Подтверждение получения требования из налоговой срок

Подтверждение получения требования из налоговой срок

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Из ИФНС по телекоммуникационным каналам связи поступило требование о представлении документов. Требование направлено в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Требование поступило простым письмом (квитанцию по такому требованию отправить нельзя) и было открыто и прочитано.
Будет ли штраф за неисполнение этого требования?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации не исключаем риск привлечения организации к ответственности за непредставление документов (информации) в установленный срок.

Обоснование позиции:
Пунктом 2 ст. 93.1 НК РФ налоговым органам предоставлено право истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих ими в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость их получения.
В этом случае исполнить требование о представлении документов (информации) (далее – Требование) необходимо в течение десяти дней со дня его получения или в тот же срок уведомить налоговый орган, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Согласно позиции ФНС России лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, при истребовании документов на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ при проведении налоговой проверки. В случае истребования документов (информации) на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ (письмо ФНС России от 27.06.2017 N СА-4-9/12220@, решение ФНС России от 19.07.2018 N ЕД-4-9/13936@ (по жалобе)).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ, является неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которое в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
Суды соглашаются с правомерностью привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ в случае непредставления документов (информации) по сделке в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ (смотрите, например, постановление АС Северо-Западного округа от 17.07.2018 N Ф07-8142/18, определением ВС РФ от 06.11.2018 N 307-КГ18-17492 отказано в пересмотре).
Отметим, что положения п. 4 ст. 93.1 и п. 1 ст. 93 НК РФ не содержат особых требований к порядку вручения Требования в случае истребования документов (информации) по п. 2 ст. 93.1 НК РФ, поэтому оно направляется в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу или его представителю в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО (а лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, – обязаны).
При этом документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа (абзац 5 п. 4 ст. 31 НК РФ).
Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ (далее – Порядок).
В случае направления Требования по ТКС нормы п. 5.1 ст. 23 НК РФ и п.п. 16-17 Порядка предусматривают направление налоговому органу квитанции о приеме Требования или уведомления об отказе в приеме.
При этом пунктом 12 Порядка установлено, что требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика. При получении налоговым органом квитанции о приеме Требования о представлении документов датой его получения налогоплательщиком в электронном виде по ТКС считается дата, указанная в квитанции о приеме.
Если налоговый орган не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он направляет Требование о представлении документов на бумажном носителе (п. 19 Порядка).
Согласно п. 14 Порядка Требование не считается принятым налогоплательщиком (налоговым органом), в следующих случаях:
1) ошибочного направления налогоплательщику (налоговому органу);
2) при несоответствии утвержденному формату;
3) при отсутствии (несоответствии) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа (налогоплательщика).
При наличии оснований для отказа в приеме Требования о представлении документов налогоплательщик формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает ЭЦП и направляет его в налоговый орган (п. 17 Порядка).
При получении уведомления об отказе в приеме налоговый орган устраняет указанные в этом уведомлении ошибки и повторяет процедуру направления Требования о представлении документов.
Таким образом, исходя из положений Порядка, если требование о представлении документов (информации) направлено налогоплательщику в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком. В подобном случае налоговый орган на основании п. 19 Порядка должен направить налогоплательщику требование о представлении документов (информации) в бумажном виде. При этом в соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (письма ФНС России от 16.02.2016 N ЕД-4-2/2436@, от 17.02.2014 N ЕД-4-2/2553).
Отметим, что в силу ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
При этом обращаем внимание, что оценка правонарушения и вины налогоплательщика в его совершении производится руководителем налогового органа (или его заместителем) при рассмотрении дел в порядке ст. 101.4 НК РФ, а в случае обжалования – вышестоящим налоговым органом и/или судом.
Вместе с тем отмечаем, что ФНС России неоднократно указывала налоговым органам о необходимости исключения практики направления налоговыми органами требований налогоплательщику в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО в форме простых писем, так как это ставит налогоплательщика в ситуацию, при которой он по вине налогового органа не может исполнить возложенные на него Кодексом обязательства, что повлечет некорректно наложенные санкции (письма ФНС России от 13.02.2015 N ПА-4-6/2212@, от 31.08.2015 N ПА-4-6/15346@).
При этом суды приходят к выводу об отсутствии оснований для привлечения к ответственности налогоплательщика при отсутствии доказательств вручения ему Требования.
Поэтому считаем, что при отсутствии установленных НК РФ и Порядком доказательств получения организации Требования у налоговых органов отсутствуют основания для привлечения к ответственности за его неисполнение.
В то же время необходимо учитывать, что суды по-разному оценивают доказательства получения налогоплательщиком Требования по ТКС.
Например, в постановлении АС Поволжского округа от 10.07.2015 N Ф06-24975/15 при отсутствии квитанции о приеме Требования или уведомления об отказе в приеме, подписанных ЭЦП налогоплательщика, суд указал на отсутствие доказательств, подтверждающих направление и получение налогоплательщиком требований по ТКС. В связи с этим и в отсутствие доказательств направления Требования на бумажном носителе по почте признал отсутствие вины налогоплательщика и основания для привлечения его к ответственности.
В постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 N 01АП-1728/13 нарушение порядка направления требования по ТКС не принято во внимание судьями.
В последнее время суды нередко принимают в качестве доказательства получения Требования иные технологические документы, в частности, "Извещение о получении электронного документа" (предусмотренного пп. 4 п. 4 Порядка), в котором, в частности, отражается дата получения документов, направленных налоговым органом. В указанном извещении имеются все реквизиты, позволяющие идентифицировать отправителя, дату, вид корреспонденции. Судьи считают, что документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. Такой документ, пусть и направленный по иному типу документооборота, тем не менее является официальным документом. Несоответствие формата транспортного контейнера установленному формату для направления документов, используемых в налоговых правоотношениях, не привело к существенному нарушению налоговым органом порядка направления документов и, соответственно, к существенному нарушению прав проверяемого налогоплательщика (постановление АС Северо-Западного округа от 21.01.2019 N Ф07-15324/18, постановление Двадцатого ААС от 16.03.2017 N 20АП-8363/16).
Учитывая изложенное, не исключаем возможности привлечения организации к ответственности, предусмотренной ст. 129.1 НК РФ. Кроме того, должностные лица также несут ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Дополнительно обращаем внимание, что в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме Требования налоговым органом в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции, согласно пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ может быть принято решение о приостановлении операций по банковскому счету (постановление Двадцатого ААС от 30.11.2018 N 20АП-4492/18.
В заключение отметим, что организация имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в порядке, установленном главой 19 НК РФ, если, по мнению организации, такие акты, действия или бездействие нарушают ее права.

Читайте также:  Правила пересечения границы беларусь россия

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки);
– Энциклопедия решений. Требование налогового органа о предоставлении документов (информации);
– Энциклопедия решений. Способы направления налоговым органом требования о представлении документов (информации);
– Энциклопедия решений. Приостановление налоговым органом операций по счетам в банке в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по передаче квитанции о приеме документов;
– Энциклопедия решений. Взаимодействие налогового органа и налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи;
– Энциклопедия решений. Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений налоговому органу (п.п. 1 и 2 ст. 129.1 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

5 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также:  Приказ о проведении инвентаризации на складе образец

В рамках проведения налогового контроля инспекции могут направлять налогоплательщикам различного рода требования. О том, в какие сроки необходимо отвечать на такие требования, расскажем в нашей консультации.

Сразу оговоримся, что обычно не возникает спора о том, когда нужно дать ответ на требование налоговой (за сколько дней), ведь этот срок указывается в требовании налоговой инспекции (Приказ ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ ).

Требование о представлении пояснений

Требование о представлении пояснений может направляться налогоплательщикам на основании ст. 25.14, 88, 105.29 НК РФ.

К примеру, требование о представлении пояснений направляется налогоплательщику по итогам камеральной проверки налоговой декларации, если в ее результате были выявлены ошибки или противоречия (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Срок предоставления ответа на требование налоговых органов будет зависеть от основания, по которому требование было направлено.

Если налогоплательщику было направлено требование представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях, ответить (т. е. представить такое уведомление) нужно в срок, указанный налоговым органом и составляющий не менее 30 рабочих дней с даты получения требования (п. 8 ст. 25.14 НК РФ).

Если требование направлено по итогам камеральной налоговой проверки, ответ на него нужно дать в течение 5 рабочих дней со дня получения требования (п.п.3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ).

Ответ на требование будет состоять во внесении необходимых исправлений (скажем, в подаче уточненной декларации), представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях или собственно в подаче пояснений в произвольной форме. В случае с пояснениями по НДС они должны быть направлены в формализованном виде в электронной форме.

Требование о представлении документов (информации)

Сроки направления ответа на требование о представлении документов (информации) зависят от основания для истребования документов (информации).

Например, документы, истребуемые при проведении налоговой проверки, в общем случае должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Систематизируем в таблице сведения о сроках ответа на требование о представлении документов (информации):

Основание направления требования о представлении документов (информации) Срок представления документов (информации) со дня получения требования
ст. 93, ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ
(например, при проведении камеральной налоговой проверки)
10 рабочих дней
20 рабочих дней (при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков)
ст. 93, п.п. 3.9, 5, 5.1, 6.1 ст. 165 НК РФ (например, при налоговой проверки иностранной организации, подлежащей постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) 30 календарных дней
ст. 93, п. 15 ст. 165 НК РФ (например, в случае истребования документов, сведения из которых включены в реестры, указанные в п. 15 ст. 165 НК РФ и поданные для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов) 20 календарных дней
ст. 93, 214.8, 310.2 НК РФ (например, при истребовании документов, связанных с исчислением и уплатой НДФЛ по эмиссионным ценным бумагам) 3 месяца
ст. 93, п. 6 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов по сделке между взаимозависимыми лицами) 30 рабочих дней
ст. 93, 93.1, п. 7 ст. 105.17 НК РФ (например, при истребовании документов в рамках встречной проверки) 5 рабочих дней
Читайте также:  Аба сруся пиро гами анекдот

Как посчитать срок ответа на требование налоговой?

Срок для ответа на требование налоговой инспекции начинает течь со дня, следующего за днем получения требования, и истекает в последний день срока.

Датой получения требования считается дата вручения (при передаче требования налогоплательщику лично), при отправке требования по почте заказным письмом – 6-ой рабочий день со дня отправки, в случае направления требования через личный кабинет налогоплательщика — день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете (ст. 31 НК РФ). При отправке требования через ТКС день получения требования – это день направления налогоплательщиком налоговой инспекции квитанции о приеме требования в электронном виде (п.п.12, 13 Порядка, утв. Приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, п. 11 Порядка, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@).

Если налогоплательщику требуется отсрочка предоставления документов (информации), продлить срок ответа на требование налоговой может помочь направление в ИФНС уведомления о невозможности своевременного представления документов.

О поступлении новых требований ФНС вас известит СБИС. Их можно посмотреть в разделе «Отчетность/Требования» или «Учет/Отчетность/Требования» (в зависимости от конфигурации).

  1. Откройте требование:
    • ознакомьтесь с приложенными документами;
    • убедитесь, что требование адресовано вашей организации;
    • изучите перечень истребуемых документов и сроки их предоставления.

    Если поступает много требований, рекомендуем указать в поле «Комментарии» номер или дату документа. Это позволит быстро найти нужное требование в списке.

    Если в требовании указаны неверный ИНН/КПП, отправьте отказ в приеме требования.

    При поступлении сразу нескольких требований необходимо подтвердить получение каждого.

    В соответствии с п.5.1, ст.23 НК РФ квитанция о приеме или уведомление об отказе должно быть направлено в инспекцию в течение шести рабочих дней. Если в установленный срок вы не подтвердите получение требования, налоговая инспекция в праве заблокировать счета организации.

    Отсчет времени начинается на следующий день после даты, указанной в подтверждении оператора электронного документооборота.

    Если истребуемых документов нет или невозможно подготовить их вовремя, отправьте в НИ уведомление о продлении срока ответа.

    О поступлении новых требований ФНС вас известит СБИС. Их можно посмотреть в разделе «Отчетность/Налоговая/Требования документов» или «Учет/Отчетность/Налоговая/Требования документов» (в зависимости от конфигурации).

    1. Откройте требование:
      • ознакомьтесь с приложенными документами;
      • убедитесь, что требование адресовано вашей организации;
      • изучите перечень истребуемых документов и сроки их предоставления.

      Если поступает много требований, рекомендуем указать в поле «Комментарии» номер или дату документа. Это позволит быстро найти нужное требование в списке.

      Если в требовании указаны неверный ИНН/КПП, отправьте отказ в приеме требования.

      При поступлении сразу нескольких требований необходимо подтвердить получение каждого.

      В соответствии с п.5.1, ст.23 НК РФ квитанция о приеме или уведомление об отказе должно быть направлено в инспекцию в течение шести рабочих дней. Если в установленный срок вы не подтвердите получение требования, налоговая инспекция в праве заблокировать счета организации.

      Отсчет времени начинается на следующий день после даты, указанной в подтверждении оператора электронного документооборота.

      Если истребуемых документов нет или невозможно подготовить их вовремя, отправьте в НИ уведомление о продлении срока ответа.

      Требования налоговых органов поступают в программу при доставке почты и хранятся в разделе «ФНС» на вкладке «Требования ФНС». О поступлении новых документов от НИ программа проинформирует сообщением «В реестре "Требования ФНС" есть непрочитанные, хотите их прочитать?».

      Если у организации настроено несколько рабочих мест, как и входящие рассылки от госорганов, будут доставляться только на основное рабочее место. Также их можно получить в онлайн-версии СБИС.

      При проблемах с доставкой обратитесь в службу технической поддержки.

      1. Откройте требование:
        • ознакомьтесь с приложенными документами;
        • изучите перечень истребуемых документов и сроки их предоставления.
        • Нажмите «Подтвердить получение». СБИС сформирует квитанцию о приеме и отправит ее в адрес вашей налоговой инспекции.
          • Как посмотреть квитанцию?

          Если вам нужно отправить квитанцию сразу по нескольким требованиям, то в реестре «Требования ФНС» выделите нужные документы пробелом и нажмите «Подтвердить получение».

          Если вы не отправите квитанцию о приеме в течение шести рабочих дней, НИ будет в праве заморозить счета организации! Отсчет начинается на следующий день после даты, указанной в подтверждении оператора электронного документооборота.

          Если истребуемых документов нет или нет возможности подготовить их вовремя, отправьте в НИ уведомление о продлении срока ответа.

          Ссылка на основную публикацию
          Adblock detector