, кто называет своих подростков «дети». Не дети они уже. Но, с другой стороны, ведь и не взрослые еще. Как же на них можно повлиять?

1. Заставить и запретить

На самом деле, этот инструмент у нас все-таки есть. Только использовать его придется не добровольно, а значит, ценой могут быть испорченные на всю жизнь отношения. Поэтому применяем его, только когда совсем катастрофа. Наркотики, анорексия, разговоры о суициде, бандитизм, вовлечение в секту — схватить и оттащить от края. Мы взрослые и мы еще можем сделать с подростком все что угодно, хоть в школу при монастыре отдать, как один мой знакомый дочь-наркоманку. Она просидела там шесть лет и вышла в двадцать, когда все ее друзья и подружки уже умерли. Не хочу того папу ни судить, ни хвалить, ни вообще как-то оценивать, и уж точно никому не желаю повода следовать его примеру — просто пытаюсь показать масштаб проблем, в которых в принципе имеет смысл действовать таким образом. А вот более мелкие аварии вроде «бросил школу», «занимается сексом до брака» — мы готовы заплатить за это отношениями с ребенком? «Целыми днями валяется с телефоном» — а за это? Скорее нет, чем да, но вдруг у него серьезная депрессия? Прежде чем орудовать железной рукой, надо еще и понять, куда тащить-то собираемся.

Читайте также:  Объяснительная по утере паспорта

2. Составить договор

В письменном виде. И повесить на стенку. Для родителя договор прекрасен тем, что может сделать сносным совместное проживание с экспансивным (от слова экспансия) молодым существом. У родителей и у детей имеются права и обязанности. Родитель имеет право садиться утром на чистый унитаз. Ребенок имеет право не отвечать на СМС, но на звонки — обязан. Или наоборот. Любая вещь, брошенная за пределами комнаты, отправляется в мусорное ведро. За грязные следы на потолке — самостоятельная побелка оного. Все что угодно, главное, реалистичные для нашей семьи пункты и совместное их обсуждение. Большинство подростков уже умеют худо-бедно контролировать импульсы, а значит, будут этим пунктам следовать. Договор хорош тем, что при наступлении санкций винить плохого родителя нет смысла: все честно, фантики и шкурки из ванной должны быть убраны без звука, а у меня в комнате могут гнить хоть вечность. Важно, что договор не является попыткой добиться от подростка желаемого «курса его жизни», договор — это не мотиватор. Это всего лишь средство, позволяющее четко разделить границы. Поэтому в него не стоит вносить пункты вроде «компьютерного времени, которое составляет не более двух часов в сутки» и прочих штук, которые родителя никак лично не касаются. Договор — это разделение прав и обязанностей, территории и ресурсов.

3. Вручить самостоятельность

Как Ельцин союзным республикам: «столько, сколько смогут проглотить». Мы ему спокойной ночи, а он свет включает, иии. Утром будишь ее, будишь в школу, а онааа. Все, родитель устал! Подросток должен понимать, что если он действительно чувствует себя достаточно сильным, чтобы бороться с родителем, то он достаточно силен и для того, чтобы его наконец хоть в чем-то победить. Поднимаем лапки кверху: нас победили. Мы не можем уложить тебя спать, если ты не лег сам, и не можем заставить надеть шапку, если ты считаешь, что не холодно. И тянуть «приличную гимназию» ты уже можешь только сам, а если не тянешь, значит, придется из нее уйти. Плюс в том, что мы можем долго думать, прежде чем что-то отпустить, и можем взять права обратно, если увидим, что дело идет к какому-то полному краху. Я думала, что ты справишься, но ты всю неделю ложилась в шесть утра и не училась вообще — это значит, что мне придется еще сколько-то месяцев тебя укладывать и будить. Но не разочаровываемся, а постоянно тестируем реальность — может, уже готова? Проспала во вторник и в среду, но в четверг сама собралась вовремя — ага! Получаются такие весы: тут пока мы сильнее, а тут уже она, а тут опять пока мы.

4. Обсудить планы

Лет с 15-16 надо давать старшему подростку понять, какой уровень поддержки ждет его после 18-ти и где мы начнем страховать его риски. Это должно быть предельно ясно: например, «мы всегда нальем тебе тарелку супа и ты сможешь у нас жить, не более того, но на это можешь рассчитывать». Или «за свою учебу ты отвечаешь сам, мы не будем отмазывать тебя от армии, если ты не поступишь». Или «до шестого курса можешь не беспокоиться ни о чем». Или «от армии отмажем, но заставим идти на работу и вносить вклад в семейный бюджет». Это совершенно разные программы действий для нашего крошки. Человек же должен как-то планировать свое будущее! А то живешь на всем готовеньком вроде, но нечеткость какая-то, неуверенность: я уже взрослый или еще кто? А когда стану взрослый, тогда что? И когда? А коли не стану, то кто виноват? Если четко обсудить все эти вещи вместе, поговорить о конкретных планах на будущее и способах их достижения — может родиться прямая близкая мотивация. Только планы, разумеется, должны составляться вместе. Мы не «ставим подростка в известность, что после 18 он выметается с нашей жилплощади» и не пытаемся «дать ему хорошее образование». Только вместе. Игры тестировать? Патологоанатомом? Или пока-никем-но-я-люблю-тебя-мамочка? Спасибо, я тебя тоже. Очень.

Ну, это все пафос и общие слова, а каждый день-то что делать? Вот не хочет барышня в магазин сходить вместо матери, у которой младенец младший болен. Что делать? На каждый день наш главный инструмент — это выключаться. Есть такие обогреватели: нагреют воздух до указанной температуры — раз, выключились, стоят как паиньки и остывают. Родителю подростка нужно тоже так уметь. Не знаешь, что делать? Ребенок нарушил все правила, яростно сопротивляется, ничего не хочет или очень хочет не то, наших сил не хватает, чтобы его убедить? Спросим себя, не умрет ли кто, не дай Бог, если мы прямо сейчас выключимся. Если вопрос на данный момент не смертельный — смело переходим в режим «офф». Это значит, что мы продолжаем присутствовать, но перестаем конфликтовать. Мирно пьем чай на кухне. Делаем только то, что нам сейчас хочется. Если ребенок у нас реально трудный и проблемный, это хорошая профилактика созависимости. Главная трудность — надо выключить все общие и пафосные мысли вроде «что же из него вырастет». Сейчас нас интересует не это, а спокойно прожить час.

И еще: подростку полезнее увидеть не строгого родителя, а человека, который знает, что он прав, но отказывается от борьбы. Который как бы молча говорит: «твой ход», «сам знаешь, как поступить». И, что важно, дает поступить неправильно. Дочка в тот день в магазин не пошла, чувствовала себя от этого не очень, и в следующий раз, возможно, ее даже не придется просить.

Выключившись, мы даем себе отдохнуть и даем жизни сработать за нас, вместо наших воспитательных визгов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector