Со скольки лет человек становится личностью

Со скольки лет человек становится личностью

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.

Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (или английского personality), но точнее переводить его как английское self – самость, Я сам.

Персона – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не просто лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.

Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

  • Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости

Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

Фазы становления личности:

Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.

На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.

Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и отрицательными качествами. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Читайте также:  Порядок подсчета голосов на выборах

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

К сожалению, такая картина в разных вариантах повторяется перед моими глазами еженедельно хотя бы раз. У родителей, как мне кажется, вообще нет твёрдого представления, что такое личность и с какого возраста она "появляется" в ребёнке. Одни считают, что о личности можно говорить лишь в подростковом возрасте, когда человек совершает осознанные поступки. Другие допускают ее наличие у дошкольника пяти-шести лет, когда он начинает воспринимать нравственные нормы и регулировать свое поведение в соответствии с правилами, принятыми в семье и социуме. Третьи полагают, что начало личностного развития приходится на три года, и это становление знаменуется кризисом трёхлетнего возраста, когда ребёнок хочет всё делать «сам». Такое представление связано с расплывчатостью самого понятия личность.

В норме в 3 – 4 месяца малыш начинает показывать, что он узнаёт некоторые предметы и реагирует на них по разному. Если в первые недели жизни малыш реагирует на яркие или блестящие предметы сосредоточением, то в три месяца уже видно избирательное отношение к предметам. Например, мой старший сын в 3 месяца эмоционально по-разному относился к двум картинам в комнате. Одну из них, изображающую осенний пейзаж, он готов был долго рассматривать. А вторая – букет цветов, вызывала раздражение и даже плач. Примерно в 3 месяца малыш радуется, улыбается при виде зайчика, которого ему мама часто показывает. Эта улыбка не означает, что ребёнок «полюбил» эту игрушку, а то, что ребёнок её узнал. Зато новая кукла может напугать малыша до слёз.

Постепенно в рамках положительной реакции на окружающих ребенок начинает по-разному относиться к родным, знакомым и незнакомым людям. Так, четырех-пятимесячный малыш близким взрослым – маме, папе или бабушке – сразу начинает улыбаться, гулить, всячески привлекает их внимание, побуждает к общению. Ярко проявляется оживление, когда с ребенком общается знакомый ему человек доброжелательным тоном – ребёнок начинает интенсивнее махать ручками и ножками. Зато незнакомого человека ребёнок 4-5 месяцев будет сначала изучать и улыбнётся только после многократных просьб.

В 4-5 месяцев маленький ребенок еще не понимает смысл обращенных к нему слов, но он чувствует, как относится к нему взрослый. Ребёнок способен «прочитывать» невербальные знаки, которые даёт взрослый – мимика, темп движений и их отрывочность. Например, если мама качает ребёнка нежно, то ребёнок успокоится быстро. Если же эти же действия проводятся механически или с раздражением, потому что мама устала, то и ребёнок будет капризничать долго. Приведу пример.

Мама жалуется: «Ребёнок у меня спит в кроватке рядом с моей кроватью. Но всю ночь ребёнок орёт, я совсем не высыпаюсь! Может, у ребёнка повышенное внутричерепное давление?» Спрашиваю: «а как вы успокаиваете ребёнка?» Ответ мамы: «Беру на руки и качаю. Но чем больше качаю – тем больше он орёт!»

Конечно, ребёнок будет орать всё громче! Представьте, как происходит процесс «качания» в этой семье: ребёнок заплакал, мама взяла на руки и нежно покачала. Ребёнок заснул. Проснулся через час. Мама тем временем только улеглась. Она берёт в руки ребёнка, а сама с досадой думает: « ну вот, не успела заснуть, как…» Движения мамы приобретают более отстранённый характер, и ребёнок начинает нервничать. Он не чувствует привычного темпа и ритма качания, мамины движения почему-то непривычно нервные. На интуитивном уровне изменение поведения мамы ребёнок воспринимает, как опасность, и кричит громче. Мама тем временем испытывает уже раздражение – ну, сколько же можно его укачивать! Её движения становятся всё более угловатыми, а в нотках колыбельной песенки проскальзывает раздражение. Ребёнок плачет всё надрывнее, никак не успокаивается. Ведь поведение мамы доказывает ему, что что-то не так! Так развивается круговая порука – чем больше нервничает мама, тем больше волнуется ребёнок.

В возрасте 5 месяцев ребёнок уже владеет своим телом- может перевернуться со спины на животик и обратно, а некоторые дети уже осваивают ползание. Теперь ребёнок не только рассматривает предметы, но и обследует их: трогает, хватает, засовывает в рот, гремит, бросает, крутит в руке, пытается доползти или дотянуться, чтобы изучить. При благоприятном общении с взрослыми малыш проявляет высокую познавательную активность по отношению к предметам. Ребёнок вертит головой и осматривает глазами всё, что окружает. Если нового и интересного нет, начинает капризничать.

Во втором полугодии жизни малыш пытается исследовать любую вещь, которая попадает в поле его зрения и до которой он может дотянуться. Ребёнку интересно всё – папин телефон, мамина косметика, содержимое коробки в шкафу, внутренности стиральной машины, грязь на улице…

В возрасте 6-7 месяцев ребёнок уже не просто рассматривает отражения в зеркале, но уже узнаёт его и соотносит с реальностью. Он не только может показать, где папа и мама в отражении, но и попытается исследовать своё отражение.

В 10 месяцев ребёнок, например, может играть сам с собой «в прятки» с помощью зеркала в шкафу, выглядывая из-за угла. А , увидев в отражении на своей голове новую шляпку, незамедлительно потянет руку к голове и стащит шляпку, чтобы изучить. То есть, ребёнок уже соотносит отражение и себя, знает, как он выглядит. Отметим, что то, как 7-8 месячный малыш обращается со своим отражением, можно чётко определить, насколько благоприятна семейная атмосфера. Если отношения с близкими складываются нормально, ребёнок узнаёт себя в зеркале, приветствует себя. Если же общение у родных с малышом обеднено, то отношение к себе тоже формируется в недостаточной мере. Такие дети плачут, увидев своё отражение в зеркале.

К концу года, подражая взрослым, он начинает осваивать действия с бытовыми предметами – ложкой, чашкой, расческой. Ребёнок наблюдает за другими людьми и способен повторить некоторые действия, которым его специально не обучали. Так развивается умение перенимать чужой опыт. Именно тут родители могут заметить, что ребёнку интереснее предметы, с которыми обращаются лично они, а игрушки интересуют лишь недолгое время. Обычно это- время «мусорничества» и «егозы», когда дома буквально на секунду нельзя ничего оставить без присмотра, а на улице всю прогулку изо рта ребёнка приходится вытаскивать разную гадость. При обычном развитии в 1,5 года такое поведение начинает ослабевать, так как ребёнок уже вступает на тот этап, когда с ним можно активно ОБЩАТЬСЯ.

Читайте также:  Где написать завещание на квартиру

Словарный запас ребёнка в этом возрасте от 10 до 30 слов и словоподражаний. Жесты и мимика позволяют передать на невербальном уровне ещё 30-35 понятий. Теперь ребёнок может маму попросить то, что хочет, и разрыдаться, если не дадут. Ребёнок осваивает жест и слово «дай», слова «да» и «нет» и начинает активно их использовать, показывая, что именно хочет. Разве словесное выражение своего желания и эмоциональное подкрепление (не дали – разрыдался) – это не показатель развития личности? Если внимательно наблюдать, видно, какие дети разные уже в возрасте около полутора лет.

Лучшее место для наблюдения- детская прогулочная площадка.

Вот один малыш всю прогулку сидит на коленках у мамы, рассматривая окружающий мир с её рук. При попытке оставить его на земле, ребёнок быстро выходит из состояния душевного равновесия и пытается укрыться на руках мамы. Другой же малыш лезет в песочницу, минут пять что-то строит, потом спешит на горку, падает, но упорно лезет снова, скатывается, бежит на клумбу и рвёт-сдувает одуванчики. А вот два малыша сидят в песочнице. К ним подходит ребёнок постарше и отнимает лопаточки. Один малыш начинает истошно орать «отдай», а второй молча пытается вытянуть свою лопатку из рук обидчика. Что это, особенности характера? Заслуги домашнего воспитания? Нет, не только. Так проявляются качества личности как любознательность, боязливость, добродушие, упорство, способность к аналитической деятельности. В зависимости от особенностей личности и семейного климата у детей очень по-разному происходит кризис первого года, который наступает в возрасте от 11 мес. до 1,5 года.

Некоторые дети будто бы не меняются. Если на их «капризы» родители ответили адекватно – то кризис так и не наступает. Иные же дети будто испытывают терпение родителей. Прежде спокойный, покладистый ребенок вдруг становится непослушным, начинает капризничать без всякого повода, обижается, сердится, разбрасывает игрушки. Чаще всего непослушание вызывают режимные процедуры. Например, малыш швыряется едой, выгибается дугой, не желая одеваться на прогулку, прыгает в кроватке, вместо того, чтобы спать. Если раньше строгий запрет действовал, то теперь ребёнок будто бы нарочно тянется к опасным предметам. Родители в ужасе бегут ко врачам, и те, не особо погружаясь в суть проблемы, выписывают успокоительные малышу. Но разберёмся, что же стоит за таким поведением ребенка?
Это и есть проявления его личности. Малыш заявляет о своих желаниях, предпочтениях и намерениях, отстаивает свое право на выбор игр и игрушек, пытается манипулировать родителями, чтобы добиться поставленной цели. Тут родителям важно осознать, что ребёнок УЖЕ проявляет себя, как личность. Поэтому нельзя «задавить» на ребёнка своим мнением – вырастет безвольная личность. Нельзя и во всём потворствовать ребёнку, иначе к двум годам ребёнок превратится в профессионального манипулятора взрослыми, который считает, что весь мир вертится по его желаниям. Как себя вести? Необходимо понять, что вы родили ребёнка не «для себя», а для него самого. Он – не ваша запасная рука или некая частица. И цель воспитания – это не сделать ребёнка послушным, а помочь раскрыться способностям ребёнка в атмосфере любви и понимания. Когда родители малыша не видят и не ценят проявления детской личности, дело ВСЕГДА заканчивается трагедией.

Например, моя подруга, чтобы не отлавливать по дому восьмимесячных близнецов, привязывала их друг к другу за пояс верёвкой. Дети быстро приучились ползать параллельно в одном направлении, а потом и гулять рядом. Маме это было очень удобно. В возрасте 1 г. и 3 месяца один из малышей подхватил грипп, и было решено разделить детей по разным комнатам. Уже через полдня женщина в ужасе поняла, что дети не могут находиться раздельно друг от друга. Полдня дети рвались друг к другу, орали и успокоились, только когда им удалось объединиться вместе. При этом на словах мать этих близнецов мечтала, чтобы их сыновья выросли независимыми людьми, добились успеха в жизни и стали лидерами. А сама чуть было не загубила личности детей в самом зародыше.

Так что же делать? С одной стороны позволить ребёнку некий выбор. То есть, иллюзию выбора. Глупо спрашивать двухлетку – что ты хочешь надеть на прогулку? Зато вполне уместно положить перед ребёнком 2 футболки и спросить – какую ты сегодня наденешь: эту или эту? С другой стороны родители должны очертить ребёнку достаточно чёткие рамки и границы поведения. В возрасте около 2 лет эти ограничения в основном строятся на авторитете. Бессмысленно объяснять ребёнку, почему нельзя залезать ногами на подоконник. Глупо пытаться донести до двухлетки мысль, что в розетке живёт злое электричество. Просто сказать НЕТ, НЕЛЬЗЯ. Этого достаточно ребёнку, если жизнь его не состоит из сплошных нельзя, не лезь, не бери, не трогай. Ребёнок спокойнее чувствует себя в рамках, потому что для него рамки – это цепочка «за мной следят, меня оберегают – меня любят. » Если же мама позволяет делать всё, что заблагорассудится, то авторитет такой мамы для ребёнка низок. Маму можно ослушаться – последствий не будет. Маму можно стукнуть – последствий не будет. Ребёнок на интуитивном уровне чувствует себя неуютно, потому что не ощущает безопасности бытия. И тогда ребёнок через неадекватное поведение пытается вернуть внимание к себе, привлечь его.

Воспитывая кроху, которому ещё нет трёх лет, надо всегда понимать, что перед вами УЖЕ ЛИЧНОСТЬ. За короткий промежуток времени будут постоянно расти возможности ребенка. Значит, родителям придётся учиться быть гибкими и постоянно изменять правила взаимодействия с малышом, чтобы не удушить в зародыше ростки личности.

Взрослые уже с рождения должны уважать личность ребенка, поддерживать его стремление проявить себя. И это уважение должно проявляться к крохе ещё ДО ГОДИКА. Ложку нельзя вкладывать в рот, пока малыш сам рот не откроет. Нельзя, одевая на ребенка куртку, выворачивать ему руку, а следует выждать, когда она придет в удобное положение. Нельзя приучать к горшку насильными усаживаниями. Разговаривая с крохой двух лет, не используйте в речи оскорбительные выражения и порицания, задевающие личность. Лучше сказать «у тебя грязные руки, их надо помыть», а не восклицать «ты опять измазался, как поросёнок? Ах ты, бессовестный!» Не врите себе, что когда ребёнок станет понимать, вы перестанете бросаться словами. Опыт мировой психологии показывает, что манера поведения, избранная родителями по отношению к ребёнку в раннем возрасте становится только более развитой и утрированной впоследствии. Манера поведения, если только над её коррекцией не поработают психологи, психотерапевты и сам взрослый, остаётся навсегда, демонстрируя уровень общей культуры. Приведу пример: ко мне на консультации часто обращаются люди, в процессе психотерапевтической работы с которыми выясняется, что они раз в сутки – двое шлёпают ребёнка. Начинаем разбираться, почему шлепки, оплеухи и подзатыльники стали нормой общения в семье.

Практически все родители, когда только-только рождается малыш, уверены: «я бить ребёнка никогда не буду!» И действительно, глядя на беспомощную кроху в пене кружев, кажется нелепым мысль, что на это чудо можно поднять руку. Но вот сорванцу уже полтора года, и, конечно же, он набедокурил, и мама (или папа) впервые срывается и стукает. Ребёнок, шокированный таким весьма неприятным обращением с ним, на некоторое время становится «шелковым». И у родителей возникает мысль что, может, в шлепках нет ничего особенного… Эффект-то положительный! А раз действует, то зачем искать новые и более уважительные формы обращения с ребёнком? И вот мама продолжает шлёпать-бить ребёнка и в его пять лет, и в десять, и в пятнадцать.

Тогда я говорю маме: очень жалко, что вы не считаете своего ребёнка человеком. Мама возмущается – как это, не считаю? Тогда я спрашиваю: а если ваша подруга не захочет идти в один магазин с вами, вы её ударите по попе? А если она не согласится с вашим мнением, вы отвесите ей пощёчину? Если не захочет есть то, что вы приготовили и поставили на стол, вы её поставите в угол? А почему «нет»? Обычно мне отвечают, что это невоспитанно, и что так обращаться с людьми нельзя.

Получается, что дети – это не люди.

Их можно бить, обзывать, тащить силком, унижать прилюдно, орать на них, награждать нелестными эпитетами и делать всё остальное, что по отношению к другим непозволительно. Отмечу, кстати, что стукнуть по попе чужого ребёнка тоже никому в голову не придёт. И только собственное дитя у многих родителей стоит по степени уважения на самой низкой позиции. В свою очередь, если родители не уважают личность ребёнка, то он постепенно перестаёт уважать и ценить себя. Если сильные и большие люди, которых он любит и чьё мнение ценит, считают его недостойным уважения, то значит, так и есть – он плохой. Так у ребёнка развивается низкая самооценка. И потому для её "исправления" ребёнка начинают водить по психологам и дефектологам. Зачем доводить до этого?

Читайте также:  Образец трудового договора со сдельной оплатой труда

Анна Рудова
Психолог, дефектолог

На приёме мама с ребёнком трёх с половиной лет. Мама постоянно одёргивает малыша –« не суй в рот, куда ты пошла? Кто тебе разрешил взять?» Как только начинается тестирование ребёнка, мама постоянно вмешивается: «ты же умеешь, возьми бусинку вот так и отправь вот сюда…» Ребёнок совершает ошибку, мама тут же берёт пирамидку в свои руки, отстранив ребёнка: «Нужно вот так, посмотри, как я делаю!» Педагог предлагает ребёнку выбрать самостоятельно картинку для анализа, мама и тут вставляет своё слово: «Бери с кошкой!» Педагог говорит маме: «Подождите, дайте проявиться личности!» Мама в недоумении: «Личности? Какая такая личность, ведь ей только три года!»

К сожалению, такая картина в разных вариантах повторяется перед моими глазами еженедельно хотя бы раз. У родителей, как мне кажется, вообще нет твёрдого представления, что такое личность и с какого возраста она "появляется" в ребёнке. Одни считают, что о личности можно говорить лишь в подростковом возрасте, когда человек совершает осознанные поступки. Другие допускают ее наличие у дошкольника пяти-шести лет, когда он начинает воспринимать нравственные нормы и регулировать свое поведение в соответствии с правилами, принятыми в семье и социуме. Третьи полагают, что начало личностного развития приходится на три года, и это становление знаменуется кризисом трёхлетнего возраста, когда ребёнок хочет всё делать «сам».

Такое представление связано с расплывчатостью самого понятия личность. Большинство психологов сходятся в том, что личность человека проявляется в его отношении к окружающему миру в широком смысле слова. Сюда входят три основных вида отношений: к окружающим людям, к себе и предметному миру. Развитие личности начинается с того момента, когда субъект становится носителем отношений социального характера и может совершать поступки, оцениваемые по этическим, нравственным критериям. Так как младенец и кроха лет до 3 таких поступков совершать не может – его поведение не подлежит нравственной оценке. Получается, будто до определённого момента ребёнок- не личность, и вдруг – ап! Однажды утром ребёнок сам собой перешёл на некую более высокую стадию развития и стал личностью.

Я же считаю, что процесс становления и развития начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Новорождённый ребенок обладает индивидуальностью как совокупностью врождённых психических свойств. Когда кроха вступает во взаимоотношения с окружающим миров, опираясь на свои индивидуальные качества и способности, он начинает проявлять себя как личность. У новорожденного ребенка еще нет потребности в общении, поэтому взаимодействие с взрослым отсутствует. Однако уже к концу первого месяца младенцы начинают проявлять интерес к взрослым. В ответ на ласковое обращение мамы, ребёнок улыбается. Причём, если ребёнок воспитывается эмоционально отстранённой мамой или же в условиях дома малютки, то первая улыбка запаздывает, проявляясь ближе к 2 месяцам. В это же время ребёнок начинает изучать окружающий мир. Исследователи замечают, что у ребёнка изменяется темп сосания в зависимости от того, какая музыка в это время звучит в комнате.
В норме в 3 – 4 месяца малыш начинает показывать, что он узнаёт некоторые предметы и реагирует на них по разному. Если в первые недели жизни малыш реагирует на яркие или блестящие предметы сосредоточением, то в три месяца уже видно избирательное отношение к предметам. Например, мой старший сын в 3 месяца эмоционально по-разному относился к двум картинам в комнате. Одну из них, изображающую осенний пейзаж, он готов был долго рассматривать. А вторая – букет цветов, вызывала раздражение и даже плач.
Примерно в 3 месяца малыш радуется, улыбается при виде зайчика, которого ему мама часто показывает. Эта улыбка не означает, что ребёнок «полюбил» эту игрушку, а то, что ребёнок её узнал. Зато новая кукла может напугать малыша до слёз. Постепенно в рамках положительной реакции на окружающих ребенок начинает по-разному относиться к родным, знакомым и незнакомым людям. Так, четырех-пятимесячный малыш близким взрослым – маме, папе или бабушке – сразу начинает улыбаться, гулить, всячески привлекает их внимание, побуждает к общению. Ярко проявляется оживление, когда с ребенком общается знакомый ему человек доброжелательным тоном – ребёнок начинает интенсивнее махать ручками и ножками. Зато незнакомого человека ребёнок 4-5 месяцев будет сначала изучать и улыбнётся только после многократных просьб.
В 4-5 месяцев маленький ребенок еще не понимает смысл обращенных к нему слов, но он чувствует, как относится к нему взрослый. Ребёнок способен «прочитывать» невербальные знаки, которые даёт взрослый – мимика, темп движений и их отрывочность. Например, если мама качает ребёнка нежно, то ребёнок успокоится быстро. Если же эти же действия проводятся механически или с раздражением, потому что мама устала, то и ребёнок будет капризничать долго. Приведу пример.
Мама жалуется: «Ребёнок у меня спит в кроватке рядом с моей кроватью. Но всю ночь ребёнок орёт, я совсем не высыпаюсь! Может, у ребёнка повышенное внутричерепное давление?» Спрашиваю: «а как вы успокаиваете ребёнка?» Ответ мамы: «Беру на руки и качаю. Но чем больше качаю – тем больше он орёт!» Конечно, ребёнок будет орать всё громче! Представьте, как происходит процесс «качания» в этой семье: ребёнок заплакал, мама взяла на руки и нежно покачала. Ребёнок заснул. Проснулся через час. Мама тем временем только улеглась. Она берёт в руки ребёнка, а сама с досадой думает: « ну вот, не успела заснуть, как…» Движения мамы приобретают более отстранённый характер, и ребёнок начинает нервничать. Он не чувствует привычного темпа и ритма качания, мамины движения почему-то непривычно нервные. На интуитивном уровне изменение поведения мамы ребёнок воспринимает, как опасность, и кричит громче. Мама тем временем испытывает уже раздражение – ну, сколько же можно его укачивать! Её движения становятся всё более угловатыми, а в нотках колыбельной песенки проскальзывает раздражение. Ребёнок плачет всё надрывнее, никак не успокаивается. Ведь поведение мамы доказывает ему, что что-то не так! Так развивается круговая порука – чем больше нервничает мама, тем больше волнуется ребёнок.
В возрасте 5 месяцев ребёнок уже владеет своим телом- может перевернуться со спины на животик и обратно, а некоторые дети уже осваивают ползание. Теперь ребёнок не только рассматривает предметы, но и обследует их: трогает, хватает, засовывает в рот, гремит, бросает, крутит в руке, пытается доползти или дотянуться, чтобы изучить. При благоприятном общении с взрослыми малыш проявляет высокую познавательную активность по отношению к предметам. Ребёнок вертит головой и осматривает глазами всё, что окружает. Если нового и интересного нет, начинает капризничать. Во втором полугодии жизни малыш пытается исследовать любую вещь, которая попадает в поле его зрения и до которой он может дотянуться. Ребёнку интересно всё – папин телефон, мамина косметика, содержимое коробки в шкафу, внутренности стиральной машины, грязь на улице…
В возрасте 6-7 месяцев ребёнок уже не просто рассматривает отражения в зеркале, но уже узнаёт его и соотносит с реальностью. Он не только может показать, где папа и мама в отражении, но и попытается исследовать своё отражение.
В 10 месяцев ребёнок, например, может играть сам с собой «в прятки» с помощью зеркала в шкафу, выглядывая из-за угла. А , увидев в отражении на своей голове новую шляпку, незамедлительно потянет руку к голове и стащит шляпку, чтобы изучить. То есть, ребёнок уже соотносит отражение и себя, знает, как он выглядит. Отметим, что то, как 7-8 месячный малыш обращается со своим отражением, можно чётко определить, насколько благоприятна семейная атмосфера. Если отношения с близкими складываются нормально, ребёнок узнаёт себя в зеркале, приветствует себя. Если же общение у родных с малышом обеднено, то отношение к себе тоже формируется в недостаточной мере. Такие дети плачут, увидев своё отражение в зеркале.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector