Секретарь выдала нам нужные справки

Секретарь выдала нам нужные справки

Упражнение 345. Выберите один из заключенных в скобки

1. Ряд столов (стоял — стояли) посередине комнаты57.

2. Пять учеников (подошло — подошли) к экзаменацион-

ному столу 58. 3. Двадцать две тетради, проверенные учи-

телем, (лежало — лежали) на столе 59. 4. На совещание

(прибыл — прибыли) двадцать один делегат 60. 5. Тысяча

солдат (бросилось — бросилась — бросились) в атаку 61.

6. (Прошло — прошли) два месяца 62. 7. На экскурсию

(пошло — пошли) всего десять учеников класса63. 8. Пол-

часа, проведенные в обществе такого интересного рас-

сказчика, (прошло — прошли) незаметно 64. 9. Пятерка

истребителей (бросилась — бросились) на вражеские

бомбардировщики 65. 10. Много выпускников нашей

школы (пошло — пошли) работать на завод 66.

Упражнение 346. Выберите один из заключенных в скобки

1. Секретарь (выдал — выдала) нам нужные справки

[речь идет о лице женского пола] 67. 2. «Война и мир»

(написана — написано — написаны) Л. Н. Толстым °8.

3. Недавно у нас (открыта — открыто) кафе-столовая

с самообслуживанием 69. 4. Никто, даже самые сильные

ученики, не (мог — могли) решить эту трудную задачу 7Я.

5. Правление клуба, в том числе председатель и его за-

меститель, много (сделало — сделали) для развертыва-

ния культурно-массовой работы 70. 6. Народ Франции,

как и народы России, не (может — могут) забыть пе-

ренесенных бедствий и утрат во время второй мировой

войны 70.7. Группа студентов во главе с комсоргом, про-

форгом и старостой активно (помогала — помогали) кол-

хозникам в уборке картофеля 70. 8. Администрация шко-

лы, особенно директории завуч, много (сделала — сде-

лали) для организации летнего отдыха детей70. 9. Гороно

(подтвердил — подтвердило) свое указание 71. 10. В про-

даже (имеется — имеются) в большом выборе готовое

платье, обувь, трикотажные изделия 72. 11. Брат или се-

стра (поможет — помогут) мне устроиться на работу 72.

12. Мать с детьми (уехала — уехали) в деревню 73.

Упражнение 347. Согласуйте сказуемое с подлежащим, до-

1. Большинство студентов института, состоящих в

спортивных секциях, уже сдал. нормы по лыжам. 2. Ряд

мер, направленных на поднятие дисциплины среди уча-

щихся, принимается администрацией школы. 3. Подав-

• ляющее большинство учеников и учениц нашего клас-

са показал. на экзаменах глубокие знания. 4. Установ-

лен. три новых всесоюзных рекорда. 5. Сорок два станка

неумолчно гудел. и равномерно вздрагивал. .6. Много

детей больн. был. гриппом. 7. Мы вошли в кабинет

директора, после того как девушка-секретарь доложил.

о нашем приходе. 8. Такси стоял. у ворот дома. 9. Эти

пол-арбуза, как дети сразу догадались, был. отложен.

для них. 10. Ты и твои друзья окаж. нам помощь и на

Упражнение 345. Выберите один из заключенных в скобки

1. Ряд столов (стоял — стояли) посередине комнаты57.

2. Пять учеников (подошло — подошли) к экзаменацион-

ному столу 58. 3. Двадцать две тетради, проверенные учи-

телем, (лежало — лежали) на столе 59. 4. На совещание

(прибыл — прибыли) двадцать один делегат 60. 5. Тысяча

солдат (бросилось — бросилась — бросились) в атаку 61.

6. (Прошло — прошли) два месяца 62. 7. На экскурсию

(пошло — пошли) всего десять учеников класса63. 8. Пол-

часа, проведенные в обществе такого интересного рас-

сказчика, (прошло — прошли) незаметно 64. 9. Пятерка

истребителей (бросилась — бросились) на вражеские

бомбардировщики 65. 10. Много выпускников нашей

школы (пошло — пошли) работать на завод 66.

Упражнение 346. Выберите один из заключенных в скобки

1. Секретарь (выдал — выдала) нам нужные справки

[речь идет о лице женского пола] 67. 2. «Война и мир»

(написана — написано — написаны) Л. Н. Толстым °8.

3. Недавно у нас (открыта — открыто) кафе-столовая

с самообслуживанием 69. 4. Никто, даже самые сильные

ученики, не (мог — могли) решить эту трудную задачу 7Я.

5. Правление клуба, в том числе председатель и его за-

меститель, много (сделало — сделали) для развертыва-

ния культурно-массовой работы 70. 6. Народ Франции,

как и народы России, не (может — могут) забыть пе-

ренесенных бедствий и утрат во время второй мировой

войны 70.7. Группа студентов во главе с комсоргом, про-

форгом и старостой активно (помогала — помогали) кол-

хозникам в уборке картофеля 70. 8. Администрация шко-

лы, особенно директории завуч, много (сделала — сде-

лали) для организации летнего отдыха детей70. 9. Гороно

(подтвердил — подтвердило) свое указание 71. 10. В про-

даже (имеется — имеются) в большом выборе готовое

платье, обувь, трикотажные изделия 72. 11. Брат или се-

стра (поможет — помогут) мне устроиться на работу 72.

12. Мать с детьми (уехала — уехали) в деревню 73.

Упражнение 347. Согласуйте сказуемое с подлежащим, до-

1. Большинство студентов института, состоящих в

спортивных секциях, уже сдал. нормы по лыжам. 2. Ряд

мер, направленных на поднятие дисциплины среди уча-

щихся, принимается администрацией школы. 3. Подав-

• ляющее большинство учеников и учениц нашего клас-

са показал. на экзаменах глубокие знания. 4. Установ-

лен. три новых всесоюзных рекорда. 5. Сорок два станка

неумолчно гудел. и равномерно вздрагивал. .6. Много

детей больн. был. гриппом. 7. Мы вошли в кабинет

директора, после того как девушка-секретарь доложил.

о нашем приходе. 8. Такси стоял. у ворот дома. 9. Эти

пол-арбуза, как дети сразу догадались, был. отложен.

для них. 10. Ты и твои друзья окаж. нам помощь и на

СОГЛАСОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Упражнение 348. Раскройте скобки, выберите нужную фор-

му, согласуйте определения с определяемыми словами.

1. Три (соседние — соседних) здания были построены

недавно 74. 2. Квартира делилась на две (неравные — не-

равных) части 74. 3. (Первые — первых) два места подели-

ли югославский гроссмейстер и чехословацкий мастер 74.

4. Привлекает быстрое обслуживание в (новом — новой)

кафе-столовой 69. 5. Город был открыт для ветров с се-

Читайте также:  В дополнение к ранее направленному письму сообщаем

верной и восточной (стороны — сторон) 75. 6. И первая

и вторая (половина — половины) встречи прошли в ис-

ключительно быстром темпе 75. 7. Ряд экспедиций про-

вели студенты исторического и географического (фа-

культета — факультетов) 75. 8. Широкий шрам на его

лице проходил как раз посередине между правым и ле-

вым (глазом — глазами) 75. 9. Лето мы проведем в Рязан-

ской или Тульской (области — областях) 75. 10. В книге

описывается разгром первого и второго (похода — похо-

Упражнение 349. Согласуйте определения с определяемыми

словами, допишите окончания.

1. Советск. печать и радио играли большую про-

пагандистскую роль 76. 2. Загоревш. и окрегпп. брат и

сестра вернулись из деревни 7°. 3. Он с гордостью гово-

рил об успехах сво. сына и дочери 76. 4. Реставриро-

ванн. музей и галерея открыты для посетителей 76. 5. В

наследство Советскому государству после империалис-

тической и гражданской войн. достались разрушенн.

промышленность и транспорт 76. 6. За последние годы

отмечается значительный подъем наш. техники, науки

и культуры 76. 7. Экспонаты были размещены в болыи.

зале и коридоре 76. 8. Автор посвятил свою повесть ле-

нинградск. девушке и женщине-героине 76. 9. Прово-

дился конкурс на решение шахматн. этюда и задачи 76.

10. Многому можно поучиться в передов. колхозе или

Упражнение 350. Допишите, где нужно, окончания в прило-

жениях — географических названиях.

1. Некоторое время он жил в городе Алма-Ат. 77.

2. Упорные бои шли на реке Висл. 77. 3. Родом он был из

села Крюков. 77. 4. Линия железной дороги проходит в

непосредственной близости от озера Байкал. 77. 5. Па-

роход приближался к острову Кипр. 77. 6. Теплое тече-

ние проходит мимо полуострова Флорид. 77. 7. Альпи-

нисты остановились у подножия горы Казбек. 77. 8. По-

езд приближался к станции Тул. 71.9. Астрономы изуча-

ли движение планеты Марс. 77.10. Много рыбачьих бар-

касов было в порту Находк. 77.

НЕКОТОРЫЕ СЛУЧАИ УПРАВЛЕНИЯ

Упражнение 351. Выберите один из заключенных в скобки

1. Докладчик оперировал (непроверенными —

с непроверенными) данными 78. 2. Преподаватель указал

(о том — на то), что в работе имеется ряд ошибок 79.

3. Русские народники в последней трети XIX века рьяно

отстаивали взгляд (об «особом» пути — на «особый» путь)

развития России, которая якобы должна миновать ста-

дию капиталистического развития 79.4. Все это говррило

(за то — о том), что, несмотря на сильный состав за-

рубежных участников турнира, наши мастера могут с

честью бороться с ними 79. 5. Ответ (по заявлению — на

заявление) был получен немедленно 79. 6. Многие моло-

дые режиссеры добились больших успехов (в деле созда-

ния — в создании) интересных кинофильмов 80. 7. Дви-

жение на -дороге было прервано (благодаря — из-за)

неосмотрительности стрелочника 81. 8. Посевы произ-

водились согласно (указаний — указаниям) агронома 82.

9. Закончив гастроли, артисты цирка вернулись (с — из)

Крыма 83. 10. В выходной день мы с товарищем были

(в — на) концерте 83.

Упражнение 352. Используя предлоги в и на, составьте пред-

ложения с приводимыми ниже словами. Объясните выбор пред-

Квартира, почтамт, вокзал, предприятие, комбинат

бытового обслуживания, полевой стан, собрание, агит-

пункт, киностудия, опера, флот, море, озеро, небо,

село, Украина, Кавказ, Урал, Карпаты, Балканы, мет-

ро, поезд, трамвай, самолет, автобус.

Упражнение 353. Укажите, правильно ли выбран падеж до-

полнения при глаголе с отрицанием в следующих предложени-

1. Некоторые ученики не выполняют домашние за-

дания. 2. Успехи наших физкультурников не должны зас-

лонять недостатки, которые все еще имеются. 3. Крити-

ка справедливо указывала, что писатель не замечает в

своем творчестве чуждые влияния. 4. Врач не обнаружил

никакие признаки болезни у ребенка. 5. Было бы непра-

вильным отрицать наличия положительных сторон ра-

боты. 6. Некоторые мастера не приняли участие в розыг-

рыше первенства страны по шахматам. 7. Мальчик

не боялся свою маму, хотя она была довольно строгая.

8. К со-жалению, я не часто получаю писем из дому.

Упражнение 354. Выберите один из заключенных в скобки

1. Мать сильно беспокоилась (за сына — о сыне) 85.

2. Всякий непредубежденный человек видит преимуще-

ства социалистической системы (над — перед) капита-

листической 85. 3. Решимость прогрессивных сил во всех

частях света не допустить новую войну вселяет в нас

уверенность в (победу — победе) дела мира 85. 4. Напрас-

ны были его попытки (тормозить — препятствовать)

развитию физкультурного движения 85. 5. К концу года

комитет комсомола должен будет отчитаться (о — в)

проделанной работе 85. 6. Астрономы с большим инте-

ресом наблюдали (за солнечным затмением — солнечное

затмение) 86. 7. Мальчик бросил (камень — камнем) в

воду86. 8. ( Чем я обязан такому лестному отзыву — чему

я обязан таким лестным отзывом) о моей работе 87?

9. Необходимо своевременно обеспечить (школам потреб-

ное количество — школы потребным количеством) топли-

ва на зиму 87. 10. Успокойтесь, выпейте (воду — воды) 88.

11. В итальянских кинофильмах нередко показывается,

как молодежь безуспешно ищет (работу —.работы) 89.

12. (В целях дальнейшего улучшения качества воспитания —

чтобы улучшить воспитание) подрастающего поколе-

ния культурно-просветительные учреждения усилили

свою работу 90. 13. Проверка (деканата — деканатом)

работы студентов первого курса выявила ряд недостат-

ков 91. 14. Наш преподаватель организовал и руководит

СТРОЙ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Упражнение 1. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным построением простого предложения.

1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях — дадут ряд концертов) 50.1. На предприятии (происходит рост производительности — растет производительность) труда благодаря применению новейших методов производства Одна — одной) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является задача повышения успеваемости по русскому языку5 2.4. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком (среди — по сравнению с языком) всех действующих лиц «Грозы 6» 5. Ломоносов в юности был (рыбак – рыбаком)Эта река (спокойная – спокойна)Общественность (широко готовится — готовится широко) отметить сорокалетие деятельности писателя Для нашего небольшого класса эта доска слишком (широкая – широка)55

Читайте также:  Лицензия на прокат фильмов

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

Упражнение 2. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Ряд столов (стоял — стояли) посередине комнатыПять учеников (подошло — подошли) к экзаменационному столу5Двадцать две тетради, проверенные учителем, (лежали – лежало) на столе На совещание (прибыл – прибыли) двадцать один делегатТысяча солдат (бросилось — бросилась — бросились) в атаку Прошло — прошли) два месяцаНа экскурсию (пошло — пошли) всего десять учеников классаПолчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, (прошло — прошли) незаметно Пятерка истребителей (бросилась — бросились) на вражеские бомбардировщики Много выпускников нашей школы (пошло — пошли) работать на завод

Упражнение 3. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Секретарь (выдал — выдала) нам нужные справки [речь идет о лице женского пола] «Война и мир»(написана — написано — написаны) Недавно у нас (открыта — открыто) кафе-столовая с самообслуживанием 6Никто, даже самые сильные ученики, не (мог — могли) решить эту трудную задачу 70.5. Правление клуба, в том числе председатель и его за-меститель, много (сделало — сделали) для развертывания культурно-массовой работы Народ Франции, как и народы России, не (может — могут) забыть перенесенных бедствий и утрат во время второй мировой войны 70.7. Группа студентов во главе с комсоргом, профоргом и старостой активно (помогала — помогали) колхозникам в уборке картофеля 7Администрация школы, особенно директории завуч, много (сделала — сделали) для организации летнего отдыха детейГороно(подтвердил — подтвердило) свое указание В продаже (имеется — имеются) в большом выборе готовое платье, обувь, трикотажные изделия Брат или сестра (поможет — помогут) мне устроиться на работу Мать с детьми (уехала — уехали) в деревню73.

Упражнение 4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал. нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал. на экзаменах глубокие знания. 4. Установлен. три новых всесоюзных рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел. и равномерно вздрагивалМного детей больн. был. гриппом. 7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил. о нашем приходе. 8. Такси стоял. у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был. отложен. для них. 10. Ты и твои друзья окаж. нам помощь и на этот раз.

50. Обороты с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с и т. п. должны непосредственно управляться глаголом, при котором они выступают в роли дополнений, в противном случае синтаксическая связь оказывается нарушенной. Так, нельзя сказать: «Вместо исправления ошибки ученик настаивал на своем мнении»; «Помимо работы на предприятии молодежь учится на вечерних курсах». Второе предложение можно так исправить: Молодежь учится на вечерних курсах без отрыва от производства. Или: Работая на предприятии, молодежь одновременно учится на вечерних курсах.

51. Не следует усложнять конструкцию, заменяя глагол-сказуемое сочетанием существительного того же корня с полузнаменательным глаголом, например: вместо снижаются цены«идет снижение цен»; вместо растет успеваемость«происходит рост успеваемости». Вторые варианты носят канцелярский характер.

52. Ошибочно построение предложения, в котором конец дается в ином синтаксическом плане, чем начало, например: «Одним из вопросов, подлежащих нашему рассмотрению, — это вопрос об укреплении дисциплины», – следует сказать: Один из вопросов. — это вопрос... или Одним из вопросов. является вопрос.

53. Нельзя допускать смешение разнородных понятий («язык» и «действующее лицо»).

54. Именительный падеж существительного или прилагательного при связке был обозначает устойчивый признак предмета: Он был человек практичный; Погода здесь постоянно была ветреная. Для указания на временный признак в этих случаях употребляется творительный падеж: Он был в то время студентом.

55. Полные имена прилагательные в роли именной части составного сказуемого обозначают постоянный признак, вневременное состояние, а краткие прилагательные — временный признак, временное состояние: река спокойная (обычно) — река спокойна (в данное время).

Полные прилагательные обозначают также безотносительный признак, а краткие — признак по отношению к определенным условиям: комната низкая (вообще) — комната низка (для высокой мебели). Кроме того, краткая форма имени прилагательного носит более отвлеченный, категорический характер, чем полная; ср.: он смел — он смелый, она зла — она злая.

56. Неудачный порядок слов: широко готовится отметить; нужно: готовится широко отметить.

Существенное значение для правильного построения предложения имеет порядок слов в нем. Всякая перестановка слов в предложении влечет за собой или изменение смысла, или подчёркивание, выделение одного из членов. Ср. а) Даже эта работа трудна для меня (имеется в виду нетрудная работа, но слабый исполнитель); б) Эта работа даже трудна для меня (подчеркивается неожиданность трудности); в) Эта работа трудна даже для меня (речь идет о сильном исполнителе).

Неудачный порядок слов искажает смысл предложения, затрудняет его понимание. Это видно из следующих примеров: «Богданов отказался вместе со всеми студентами сдавать зимнюю сессию, жалуясь на загруженность общественной работой» (следовало сказать: Богданов отказался сдавать зимнюю сессию вместе со всеми студентами. )‘, «Глаза его прикрывали стекла очков» (понимание смысла фразы затрудняется из-за неоправданной перестановки подлежащего и прямого дополнения).

57. При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т. п.) в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Например: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены; Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста.

58. Если подлежащее выражено так называемым счетным оборотом, то есть сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (например, несколько) с существительным в родительном падеже множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим — собирательным существительным (см. п. 57). Например: Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров; Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.).

Читайте также:  Что говорить на суде по алиментам истцу

59. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе, например: Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс; Позади их щелкнули два выстрела, просвистели две пули (Л. Т.); Тридцать два человека дышали одним духом (Шол.).

60. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик.

61. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки; Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка; Говорил он так, будто перед его пальцем сидела тысяча Андреев (А. Н. Т.).

62. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое обычно ставится в единственном числе: Прошло две недели (П.); Пробило десять часов (Т.); Пятнадцать лет так прошло (А. Остр.).

63. Если при счетном обороте имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча (Г.). Наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходило только трое (П.).

64. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, то сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени — в среднем роде: полдома сгорело, полжизни прожито; Полголовы еще осталось (Ч.). Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного.

65. Если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: За моею тележкою четверка быков тащила другую (Л.); Публики сегодня приходило целая бездна (Дост.); Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).

66. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц, красных, желтых, зеленых, лежало в ветвях (Гонч.); Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится. (Пришв.).

67. При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: агроном сделал доклад, директор вызвал к себе пионервожатую (в разговорном языке встречается в этих случаях постановка сказуемого в женском роде, особенно в конкретной обстановке, когда известно, о ком идет речь). При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Агроном Сергеева прочла лекцию.

68. При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т. д.), среди которых имеется ведущее слово или слово в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами: «Герой нашего времени» написан ; «Волки и овцы» поставлены на сцене колхозного театра. Однако нельзя сказать: «Руслан и Людмила» написаны », поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в этих случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т. д.), с которым и согласуется сказуемое.

Иногда сказуемое согласуют в роде с одним из слов, входящих в название: «Война и мир» написана ».

69. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета: кафе-столовая отремонтирована, автомат-закусочная открыта, водевиль-обозрение показано, песня-романс стала весьма популярной, витрина-стенд помещена в вестибюле, внимание окружающих привлекала машина-фургон, плащ-палатка лежала в свернутом виде, концерт-загадка прошел с большим успехом, книга-справочник весьма полезна, таблица-плакат висела на стене, раскладное кресло-кровать стояло в углу.

70. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни.

71. Если сложносокращенное слово имеет грамматическую форму (склоняется), то способы согласования сказуемого обычные: колхоз закончил уборку урожая, вуз объявил набор студентов. При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, то есть ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ объявил конкурс (Московский государственный университет), гороно разослал инструкцию (городской отдел народного образования).

72. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования: а) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе: Промышленность и сельское хозяйство в СССР неуклонно развиваются’,б) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики (Л. Т.). Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурм.); Не ты, но судьба виновата (Л.).

73. При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуемое ставится во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими), и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Сережа с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались; Мать с ребенком пошла в амбулаторию.

При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню; Бригадир совместно с членом бригады взялся отремонтировать станок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector