Счетчик тепловой энергии для многоквартирного дома

Счетчик тепловой энергии для многоквартирного дома

Владельцев жилплощади, расположенной в многоквартирном доме, до того, как произведена установка общедомового счетчика на отопление, интересует, насколько это выгодно и как, при наличии данного прибора учета тепловой энергии, будет рассчитываться сумма ежемесячной оплаты. Дело в том, что, начиная с июля месяца 2012 года, установка домовых счетчиков тепла стала обязательной для всех российских регионов.

Необходимость установки теплосчетчика

Прежде всего, потребителям услуг, предоставляемых коммунальными предприятиями, нужно знать, что тепловой счетчик на отопление не экономит тепло и денежные средства, он является только прибором учета.

После установки теплосчетчика получать счета с гораздо меньшими суммами к оплате можно только, если выполнен ряд мероприятий, среди которых:

  • качественное утепление дома;
  • добротное выполнение остекления в подъездах;
  • замена оконных рам на металлопластиковые изделия;
  • закрытие фасадов «шубой», сделанной из пенопласта или минваты.

Безусловно, наиболее выгодна для владельцев жилплощади установка приборов учета тепла индивидуально в каждой квартире (детальнее: "Установка счетчиков на отопление в квартире: виды приборов"). При условии, что подъезд в здании не утеплен и происходит обогрев улицы, а квартира плохо теплоизолирована, размер оплаты за обогрев будет выше.

Абонентам, пользующимся услугами централизованного теплоснабжения многоквартирного дома, следует понимать, что вне зависимости от того, выгодна или нет установка домовых счетчиков, таких как на фото, это не влияет на необходимость использования приборов учета тепла, поскольку согласно российскому ФЗ №261 жилые дома в обязательном порядке нужно ими оборудовать (читайте также: "Установка теплосчетчика в квартире – актуальное решение").

Данный закон был принят по ряду причин:

  1. Для обеспечения более точного и справедливого распределения сумм оплаты.
  2. С целью стимулирования жильцов многоквартирных домов экономнее относиться к теплоснабжению. Экономические рычаги влияния более действенны, чем уговоры. Когда люди знают, что брошенная распахнутая дверь или разбитое стекло в подъезде, отразятся на семейном бюджете, они будут более бережно относиться к общедомовому имуществу.
  3. Теперь потребители коммунальных услуг должны самостоятельно заботиться о состоянии подъездов и дома в целом, а не коммунальные службы. Ранее проблемы с утеплением чердаков и подвалов решались силами работников управляющих компаний за определенную плату.

Порядок расчета оплаты

Существует несколько способов расчета оплаты, когда установлены общедомовые счетчики на отопление.

Вариант первый – в квартире отсутствует индивидуальный прибор учета потребления тепла. Подобную ситуацию можно наблюдать в домах, построенных в советские времена.

Тогда при обустройстве отопительных систем использовались стоечные конструкции, в которых для учета тепла нужно ставить счетчики на каждый радиатор, что с финансовой точки зрения мероприятие очень затратное.

Сначала следует определить стоимость отопления за один «квадрат». Расход тепла, зафиксированный общедомовым теплосчетчиком по действующим тарифам, делят на всю площадь здания с учетом жилых и нежилых помещений, которые отапливаются.

Поскольку доля в общедомовом имуществе зависит от площади квартиры, нужно ее рассчитать. Затем суммируют площадь квартиры и площадь ее доли в домовом имуществе. Результат умножают на цену отопления одного «квадрата».

Вариант второй – в доме поквартирно установлены индивидуальные приборы учета потребления тепла. В новостройках и зданиях, возведенных после 2000 года, разводка от стояков внутри квартиры стала горизонтальной, благодаря чему имеется возможность установить один квартирный теплосчетчик. В данном случае отопление квартиры ее владельцы оплачивают после снятия показаний с индивидуального прибора учета.

Для определения количества тепла, расходуемого на обогрев общей территории (подъездов, чердаков и т.д.), вычисляют разницу между данными, которые зафиксировали общедомовые счетчики на отопление и все индивидуальные приборы учета. Доля каждой квартиры в затратах тепла, потраченного на общие нужды, рассчитывают аналогично тому, как это делалось в первом варианте.

Вариант третий – если в одной квартире отсутствует индивидуальный прибор учета потребления тепла, а в других они есть. Индивидуальный теплосчетчик даже без оплаты услуг по установке обходится потребителям в значительную сумму, поэтому такой прибор приобретают не все.

В таком случае схема расчета оплаты выглядит следующим образом:

  • фиксируют расход тепла согласно показаниям всех индивидуальных и общедомового счетчиков;
  • полученная между ними разница равна стоимости отопления общей территории и квартир без теплосчетчиков. Исходя из этих данных, нужно определить размер платы за обогрев одного «квадрата»;
  • затем следует вычислить сумму оплаты в зависимости от площади квартиры, в которой не установлены приборы учета тепла, и от доли в общедомовом имуществе.

Меры, позволяющие экономить на отоплении

Какие можно предпринять действия, чтобы получилась реальная экономия? В первую очередь установить индивидуальный теплосчетчик плюс термостатические головки или дросселя. В таком случае потребитель будет оплачивать тепло, которое ему действительно необходимо для обеспечения комфортных условий проживания. При этом владелец квартиры становится менее зависимым от поведения соседей.

Для реализации подобных мер можно в месте ввода отопления в квартиру смонтировать теплосчетчик, который должны опломбировать сотрудники теплоснабжающей организации. На подводках к приборам отопления ставят термостаты или дроссели. Более дешевые по стоимости – это дроссели. В ряде случаев можно доверить регулировку даже обычным вентилям. Но отрегулировать температуру теплоносителя в радиаторе с их помощью достаточно сложно. Специалисты не рекомендуют использовать для этих целей винтовые вентили, поскольку резиновые прокладки в них могут перекрыть просвет и оставить помещение без тепла.

Идеальными приборами считаются термостаты механического или цифрового типа. Их головку следует установить так, чтобы они не попали в поток горячего воздуха, восходящего вверх от отопительного устройства. После проведения калибровки термостатическая головка способна поддерживать нужную степень подводки, необходимую для поддержания в помещении заданного температурного режима.

Многих владельцев квартир с системами отопления стоечного вида интересует, как можно решить проблему с учетом потребляемой тепловой энергии, ведь установить на каждый радиатор приборы учета будет стоить немалой суммы денег. Помимо существенных первоначальных расходов потребителю придется периодически оплачивать их обслуживание, поверку и проведение ремонтов в случае поломки.

Возможно, решить данную проблему поможет специальный распределитель теплозатрат, изображенный на фото. Он представляет собой электронный термометр, постоянно снимающий и записывающий температуру, которую имеют поверхность батареи и воздух в помещении. Этот прибор недорогой по цене и его можно установить самостоятельно, прикрепив непосредственно к поверхности радиатора.

Исходя из тепловой мощности каждой батареи, температуры радиатора и воздуха на протяжении месяца и суммарного расхода тепловой энергии всеми отопительными приборами, вычисляют затраты тепла в отдельной квартире. В итоге у владельца недвижимости появляется стимул экономить затраты на обогрев, поскольку ему нужно оплачивать исключительно собственные расходы.

Автоматические тепловые пункты

Работает такое оборудование следующим образом:

  • выносные датчики фиксируют температуру воздуха на улице (иногда с учетом степени утепления строения и его тепловой инерционности);
  • в зависимости от фактической потребности в тепловой энергии автоматически регулируется нагрев теплоносителя и проходимость теплового узла. Читайте также: "Как сделать утепление квартир – варианты и способы, преимущества материалов".

При применении автоматического контроля над отопительной системой общедомовые счетчики на отопление действительно приносят значительную выгоду.

Проблемы с учетом тепла

Реализация федерального закона под номером 261 сопряжена с массой проблем. Дело в том, что инициаторами нововведений было российское правительство, но материальные затраты ложатся на жильцов – именно они должны оплачивать стоимость общедомовых теплосчетчиков и услуги по их монтажу. Расходы, которые необходимо выплачивать владельцам недвижимости, порой составляют огромные суммы. Если в доме мало квартир, их хозяевам предстоит вложить большие деньги в установку общедомового прибора учета. Чем меньше находится квартир в здании, тем больше сумма, которую должен заплатить каждый жилец.

Под действие данного закона не подпадают строения, подлежащие сносу и находящиеся в аварийном состоянии и те дома, в которых стоимость счетчика и его установки сопоставима с 6-месячной оплатой за теплопотребление. Если квартира не приватизирована, ее жильцы не оплачивают установку приборов учета. Эти затраты ложатся на муниципалитет.

Обслуживание теплосчетчика включает периодически выполняемую очистку фильтров и грязевиков, ремонты запорной арматуры, расположенной перед прибором учета и после него. После завершения 12-месячной гарантии оплата ремонтных работ также ложится на плечи потребителей тепловой энергии. Данную статью расходов включают в квитанцию за содержание жилья. Таким образом, владельцы квартир вне зависимости, исправен счетчик или сломался, вынуждены платить за ремонт прибора.

В итоге после того, как произведена установка общедомового счетчика на отопление, управляющая организация оказывается в непростой ситуации. С одной стороны, ей необходимо ежемесячно платить за потребленную тепловую энергию, ведь при отсутствии платежа поставщик тепла вправе прекратить его подачу путем перекрытия задвижек в колодце. При наступлении сильных морозов отключение тепла в доме непременно приведет к серьезным последствиям.

Но с другой стороны, среди владельцев недвижимости всегда есть неплательщики. В каждой управляющей компании проблемы с несвоевременной оплатой решают по-разному. Как показала практика, были случаи, когда задолженность по теплу распределялась среди квартир, жильцы которых исправно вносили ежемесячные платежи.

Кроме этого, в принятом законе нет четкой инструкции относительно действий потребителей в случае, когда прибор допустил сбой. В СМИ была и не один раз информация, что в результате выхода прибора учета из строя, потребителям были выставлены счета на завышенные суммы. В итоге проблема с их оплатой была решена властями следующим образом: жильцам предоставили рассрочку по выплате образовавшегося долга.

Теплосчетчик относится к сложным приборам и может в любой момент дать сбой. Поэтому, чтобы исключить негативные последствия поломки, нужна дополнительная система контроля. Но данный момент в законе не нашел отражение.

Стоить ли устанавливать общедомовые счетчики на отопление, подробно на видео:

Как жильцы без счетчиков переплачивают за тепло

Оплата за тепло в домах, где не установлен общедомовой счетчик тепла, происходит не за количество тепла, которое используется, а по проектным (расчетным) данным.

Читайте также:  Долги супругов при разводе судебная практика

В проектные данные, как правило, закладывается максимальное потребление тепла на тот или иной дом.

Фактический расход тепла практически всегда ниже проектного (максимального) потребления.

Единственное исключение — очень старые и аварийные дома с изношенными коммуникациями, дома с тонкими стенами и без утеплителя.

Таким образом, жильцы, которые живут в домах без общедомовых счетчиков, платят по максимуму.

Из нашей практики, фактическое потребление тепла примерно в 2 — 2,5 раза ниже проектного.

Переплачивать в 2 раза за тепло, это много.

Но, это еще не все.

В сетях, по которым в ваш дом поступает тепло, возникают разного рода потери.

Нормативные потери

Часть потерь тепла является запланированными (нормативными) потерями.

Тепло, которое путешествует по длинным трубопроводам, к вашему дому, так или иначе, немого охлаждается.

Это и есть нормативные — «нормальные» потери тепла.

За эти потери платят все — жильцы домов с общедомовыми счетчиками и без них.

Вторая часть потерь тепла — не нормативная (не запланированная).

Ненормативные потери

Ненормативные потери, как правило, возникают по вине теплоснабжающей организации.

Причина ненормативных потерь:

  • изношенная или отсутствующая теплоизоляция труб,
  • прорывы труб,
  • износ,
  • устаревшее оборудование,
  • сбои,
  • отсутствие наладки сетей и

другие «косяки» теплоснабжающих организаций.

Теплоснабжающие организации не могут точно отследить причины, место и количество потерь в сетях.

Поэтому, все ненормативные потери тепла перекладывают на жильцов домов без общедомовых счетчиков.

Еще одна проблема, которая возникает в домах без общедомовых счетчиков тепла — качество теплоносителя.

Жильцы домов без общедомовых счетчиков платят за тепло высокого качества, а могут получать тепло более низкого качества.

Если, например, температура теплоносителя ниже обусловленной в договоре, доказать это без счетчика невозможно, поэтому придется оплатить все по полной.

Если в доме установлен общедомовой счетчик тепла, жильцы могут потребовать перерасчета платы за тепло с температурой ниже обусловленной в договоре.

Жильцы в домах без общедомовых счетчиков переплачивают по трем причинам:

  • Оплата за тепло происходит по проектным (максимальным) показателям потребления, которые, как правило, в 2 раза выше фактических.
  • Оплата за ненормативные потери, которые возникают в сетях, как правило перекладывается на дома без общедомовых счетчиков.
  • Дома без счетчиков оплачивают за качество тепла по договору, а по факту могут получать тепло с более низкой температурой. Без счетчика эту переплату возместить нельзя.

Стоимость установки общедомового счетчика тепла

Стоимость установки общедомового счетчика около 180 — 250 тысяч рублей.

Вот каким образом складывается эта стоимость:

  • Разработка и согласование проекта — 50 тысяч рублей
  • Теплосчетчик — 60 тысяч рублей
  • Расходомеры, датчики — 40 тысяч рублей
  • Вспомогательные материалы — 10 тысяч рублей
  • Монтаж — 80 тысяч рублей
  • Сдача в эксплуатацию — 10 тысяч рублей

Планируя установку счетчика тепла необходимо учесть все расходы: проект, оборудование, материалы, монтаж, ремонт, реконструкцию объекта.

Чем выше потребление тепла (расчетная тепловая нагрузка), тем выше затраты на установку общедомового счетчика.

Вместе с тем, чем больше дом, тем меньше стоимость на один квадратный метр жилой площади или на одну квартиру.

Например, стоимость установки общедомового счетчика тепла на небольшой дом (20 квартир) — 200 тысяч рублей.

Соответственно, стоимость на одну квартиру — 10 тысяч рублей.

Стоимость установки счетчика тепла на большой дом (50 квартир) — 300 тысяч рублей.

А на одну квартиру — 6 тысяч рублей.

Отсюда следует — чем больше размер дома, тем выгодней устанавливать общедомовой счетчика тепла и тем быстрей он окупится.

Таким образом, мы плавно переходим к следующей важной теме — кто должен оплачивать установку общедомового счетчика?

Все требования касательно счетчиков установлены в ФЗ №261 об энергосбережении, поэтому, давайте посмотрим на основные разделы этого закона.

Кто должен оплатить установку общедомовых счетчиков

В соответствии с ФЗ №261 «Об энергосбережении» — жильцы (собственники квартир и помещений) должны оплачивать установку общедомового счетчика тепла.

Общедомовой счетчик тепла необходимо было установить до средины 2012 года.

Вот выдержка из ФЗ №261. Статья 13. Часть 5.

До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии.

ФЗ №261. Статья 13. Часть 6.

До 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к системам централизованного теплоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Если счетчик не установлен, то теплоснабжающая организация может самостоятельно установить общедомовой счетчик тепла и включить расходы на установку в счета за оплату теплоснабжения.

Решение, об установке общедомового счетчика тепла, должно быть принято на общем собрании собственников жилья.

Кто обязан устанавливать общедомовые счетчики

В соответствии с ФЗ №261. Статья 13. Раздел 4 собственники зданий, домов, квартир должны были установить общедомовые счетчики до начала 2011 года.

До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с ФЗ №261. Статья 13. Раздел 3 требование установить счетчики тепла также касается всех государственных организаций.

До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

На каких объектах на надо устанавливать общедомовой счетчик тепла

В ФЗ №261. Статья 13. Раздел 1 можно узнать на каких объектах не надо устанавливать счетчики:

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу, а также объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час.

Энергосервисный контракт как способ не платить за установку счетчика

Общедомовой счетчик тепла можно установить бесплатно.

Вот как это работает.

Энергосервисная компания заключает контракт с ТСЖ или УК, устанавливает общедомовой счетчик тепла за свой счет и передает его в лизинг собственникам дома.

Собственники оплачивает тепловою энергию по счетчику + 80% экономии, которую удалось получить после установки счетчика.

Таким образом, жильцам дома не надо искать сумму на установку счетчика.

Установку оплачивает энергосервисная компания.

Экономия, которая получается после установки общедомового счетчика, делится между собственниками многоквартирного дома и энергосервисной компанией.

После того, как энергосервисная компания вернула сумму начальной инвестиции с небольшой прибылью, счетчик переходит в собственность жильцов.

Вся экономия идет в карман собственников дома.

Давайте посмотрим на пример.

Расходы на оплату тепла до установки общедомового счетчика составляли 500 тысяч рублей.

Расходы на тепло после установки счетчика составляют 450 тысяч рублей.

Экономия 50 тысяч рублей в месяц.

Энергосервисная компания забирает 80% суммы экономии на покрытие расходов установки счетчика — 40 тысяч рублей.

Начальная инвестиция — 300 тысяч рублей

Запланированная прибыль энергосервисной компании — 100 тысяч рублей

Итого, энергосервисная компания должна получить 400 тысяч рублей.

400 тысяч / 40 тысяч = 10 месяцев

10 месяцев необходимо для того, чтобы полностью окупить установку общедомового счетчика.

После того, как расходы на установку счетчика покрыты (в нашем примере 10 месяцев), счетчик переходит в собственность жильцов многоквартирного дома.

Собственники начинают получать полную сумму экономии, которая возникла от установки общедомового счетчика тепла (в нашем примере 40 тысяч рублей в месяц).

Таким образом, с помощью энергосервисного контракта, можно установить общедомовой счетчик тепла бесплатно, быстро окупить его установку и сократить затраты на оплату тепла.

Что необходимо знать перед установкой общедомового счетчика тепла

Перед тем как покупать и устанавливать общедомовой счетчик тепла, необходимо разобраться, какой счетчик вам больше подходит.

Мы советуем обратить внимание на следующие характеристики счетчиков:

  • цена счетчика,
  • стоимость монтажа,
  • надежность,
  • простота обслуживания,
  • технические характеристики.

Существует 4 вида счетчиков тепла:

  • Механические счетчики
  • Ультразвуковые счетчики
  • Электромагнитные счетчики
  • Вихревые счетчики

Далее, мы кратно опишем основные плюсы и минусы всех типов счетчиков, а также посоветуем для каких зданий подходит тот или иной тип счетчика.

Механические счетчики тепла

Механический общедомовой счетчик тепла подойдет для небольшого дома с незначительным потреблением тепла.

Механические счетчики просты в обслуживании и неприхотливы к окружающей среде.

Это самый бюджетный вариант.

Механический счетчик подойдет для частного сектора или небольшого многоквартирного дома.

Вместе со счетчиком необходимо установить фильтр, который будет очищать воду от примесей, железных частиц, окалины.

Если вода достаточно грязная, фильтр будет необходимо часто менять.

За этим надо следить.

Читайте также:  Как получить налоговые каникулы

Если фильтр засорится, напор горячей воды и тепла может сократиться в несколько раз.

Ультразвуковые теплосчетчики

Ультразвуковые счетчики можно устанавливать только в новых домах, с новыми системами и коммуникации.

Принцип работы ультразвукового счетчика основывается на прохождении ультразвукового сигнала через воду.

Вода должна быть без примесей и посторонних частиц.

Трубопроводы должны быть без отложений и ржавчины.

В иных условиях ультразвуковой счетчик будет работать не правильно, давать сбои и завышать потребление тепла.

В связи с высокой чувствительностью и плохим качеством воды в наших трубопроводах, ультразвуковые счетчики тепла выходят из строя чаще других.

Электромагнитный общедомовой счетчик тепла

Электромагнитные счетчики нуждаются в качественном обслуживании и монтаже,

Обслуживание и монтаж очень важны, так как принцип работы электромагнитного счетчика основывается на измерении малых токов, которые возникают при прохождении жидкости через магнитное поле.

Без продолжительного ухода, электромагнитный счетчик покрывается внутри налетом, что значительно искажает и завышает показатели потребления тепла.

Также, важно, чтобы вода была без железных примесей и частиц, иначе показатели электромагнитного счетчика могут быть искажены.

Несмотря на некоторые минусы, электромагнитный счетчик это один из лучших вариантов для зданий и многоквартирных домов с высоким потреблением тепла.

Вихревые счетчики тепловой энергии

Вихревые счетчики также достаточно популярны.

Для установки вихревого счетчика требуется прямой участок трубы.

Участок трубы может быть вертикальным или горизонтальным.

Принцип работы вихревого счетчика базируется на измерении вихрей, которые возникают после прохождении воды через препятствие.

Перед вихревым счетчиком необходимо установить фильтр, который будет очищать воду от примесей.

После очистки воды, счетчик будет вести достаточно качественный и точный учет.

Вихревой общедомовой счетчик тепла чувствительный к грязи и примесям в воде, но менее чувствительный к железу.

Железные частицы на вихревой счетчик практически не влияют.

Покупка и монтаж общедомового теплосчетчика

Перед покупкой, мы рекомендуем обратиться в компанию, которая специализируется на монтаже и обслуживании счетчиков.

Специалисты смогут лучше

  • оценить все технические требования вашего здания,
  • подобрать и порекомендовать оптимальный счетчик,
  • разработать проект, установить общедомовой счетчик тепла, а в будущем, возможно и обслуживать его.

Общедомовой счетчик тепла — другие полезные фишки

Современные счетчики также ведут учет расхода горячей воды.

У некоторых моделей есть очень полезная функции — при понижении температуры ниже 40 С, горячая вода учитывается как холодная.

Существуют счетчики с радиоинтерфейсом, что позволяет передавать данные на расстоянии.

Также, радиоинтерфейс позволяет следить за исправностью счетчика на расстоянии. и в случае возникновения неполадок оперативно их устранять.

Как установить общедомовой счетчик тепла и сократить затраты на отопление

Сам по себе счетчик тепло не экономит.

Он лишь правильно считает потребление тепла вашим домом.

Если у вас более-менее новый дом (не старше 15-20 лет) — поздравляем, сразу после установки общедомового счетчика тепла вы будите платить меньше.

Если дом не новый, счетчик не только не сократит ваши расходы, но и может увеличить ваше затраты на тепловую энергию.

Поэтому, мы рекомендуем:

  1. Провести энергетическое обследование здания и системы отопления,
  2. Устранить все проблемы и утечки, выявленные во время энергоаудита.
  3. Дополнительно утеплить здание.

Начинать необходимо с энергетического обследования.

Энергообследование поможет вам выявить все проблемы и утечки, и сфокусировать ваше внимание и финансы на их устранение.

После того, как самые острые проблемы устранены, стоит утеплить ваше здания.

Старые здания, особенно построенные в советское время, теряют очень много тепла.

В советское время никто не беспокоился об энергоэффективности.

Дешевых ресурсов было много.

Можно было отапливать улицу.

Сейчас газ, уголь и, как результат, тепловая энергия стоят дорого.

помогут вам значительно сократить потребление тепла.

Срок службы и поверка общедомовых счетчиков тепла

Срок службы счетчика тепла колеблется от 10 до 14 лет.

Межповерочный интервал — 4 года.

Мы рекомендуем регулярно проводить диагностику, обслуживание и поверку общедомового счетчика тепла.

Без регулярного техобслуживание и поверки, счетчик будет работать не корректно, данные могут быть искажены, как правило, в большую сторону, а вы будите переплачивать за тепло.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 №30 обязало Правительство Российской Федерации предусмотреть справедливый порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, в которых хотя бы одно, но не все помещения, оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 №46 предписало Правительству Российской Федерации незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме или, другими словами, – потреблением тепловой энергии на общедомовые нужды (ОДН).

Во исполнение данного постановления КС РФ №30 правительство РФ издало постановление №1708 от 28.12.2018 года, в котором содержатся формулы 3 для определения размера платы за отопление в многоквартирном доме (МКД), в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии и индивидуальными квартирными источниками тепловой энергии (ИИТЭ) и 3(1) для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. В данной формуле имеется отсылка к формуле 3(7), по которой определятся объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии:

Si – общая площадь не оборудованного индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

∑Vипу – сумма объемов (количества) тепловой энергии, определенных по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за расчетный период при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за предыдущий год;

∑Siипу – сумма площадей i-х помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, с применением показаний которых осуществляется расчет платы.

Нетрудно понять, что если разделить показания индивидуальных приборов учета тепла на площадь квартир, которые такими приборами оборудованы, то получится среднее количество тепла за квадратный метр, которое потребили экономные граждане (или даже один гражданин), которые установили себе счётчики тепла и озабочены проблемой энергосбережения. Очень странно, что это среднее число дальше умножается на площадь тех квартир, которые установкой индивидуальных приборов учёта тепла не озаботились. Таким образом, если в одной квартире экономный гражданин установит себе индивидуальные приборы учёта тепла, терморегуляторы, стеклопакеты и примет другие меры к энергосбережению, то индивидуальное потребление в остальных квартирах будет измеряться исходя из показаний индивидуальных приборов одного этого гражданина. И устанавливать индивидуальные приборы учета остальным гражданам совсем не интересно, а граждане с ИПУ тепла начнут их массово снимать, и тогда никто не будет сохранят энергию в помещениях и осуществлять иные меры к энергосбережению. В многоквартирном доме, в котором один единственный собственник, установивший индивидуальные приборы учёта тепла, может легко, посчитав стоимость услуги по отоплению с помощью формулы из ПП РФ №1708, обнаружить, что индивидуальное потребление составляет лишь четверть в получившейся сумме, а три четвертых собственник с ИПУ платит за всех остальных. К таким же результатам пришли и другие граждане, которые установили себе индивидуальные приборы учёта. Никакой справедливости в этих формулах нет и в помине.

По нашему глубокому убеждению, в Постановлении Правительства от 28.12.2018 года №1708 завышение платы за отопление помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ, было сделано исполнителем вполне осознанно, с пониманием того, что собственники за отопление в этих помещениях, особенно при наличии небольшого числа помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ, будут платить необоснованно больше, чем собственники помещений, не оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ.

Целью такой антисоциальной несправедливой методики является создание заведомо невыгодных условий и формул расчета за отопление в помещениях с индивидуальными приборам учета тепла и ИИТЭ. В такой методике заинтересованы тепловые монополии, которые получают дополнительные сверхприбыли, от подачи в МКД избыточного, ненужного собственникам объема тепловой энергии на отопление, выпускаемого ими в атмосферу.

Особенно это становится понятным по следующему шагу Минстроя России, тепловых монополий и Правительства Российской Федерации на пути уничтожения индивидуального учета тепла в МКД, которым стала инициатива Минстроя России по отмене в ст.13 федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязательности устанавливать в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, поручив эту обязанность собственникам помещений в МКД (см. Приложение 1. Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева на согласование в Минэнерго, МЭР, ФАС). Доклад базируется на ложных предположениях Ассоциации «Совет производителей энергии» о невозможности в МКД индивидуального учета тепла по ИПУ тепла, а также повышении на 20% потребления тепловой энергии в помещении, соседнем с помещением, снизившим температуру воздуха в помещении на 1 о С. Опровержение предположений Ассоциации «Совет производителей энергии» приведено в книге ведущего теплофизика в строительстве профессора Е.Г Малявиной. Теплопотери здания. Справочное пособие. Издание АВК-Пресс. Москва. 2007. Источник: http://sro61.ru/docs/metodiki/Malyavina.-Raschet-teplopoter.pdf. В котором указано, что потери теплоты через внутренние ограждения помеще­ний настолько малы, что их можно не учитывать, если разность температур воздуха в этих помещениях составляет 3°С и менее (стр.88).

Читайте также:  Пенсионный балл в рублях в 2018 году

Примеры расчетов показывают, что если в помещении 1 стандартного жилого МКД снижена температура воздуха с 18 о С на 1 о С, то в соседнем помещении 2 для сохранения температуры воздуха в 18 о С потребуется повышение потребления тепловой энергии около 1-го %, в то время как при снижении температуры на 1 о С в помещении 1 экономия тепловой энергии составит примерно 6%. На этой физической основе базируется концепция энергосбережения в зданиях. Так, что нет никакого 20%-го повышения потребления тепловой энергии, противоречащего физическим законам, как это утверждает Минстрой России. Как показала практика, оснащение помещений во вновь строящихся, капитально ремонтируемых и уже существующих МКД приборами регулирования и учета тепловой энергии приводит к устранению перетопов и экономии потребления тепловой энергии в среднем на 20%.

Минстрой России, обладая законодательной инициативой, решил обойти Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, изменив Федеральный закон «Об энергосбережении…».

То есть, фактически делая для граждан в МКД невыгодной экономию энергии и невозможным индивидуальный учет тепловой энергии в новых и капитально ремонтируемых домах, оставляя гражданам один удел – по рабски платить за перетопы тепловым монополиям, Минстрой цинично и издевательски считает, что стимулирует граждан к экономии и рациональному использованию тепловой энергии!

Таким образом, при отмене обязательности устанавливать в новых и капитально ремонтируемых домах ИПУ тепла данные приборы не будут предусмотрены застройщиками в проектах. Это приводит к:

Тому, что будущие собственники помещений не смогут влиять на установку ИПУ тепла на стадии проектирования, а, значит, нарушаются их конституционные права на получение за свои деньги энергоэффективного жилья, в котором собственник может регулировать свое энергопотребление и платить за него в соответствии со своими потребностями по показаниям ИПУ и КПУ тепла, не переплачивая за навязываемое тепловыми монополиями ненужное ему количество тепловой энергии.

Невозможности «по техническим причинам» установки ИПУ тепла без переделки проекта МКД, что фактически навсегда закрывает собственникам помещений справедливый расчет за регулирование потребления тепловой энергии в помещении.

Переплате за услуги отопления в МКД в среднем на 30-50% для помещений, оборудованных ИПУ тепла, и в несколько раз для помещений, оборудованных индивидуальными источниками тепловой энергии (см. Приложение 4).

Поощрению противоправного поведения расточительных неэкономных собственников помещений, повышенные расходы тепла которыми будут оплачиваться всеми собственниками помещений в МКД.

Массовому снятию уже установленных ИПУ тепла в МКД, не полностью оборудованных такими приборами.

Нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов с перекосом в сторону производителей тепловой энергии.

Не надо обладать выдающимися математическими способностями, чтобы понять тот факт, что на граждан, которые не имеют индивидуальных приборов учета тепла, должны распределяться не результаты теплопотребления экономных граждан, а как раз то, что останется после определения для данного жилого и нежилого помещения суммы показаний индивидуальных приборов учета и доли данного помещения на содержание общих помещений.

Представляется необходимым заменить формулы 3, 3(1), 3(6) и 3(7) для справедливого определения потребления тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях, часть которых, но не все, оборудованы счётчиками (ИПУ) тепла, и часть помещений, но не все, оборудованы индивидуальными источниками (например, газовыми котлами) тепловой энергии (ИИТЭ), на следующие.

Универсальная формула для МКД, часть помещений в которых оборудованы ИПУ тепла и ИИТЭ, определяется по формуле 3(1):

(Sоб – ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Sоб × (Sоб – ∑Sj инд + Sои)

Для помещений, оборудованных ИИТЭ, плата за отопление определяет только как доля в ОДН на отопление общих помещений по формуле 3(7):

Для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, плата за отопление определяется по формуле 3(8):

P j бпр цо = (Vд – ∑Vi инд – ∑(Vi пр + Vi пр одн))× ————— × Тт, 3(8)

(Sоб – ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Si пр – площадь жилого или нежилого помещения, которое оборудовано индивидуальными приборами учёта;

∑Sj цо бпр – площадь жилого или нежилого помещения, которое не оборудовано индивидуальными приборами учёта;

Vд – общедомовое теплопотребление многоквартирного дома по показаниям общедомового прибора учёта тепла за расчётный период;

∑Vi бпр – объем теплопотребления всех жилых или нежилых помещений, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, определенный исходя из показаний таких приборов;

Sоб – общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

Sои – суммарная площадь общих помещений;

∑Sj инд – площадь жилых и нежилых помещений, оборудованных ИИТЭ;

Всегда соблюдается условие равенства всех платежей платежам по коллективному прибору учета тепловой энергии

∑Р i пр + ∑P j бпр + ∑P i инд = Vд×Тт . 3(10)

Если в МКД отсутствуют помещения с ИПУ тепла, но есть помещения с ИИТЭ, тогда в формуле 3(1) ∑Vi пр =0, Vi пр = 0 и плата за отопление в помещениях, не оборудованных ИИТЭ и ИПУ тепла, определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(11):

(Sоб – ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Если в МКД отсутствуют помещения с ИИТЭ, но есть помещения с ИПУ тепла, тогда в формуле 3(1) ∑Vi инд = 0, Vi инд = 0, ∑Sj инд = 0 и плата за отопление в помещениях, оборудованных ИПУ тепла, определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(12):

Для помещений в МКД, в которых хотя бы одно жилое или нежилое помещение, но не все, не оборудованы ИПУ тепла, плата за отопление определяется для помещений без ИПУ тепла по модифицированной из формулы 3(7) формуле 3(13)

P j бпр цо = (Vд – ∑(Vi пр + Vi одн))× ————— × Тт, 3(13)

Для помещений в МКД, оборудованных коллективным прибором учета тепловой энергии и в которых ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано ИПУ тепла и ИИТЭ, плата за отопление определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(14)

Применение же формул, содержащихся в постановлении правительства РФ №1708 от 28.12.2018 года, и отмена обязательности установки ИПУ тепловой энергии в МКД по ст 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ, делает недостижимыми цели, указанные в постановлениях Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46, а именно: справедливого прозрачного распределения платы за отопление в МКД, соблюдение исполнительной и законодательной властями:

Обязанности обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества;

Принципа стимулирования энергосбережения в целях сохранения ресурсов для будущих поколений.

Принципов определенности, справедливости и соразмерности вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников данных отношений применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса и взимаемой за него платы.

В связи с изложенным, считаем:

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 №1708 частично не соответствует Постановлению от 10.07.2018 №30 и Постановлению от 20.12.2018 №46 Конституционного суда Российской Федерации и поэтому в соответствие с ч.6 ст 125 Конституции Российской Федерации «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу» не имеет юридической силы в указанной части (формулы 3, 3(1), 3(3) и 3(7)) и подлежит отмене до принятия новых формул, которые предложены в данном обращении.

Инициатива Минстроя России по отмене в ст.13 федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязанности застройщиков устанавливать в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, поручив эту обязанность собственникам помещений в МКД (Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева, должна быть по требованию Конституционного Суда Российской Федерации отозвана Правительством РФ, как противоречащая Конституции Российской Федерации, указанным в настоящем обращении Постановлениям Конституционного суда Российской Федерации, интересам десятков миллионов собственников помещений в МКД и государства.

В связи с исключительной важностью и существенными материальными и правовыми последствиями для миллионов граждан указанного Постановления Правительства Российской Федерации и законодательной инициативы Минстроя России любой гражданин РФ может требовать рассмотреть свое обращение в КС с целью обязать:

Правительство РФ исполнить постановления Конституционного Суда от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46 надлежащим образом, заменив формулы 3, 3(1), 3(6) и 3(7) на предлагаемые в данном обращении.

Обязать Федерального законодателя не отменять обязанность установки ИПУ тепловой энергии в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах, изложенных в ст 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector