Сокращение санитарно защитной зоны

Сокращение санитарно защитной зоны

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) предприятия: территория негативного воздействия

Что такое?

Под санитарно-защитной зоной предприятия (СЗЗ) подразумевается особая территория, в рамках которой распространяется негативное воздействие от производственного процесса. И только за её пределами разрешено проводить жилую застройку, обустраивать ландшафтно-рекреационные зоны, а также зоны отдыха. В общем, объем выбрасываемых заводом или иным промышленным предприятием вредных веществ или производимый ими шум за границей СЗЗ не должен превышать установленных законодательством гигиенических норм.

Определение и установка зоны СЗЗ – это обязательный элемент корректного функционирования любого промышленного объекта, который занимается производством или переработкой теоретически опасных для окружающей среды веществ или материалов.

Цели установления санитарно-защитной зоны:

  • снижение негативного воздействия со стороны предприятия (выбросы в воздух, уровень шума) до предельно-допустимых значений на границе СЗЗ с жилыми территориями (т.н. селитебными);
  • установка определенной границы между санитарно-защитной зоной предприятия и остальной территорией, жилой или рекреационной;
  • организация «зеленых зон» в рамках границы СЗЗ, предназначенных для дополнительной, естественной защиты селитебной зоны от вредного воздействия.

При разработке проекта СЗЗ обосновываются следующие темы:

  • размер предполагаемой к установке границы СЗЗ;
  • определяется необходимость разработки дополнительных мероприятий по защите окружающей среды от вредных выбросов, а также необходимость дополнительного благоустройства санитарно-защитной зоны;
  • выносятся предложения по организации планировки территории, которая будет способствовать дополнительному снижению уровня вредного воздействия.

Размеры санитарно-защитной зоны предприятия устанавливаются расчетным путем и зависят от места расположения объектов негативного воздействия на территории и мощности создаваемого ими излучения, шума или других негативных для окружающей среды факторов.

Согласно положениям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» выделяют пять основных классов предприятий по ширине СЗЗ, которая устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия: от СЗЗ шириной 1000 метров (1 класс, самые опасные производства) до ширины 50 метров (5 класс, оказывают наименьшее негативное воздействие).

Стоит отметить, что размеры СЗЗ могут быть как сокращены, так и расширены, в зависимости от корректности действий самого предприятия.

Сокращение санитарно-защитной зоны происходит при условии предоставления доказательств снижения объемов негативного воздействия от предприятия по сравнению с установленными санитарно-эпидемиологическими нормативами. Это может происходить в результате перепрофилирования предприятия и, тем самым, присвоения ему более низкого класса опасности, или же снижения уровня негативного воздействия иными способами.

Расширение границ СЗЗ предприятия также возможно, если в ходе его деятельности определяется невозможность соблюдения установленных нормативов по негативному воздействию.

К основным этапам разработки и определения СЗЗ относятся:

  • Непосредственно разработка проекта санитарно-защитной зоны;
  • Осуществление экспертизы проекта расчетной СЗЗ;
  • Проведение исследований и замеров на местности для подтверждения корректности расчета СЗЗ;
  • Получение СЭЗ (заключения) на проект в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;
  • Подтверждение установки СЗЗ предприятия. При этом, для предприятий I и II класса опасности необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача РФ, для III, IV и V классов – заключение Главного государственного санитарного врача того субъекта РФ, где находится предприятие.

Кому необходима?

Перечень предприятий, которым в обязательном порядке необходимо устанавливать зону санитарной защиты, указан в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 . Как уже упоминалось выше, выделяют пять классов предприятий, которые различаются по ширине СЗЗ. Данный список достаточно широк и с его полной версией возможно ознакомиться по ссылке .

Помимо этого, требуется разработка СЗЗ не только для предприятий промышленности. В список входят также такие потенциально вредные для окружающей среды объекты, как АЗС, котельные, складские помещения, очистные сооружения и даже кладбища.

Кроме того, существует СЗЗ для автомобильных дорог, которая называется «санитарный разрыв». Полный перечень данных объектов также содержится в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 .

В общем, в обязательном порядке определение СЗЗ необходимо для предприятий 1 – 3 класса опасности, для 4 класса – по требованию Роспотребнадзора.

Зачем необходима?

Установление санитарно-защитной зоны производства нужно предприятию для соблюдения существующего природоохранного законодательства и, как следствие, избежании штрафов за отсутствие СЗЗ при проверке инспектирующими органами.

Размер штрафа прописан в КоАП РФ № 195-ФЗ 2001 г. и может достигать 100 000 руб. на юридическое лицо или же осуществляется приостановка его деятельности на срок до 3 месяцев.

Сколько стоит?

Стоимость разработки проекта санитарно-защитной зоны начинается от 10 000 руб. за источник (выбросов, шума, излучения). На стоимость влияет множество факторов: объем необходимых работ, класс опасности объекта, необходимость сокращения СЗЗ.

Сколько ждать?

Разработка проекта СЗЗ, вместе со сбором необходимых данных, в среднем занимает 30-40 дней. Затем наступает череда долгих согласований проекта и проведения замеров и исследований на местности, которые в общей сложности длятся более года. На период проведения исследований устанавливается временная СЗЗ, а итогом годовых исследований является окончательное согласование границ санитарно-защитной зоны.

Читайте также:  Ирина владимировна тула одноклассники

Установленная СЗЗ на предприятии действует бессрочно, если в заключении СЭЗ не указано срока действия. Однако, при изменении технологического процесса в организации или проведении застройки селитебной территории вокруг СЗЗ проект подлежит переоформлению.

Между любым потенциально опасным объектом и жилыми районами всегда проложена особая «подушка безопасности» — так называемая санитарно-защитная зона. В случае чрезвычайной ситуации имена она должная принять на себя основной удар. Подробнее о том, для чего служит СЗЗ, кто несет за нее ответственность, и почему иногда ее сокращают, можно узнать в данном материале.

В чем необходимость сокращения? Что входит в это понятие? Не опасно ли для людей, если СЗЗ ближайшего предприятия подвергнется уменьшению? Об этом читайте ниже.

Что такое санитарно-защитная зона

СЗЗ (санитарно-защитная зона) – своеобразный «буфер» между потенциально опасным объектом и местом постоянного пребывания людей.

Наличие такой зоны позволяет сократить до минимума возможный вред человеку, проживающему вблизи фабрики или завода.

Для таких пространств действуют особые правила благоустройства, посещение таких мест, как правило, или под запретом, либо там действует специальный режим.

Чтобы сформировать такую зону, требуется составление сложного проекта.

Наличие полноценной санитарно-защитной зоны необходимо для следующих объектов, список которых ежегодно расширяется:

  • Промышленные объекты;
  • Объекты топливно-энергетического сектора;
  • Общепиты;
  • Всевозможные ТРЦ и ТРК;
  • Магазины;
  • Предприятия сельского хозяйства;
  • Спортивные сооружения;
  • Торжественные комплексы;
  • Комплексы с высокой вместимостью людей;
  • Объекты транспортной инфраструктуры и т.д.

Лучшие компании, утверждающие сокращение СЗЗ

В каких случаях можно сократить СЗЗ

Ситуации, в которых допустимо сокращение санитарно-защитной зоны, четко прописаны в законе.

К ним относятся:

  • Случаи корректировки допустимых значений уровня загрязнения веществами;
  • Проведение модернизации производства на конкретном предприятии или объекте;
  • Необходимость возведения сооружений, не подходящих для строительства в «буферной» зоне.

Смотрите видео: Сокращение санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

Зачем необходимо сокращение размера СЗЗ

Возникает вполне закономерный вопрос: если описываемая защитная территория жизненно важна, зачем нужно уменьшать ее площадь?

Дело в том, что в зоне санитарной защиты не допускается строительство жилых домов или других объектов инфраструктуры, связанных с постоянным нахождением человека.

Если же сократить размеры указанной зоны, можно «выкроить» немалые площади для застройки. Особенно распространена подобная ситуация в мегаполисах, где проблема распределения земли под застройку стоит очень остро.

Любая СЗЗ состоит «на учете» предприятия, из-за которого она и образована, поэтому и сокращение зоны — его забота.

Как, впрочем, и предоставление всей сопровождающей этот процесс документации. Конечно, проект сокращения СЗЗ кладбища, к примеру, будет составлять не «кладбищенский сторож».

Эта задача будет решаться начальством через специально нанятую природоохранную организацию.

Также нужно понимать, что даже при утвержденном уменьшении санитарной территории, контроль над ее безопасностью остается все равно на предприятии.

С той же периодичностью в обновленной зоне должны проводиться мероприятия по благоустройству, поддержанию допустимого уровня загрязнения среды.

При наличии превышения, к примеру, допустимого содержания какого-то опасного вещества, его содержание должно быть в кратчайшие сроки возвращено в законодательно установленные рамки.

Пользу сокращения санитарно-защитной зоны можно ярко проиллюстрировать на следующем примере. Специфика больших городов в том, что они буквально напичканы опасными объектами – к примеру, автозаправочными станциями.

Сокращение СЗЗ для строительства в непосредственной близости современного жилого комплекса позволит достичь таких целей, как:

  • Создание новых безопасных жилых площадей для населения;
  • Значительная экономия финансов владельцев АЗС на поддержание особого режима СЗЗ.

Учет требований стандарта при сокращении СЗЗ

Чтобы открыть картинки в полном размере, нажмите на них мышкой:

Сокращение СЗЗ, стр. 1

Сокращение СЗЗ, стр. 2

Сокращение СЗЗ, стр. 3

Как произвести сокращение СЗЗ

Если есть все легальные условия, позволяющие сократить имеющуюся защитную зону, можно спокойно «запускать» этот процесс.

Для этого должен быть подготовлен хороший проект, где одновременно представляется исчерпывающее обоснование грядущего сокращения.

Проект сокращения СЗЗ составляется лучшими специалистами в сфере экологического контроля.

Для этого подготавливается огромный объем документации, собирается множество сведений, в том числе основанных на данных проведенных замеров.

Выявляются источники потенциального загрязнения образуемой зоны. Сюда, кстати, относятся не только банальные выбросы от заводов, но и шумовые загрязнения, электромагнитные и световые.

Выясняется степень фонового загрязнения. Далее, исходя из координат расположения «опасности», высчитываются оптимальные размеры санитарно-защитной зоны.

Все эти материалы при помощи сложных компьютерных программ получают визуальное воплощение в виде точной схемы.

Чтобы произвести сокращение размеров санитарно-защитной зоны до требуемого минимума, разрабатываются планы мероприятий по минимизации вредного воздействия.

Также выстраивается план пользования территорией и ее дальнейшего благоустройства. Все описанные выше мероприятия входят в проект обоснования сокращения санитарно-защитной зоны.

Читайте также:  Электронный договор купли продажи квартиры

Однако даже лучший проект такого типа будет нежизнеспособным без законодательного одобрения и подтверждения. Поэтому он обязательно должен быть утвержден Роспотребнадзором.

Специалисты этого управления на местном уровне должны подтвердить правильность обоснования, а также сделать дубликаты всех замеров.

При необходимости проводятся дополнительные консультации, а далее составляется технический отчет. Только по прохождении этих мероприятий проект сокращения санитарно-защитной зоны может быть признан действующим.

Проект обоснования сокращения санитарно-защитной зоны

Проект сокращения СЗЗ: Стоимость

Существует множество компаний, занимающихся составлением и обоснованием проектов сокращения санитарно-защитных зон.

С ростом числа населения, расширением территорий городов и населенных пунктов, эта проблема особенно актуальна.

Многие компании готовы за определенную цену подготовить полноценный проект сокращения необходимой СЗЗ. При этом на составление проекта уходит совсем немного времени.

Для среднего предприятия такая работа может быть выполнена в срок до двух недель. Для более крупного промышленного объекта – менее чем за месяц.

Цена за всё — обычно от 10 000 до 180 000 рулей.

Итоговая стоимость проведения такой работы будет зависеть от следующих объективных факторов:

  • Масштабы предприятия;
  • «Аппетиты» исполнителя проекта;
  • Сложность проекта, особые условия (к примеру, сжатые временные рамки);
  • Необходимость выполнения дополнительных услуг;
  • Нетипичность проектного решения.

Можно ли произвести сокращение СЗЗ без обращения в подобную организацию? Нет, нельзя. Процедура эта сложная и длительная.

Если сам проект составляется довольно быстро, то времени на его законодательное утверждение уходит целая уйма. Сделать это без участия профессионалов невозможно.

Проект сокращения СЗЗ кладбища

Сокращение СЗЗ: Заправка Лукойл

Являетесь сотрудником Лукойл? Тогда вам точно помогут наши советы. Внимательно прочитайте эту статью, и вам станет ясно, как действовать.

Позвоните по телефону той компании, которая вас больше всего устроила. Помимо номеров, мы указали цены на услугу сокращения СЗЗ (см. начало этой статьи).

Вопрос

Можно ли выполнить проект сокращения СЗЗ не являясь собственником з/у в соответствии с пунктом 11 постановления № 222 и утвердить сокращение СЗЗ в Роспотребнадзоре МО?

Ответ

По Вашему вопросу сообщаю следующее. Согласно пункту 9 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утв. Постановлением Правительства РФ № 222:

«в случае технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 данных Правил, а также в случае прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, правообладатель объекта обязан в срок не более одного года со дня наступления указанных обстоятельств провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации) и при выявлении превышения установленных гигиенических нормативов либо изменения такого воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена санитарно-защитная зона, представить в уполномоченный орган заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны».

При этом в соответствии с пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 222:

«в целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление».

Таким образом, пунктом 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 222, установлено право физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, не являющихся правообладателями объектов, для которых установлена СЗЗ, представить в уполномоченный орган заявление, в том числе, об изменении санитарно-защитной зоны объекта в части уменьшения ее размеров в случае соблюдения следующих условий:

  • указанными лицами проведены исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта;
  • по результатам проведенных исследований и измерений выявлены основания для изменения размеров санитарно-защитной зоны;
  • отсутствует заявление правообладателя объекта об изменении санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров [т.е. правообладатель объекта не представлял в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров].

При этом пункт 11 Правил не ограничивает круг физических и юридических лиц, обладающих соответствующим правом, исключительно теми лицами, которые являются правообладателями земельных участков в пределах установленной СЗЗ.

Читайте также:  Рекреационные цели земельного участка

Хотя нельзя исключать, что подобная интерпретация и узкое толкование пункта 11 Правил возможны со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Следует отметить, что Правила, утвержденных постановлением Правительства РФ № 222, не называют прямо (непосредственно) основания для изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров.

Однако из контекста и совокупного толкования пункта 9 и пункта 11 Правил допустимо сделать вывод о том, что основаниями для изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров являются:

  • техническое перевооружение объекта;
  • изменение применяемых на объекте технологий производства продукции;
  • изменение вида разрешенного использования или назначения объекта;
  • которые привели к изменению химического, физического, биологического воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена санитарно-защитная зона.

При этом не вызывает сомнения утверждение о том, что для цели уменьшения размеров санитарно-защитной зоны объекта должно быть выявлено такое изменение уровня воздействия объекта, которое могло привести к уменьшению, а не увеличению расчетных параметров размеров СЗЗ.

О необходимости/отсутствии необходимости приложения к заявлению проекта СЗЗ. Следует отметить, что пункт 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 222, предусматривает перечень документов, которые прилагаются к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны:

  • проект санитарно-защитной зоны;
  • экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.

Вместе с тем, согласно пункту 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 222:

«заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в пункте 14 данных Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 данных Правил, по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями».

Следует отметить, что из всех перечисленных пунктов случаи, требующие изменения размеров СЗЗ, указаны в пунктах 6, 7 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 222.

При этом Правила, утвержденных постановлением Правительства РФ № 222, не требуют прилагать к заявлению об изменении СЗЗ проект СЗЗ и экспертное заключение в случае, предусмотренном пунктом 11 Правил.

Иными словами, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ № 222, не требуют прилагать к заявлению об изменении СЗЗ проект СЗЗ и экспертное заключение в случае, когда физические лица, юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, для которых установлен СЗЗ, реализуют свое право на представление в уполномоченный орган заявления об изменении санитарно-защитной зоны объекта в части уменьшения ее размеров в порядке, предусмотренном п. 11 Правил.

О выборе органа, уполномоченного на изменение СЗЗ. В соответствии с пунктом 3, Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 222:

«решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее — санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III-V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III-V класса опасности".

Таким образом, заявление об изменении СЗЗ представляется:

  • в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее — санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию — в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (центральный аппарат);
  • в отношении объектов III-V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III-V класса опасности — в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector