Спецоценка рабочих мест сроки проведения

Спецоценка рабочих мест сроки проведения

Когда проводить спецоценку

Спецоценка условий труда представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение наличия в условиях труда сотрудника вредных или опасных факторов. Она дает возможность оценить степень их влияния на здоровье человека. Процедура обязательна для любого работодателя.

Что такое спецоценка

Это целый комплекс действий. Он включает анализ рабочих мест на предмет наличия факторов, негативно влияющих на здоровье человека и уровень их отклонения от нормы. Алгоритм проведения СОУТ установлен на уровне законодательства — в ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 и Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Закон определяет не только понятие, периодичность проведения спецоценки условий труда для различных организаций и методику проведения, но и то, сколько действует СОУТ.

Мероприятия по оценке осуществляют специализированные организации в целях:

  • определения присутствия вредных или опасных для здоровья факторов, которые влекут за собой болезнь или травму работника (ст. 209 ТК РФ);
  • оценки уровня влияния вредных факторов на сотрудников;
  • определения степени отклонения от нормальных показателей;
  • определения эффективности используемых на предприятии СИЗ и средств коллективной защиты.

ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 определены обязательность осуществления СОУТ всеми работодателями, а также то, на сколько лет действительна специальная оценка условий труда.

Дополнительным стимулом для работодателя к оценке рабочих мест является возможность возмещения части понесенных расходов из средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).

Зачем проводить

Специальная оценка направлена на определение классов условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2. ст. 3 426-ФЗ):

От присвоенного класса зависят:

  • размер тарифа страховых взносов, которые работодатель платит в ПФР в пользу работников: чем лучше обстановка, тем ниже взнос;
  • предоставляемые работникам гарантии и компенсации во вредных или опасных условиях работы (допотпуска — ст. 117 ТК РФ, уменьшение длительности рабочего дня — ст. 92 ТК РФ, повышение уровня зарплаты — ст. 147 ТК РФ).

Чем лучше качество рабочих мест, тем меньше затрат будет у работодателя.

Когда проводить

Сроки проведения СОУТ по закону — не более 12 месяцев со дня, когда создано новое рабочее место, то есть сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах — не позднее одного года с даты их появления. Если предприятие создано более 12 месяцев назад и специальная оценка вообще не проводилась, мероприятия надо инициировать немедленно.

Целесообразно придерживаться алгоритма, при котором на новом месте работы СОУТ нужно провести не позже полугода с момента его создания. В поддержку такой позиции — статья 17 426-ФЗ и статья 212 ТК РФ, по которой работодатель обязан проводить спецоценку. Ему необходимо:

  • создать безопасную обстановку;
  • обеспечить охрану труда работников;
  • предоставлять сотрудникам сведения о степени вредного влияния на них условий работы.

Одновременно сотрудник по ст. 219 ТК РФ вправе требовать:

  • наличия безопасных условий работы;
  • предоставления информации об уровне вреда, причиняемого его здоровью на месте работы.

Если предприятие не даст сотруднику необходимые сведения, работодатель в таком случае нарушит закон.

Как часто надо проводить СОУТ в учреждении

Отсчет срока действия начинается с даты, когда утвержден отчет по специальной оценке условий труда на конкретном месте работы. Ответ на вопрос, на сколько лет действует СОУТ, зависит от факторов риска. Вариантов два.

Факторы риска не установлены

Место работы следует задекларировать в терорган службы занятости субъекта в связи с соответствием условий установленным нормам по охране труда. Декларация оформляется и подается в соответствии с требованиями 426-ФЗ. Предоставление документа является обязанностью работодателя. Форма и алгоритм подачи установлен Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н, а разъяснения по ее заполнению — в Письме Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724.

Следующие 5 лет работодатель может:

  • не осуществлять в отношении этого места внеплановую СОУТ;
  • по окончании периода не проводить повторную оценку, так как декларация автоматически продлит свое действие (если ничего не случилось и условия труда не поменялись).
Факторы риска определены и отнесены к конкретному классу Срок действия специальной оценки условий труда на рабочих местах — 5 лет. К окончанию этого периода организация должна иметь в наличии готовые результаты, то есть прерывание действия СОУТ не предусмотрено.

Аттестация рабочего места

Это устаревшее понятие. АРМ представляла собой аналог специальной оценки условий труда, только названный иначе. Если аттестацию проводили до 01.01.2014, то пока она действительна, проводить еще и СОУТ не требовалось. Исключение — появление обстоятельств, в силу которых была необходима внеплановая специальная оценка рабочих мест.

Сроки внеплановой СОУТ

Для внеплановой специальной оценки условий труда сроки зависят от причин и составляют 6 или 12 месяцев.

Условия для проведения внеплановой СОУТ

  • предписание о необходимости провести процедуру;
  • применение новых сырья, материалов, потенциально опасных для здоровья;
  • внедрение новых СИЗ и средств коллективной защиты;
  • несчастный случай;
  • профзаболевание, установленное медкомиссией;
  • обращение профсоюза с просьбой о проведении.
  • создание новых мест работы;
  • изменение техпроцессов, оборудования, которые влияют на степень воздействия факторов производства.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Работодатель с момента утверждения отчета с результатами специальной оценки условий труда должен:

  • не позднее 3 рабочих дней направить уведомление о фактическом утверждении отчета в ту спецорганизацию, которая провела оценку;
  • не позднее 30 календарных дней провести ознакомление сотрудников с результатами СОУТ в письменной форме;
  • не позднее 30 календарных дней разместить на сайте работодателя (при его наличии) информацию по результатам и списке мероприятий, направленных на улучшение условий трудовой деятельности.

Сколько хранить материалы и документацию по СОУТ

Длительность хранения результатов специальной оценки условий труда зависит от вида того материала, который нужно хранить.

Определяется приказом работодателя в процессе организации СОУТ в период формирования состава комиссии.

  • 45 лет — по общему правилу;
  • 75 лет — при установлении вредных, опасных факторов, классифицированных по степени влияния на человека.

Отчет по результатам СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда фиксируются в специально установленной форме отчета, являющейся приложением к Приказу Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

Ответственность

Неисполнение требований законодателя по методике проведения оценки (например, нарушение сроков, ошибки в формировании отчета и т. п.) повлечет наказание по ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • на должностное лицо — до 10 000 рублей;
  • на юрлицо — до 80 000 рублей.

Повторные нарушения увеличат суммы штрафов:

  • на должностное лицо — до 40 000 рублей (или дисквалификация до 3 лет);
  • на юрлицо — до 200 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней);
  • на ИП — до 40 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней).

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" 1 (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее – закон о внесении изменений) 2 .

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков.

Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. При этом в ч. 4 ст. 27 вышеназванного закона указано, что в случае, если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Таким образом, срок проведения спецоценки исчисляется со дня проведения аттестации. Если аттестация рабочих мест никогда не проводилась, можно ли не проводить спецоценку до 2018 года?


В рамках закона о спецоценке чисто теоретически – да. Однако никто не освобождает работодателя от соблюдения положений, предусмотренных ТК РФ, в частности, от обязанности исполнять законодательство о специальной оценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Соответственно, если вы обращаете внимание пришедшего на проверку инспектора труда на положения ст. 27 закона о спецоценке и отстаиваете свою позицию, то боюсь, что окажетесь "в минусе". Вероятнее всего, позиция государственной инспекции труда и Роструда в целом будет направлена на то, чтобы проверять фактическое исполнение положений закона о спецоценке. А в данной ситуации, если мы посмотрим положения этого закона и сопутствующего ему закона о внесении изменений, то одной из основных обязанностей работодателя является ознакомление работника в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. В результате у государственного инспектора труда появится объективное законное право привлечь вас к ответственности в виде административного штрафа. Поэтому этот вариант ухода от проведения специальной оценки условий труда крайне сомнителен.

Читайте также:  Проводки по налогу на прибыль при убытке

Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ (см. табл. 1).

Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. Дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

С 1 января 2015 года вступит в силу ст. 5.27.1 КоАП РФ: "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации", предусмотренная законом о внесении изменений.

Частями 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (см. табл. 2).

Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 50 000 руб. до 80 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вводится ч. 2, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 3).

Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 60 000 руб. до 80 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний установлена ч. 3, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 4).

Субъект правонарушения Ответственность Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 110 000 руб. до 130 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

В ч. 4, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ указана ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – средствами, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (см. табл. 5).

Субъект правонарушения Ответственность Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 20 000 тыс. до 30 000 тыс. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 130 000 руб. до 150 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Наша организация не успела в прошлом году завершить процедуру аттестации рабочих мест. Как нам теперь быть?

Минтруд России в п. 2 письма от 13 марта 2014 г. N 17-3/В-113 разъяснил, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 года, использоваться не могут. В Вашем случае необходимо подготовить соответствующие дополнительные соглашения и перевести результаты аттестации рабочих мест в материалы спецоценки.

Как быть со специальной оценкой условий труда, если есть предписание из государственной инспекции труда на проведение аттестации рабочих мест, датированное 2013-ым годом (конкретная дата не указана)?

Предписание – это зафиксированный факт нарушения законодательства в части отсутствия аттестации рабочих мест. Более того, если документ в установленные сроки не обжалован 3 , значит, работодатель тем самым подтвердил, что его обязанности в этой части ТК РФ не исполнены.

Теперь вам необходимо проводить специальную оценку условий труда, даже несмотря на то, что в самом предписании может стоять формулировка "внеплановая аттестация рабочих мест" или "проведение аттестации рабочих мест". В любом случае фактическое назначение этих процедур призвано к оценке условий труда на рабочих местах.

С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. При этом Приказ Минздрава России от 26 апреля 2011 г. № 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не отменен, но с учетом вступления в силу закона о спецоценке применяться не может. Как нам быть, если срочно требуется провести повторную аттестацию рабочих мест из-за того, что работники не согласны с результатами первоначальной аттестации?

В данной ситуации я бы крайне не советовал проводить повторную аттестацию "задним числом". Если работники не согласны с результатами первоначальной аттестации, соответственно, ни о какой фальсификации дальнейшего процесса речи быть не может. Тут однозначно нужно проводить специальную оценку условий труда, причем она пойдет как внеплановая.

Читайте также:  Подача иска по месту жительства истца гпк

Если проведение специальной оценки условий труда растягивается по времени на несколько лет, то как будет определяться срок следующей спецоценки?

Работодатель может растягивать проведение специальной оценки условий труда вплоть до 2018 года. В таком случае срок проведения следующей спецоценки отсчитывается со дня утверждения соответствующего отчета.

Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году.

Можно ли "разбить" проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ст. 8 закона о спецоценке), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?

Конечно, "разбить" проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы "под ключ" (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (ст. 9 закона о спецоценке). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом.

Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета.

Как правило, проведение спецоценки "вразбивку" удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.

При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (ч. 7 ст. 11 закона о спецоценке). Расскажите, как происходит пролонгация?

7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению". В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые "офисные рабочие места"), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.

Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Топ-14 изменений трудового законодательства в 2014 году
Мы подготовили обзор самых важных изменений в трудовом законодательстве. Несмотря на то, что наибольшая часть рассмотренных документов все еще находится на стадии принятия, многие из них должны вступить в силу с 1 января 2014 года. Как изменится МРОТ, будет ли введен запрет заемного труда, специальная оценка условий труда, конкурсный отбор творческих работников?

Пол, возраст и семья – работе не помеха
Женщинам, подросткам и лицам с семейными обязанностями по закону предоставляются дополнительные гарантии в сфере труда. Об особенностях трудовых отношений с такими работниками, обозначенных в Постановлении Пленума ВС РФ от 28 января 2014 г. № 1, – наш материал.

1 За исключением ст. 18, которая вступает в силу с 1 января 2016 года.
2 За исключением п. 4 ст. 9 и ст. 11, вступающих в силу с 1 января 2015 года.
3 Согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд. Срок обжалования выданного предписания об устранении выявленных нарушений установлен ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и составляет 15 дней.

Спецоценку нужно было пройти до конца 2018 года. Уже 2019 год, и некоторые работодатели опоздали, поэтому мы написали еще одну статью: Не успели пройти спецоценку труда. Что делать?

Если вы работодатель и не знаете, что такое «спецоценка труда», — вы не одиноки. Многие работодатели не знают, но ребят из инспекции труда, которые за следят за спецоценкой, это не волнует. Потому что до конца года спецоценку должны пройти все. Об этом наша статья. Если у вас есть сотрудники, советуем прочитать ее до ноября, чтобы успеть пройти спецоценку и не получить штраф.

Что такое «специальная оценка труда»

Специальная оценка условий труда, или сокращенно СОУТ — анализ шума, радиоактивного излучения, света, вредных испарений и других факторов на рабочих местах.

Рабочее место — всё, с чем работает сотрудник: помещение, стол, стул, компьютер, лампа, окно рядом. Спецоценка определяет, нужно ли работодателю выдавать сотрудникам молоко за вредность.

Условия труда бывают:

Если условия допустимые или оптимальные, ничего делать не нужно. При вредных или опасных условиях работодатель увеличивает страховые взносы за сотрудников, а сотрудник может раньше выйти на пенсию.

Оценку рабочего места проводит эксперт и пишет заключение:

По закону «О специальной оценке условий» работодатель не вправе сам решать, какие у него условия труда. Условия классифицирует только компания, которую аккредитовал Минтруда.

Штрафы до двухсот тысяч, если нет спецоценки

Спецоценка — обязательная проверка рабочих мест. За спецоценкой следит инспекция труда, если спецоценки нет, работодателя ждет штраф. «Специальная оценка условий труда должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года» — цитата из закона об оценке.

В первый раз за отсутствие спецоценки инспекция предупреждает и просит работодателя исправиться. За повторные нарушения инспектор вправе запретить директору работать директором до трех лет, а работодателю — выписать максимальные штрафы:

  • ИП — до 40 000 рублей;
  • компании — до 200 000 рублей.

Инспекция узнает, что у компании нет спецоценки в двух случаях:

  • во время плановой проверки. Инспекция запрашивает у компании оценку труда вместе с другими документами или только оценку;
  • во время проверки по жалобам сотрудников.

В моей практике были случаи: менеджер написал жалобу на задержку зарплаты — инспекция запросила у работодателя трудовой договор и спецоценку.

Если спецоценки нет, инспекция дает двадцать рабочих дней, чтобы ее провести. Этого времени не хватает, потому что спецоценка в среднем занимает полтора месяца. Если работодатель не успеет, инспектор вправе выписать штраф как за повторное нарушение.

Клиент обратился ко мне, когда получил внушение от инспекции. Чтобы обойтись без штрафа, я нашла компанию, которая проведет оценку, подписала с ней договор и рассказала об этом инспектору. Инспектор увидел, что работодатель начал исправляться, и не выписал штраф. Мой совет: если оценки нет и это заметила инспекция, находите оценщика и сообщайте в инспекцию. Есть шанс избежать штрафа.

Спецоценка обязательна для всех

В оценке труда анализируется рабочее место сотрудников. Если сотрудник работает вне офиса, для него оценка не нужна. В трудовом кодексе такие сотрудники называются «надомниками» и «дистанционными сотрудниками».

Читайте также:  Можно ли после аспирантуры поступить в магистратуру

Частый пример дистанционного сотрудника — оператор колцентра. Он говорит с клиентами из дома, поэтому работодатель не отвечает за шумных соседей, радиацию и выбросы завода под окном.

Чтобы инспектор убедился в удаленной работе, советую писать в трудовом договоре, что речь о работе вне офиса. Иначе можно подумать, что оператор, работает то из дома, то из офиса.

Спецоценка — раз в пять лет

Закон о спецоценке:

Работодатель обязан проводить спецоценку раз в пять лет, это стандартный срок. Есть случаи, когда провести надо раньше:

  • компания переехала в другой офис — понадобится спецоценка для новых рабочих мест;
  • выпустила приказ о новом рабочем месте. Раньше в офисе сидело десять человек, теперь они потеснились, и к ним поставили еще один стол и стул для нового сотрудника;
  • поставила новое оборудование или изменила технологию производства. Раньше сотрудники собирали дверные замки вручную, а теперь на конвейере;
  • не уследила, и произошел несчастный случай;
  • изменились обязанности сотрудника. Раньше контролер проверял качество по отчетам, теперь выезжает с проверками на производство.

До 2014 года спецоценка называлась «аттестацией рабочих мест», аттестация тоже была обязательной и действовала пять лет. Если работодатель ее провел и пятилетний срок аттестации не прошел, спецоценку можно не делать.

Есть вопрос, который часто задают клиенты: нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если я переименовал должность сотрудника. В магазине работали продавцы-консультанты, а стали — менеджеры по продажам. Если рабочее место и обязанности не изменились, новая спецоценка не нужна.

Всё, что нужно для бизнеса

Дело Модульбанка — это издание о бизнесе. Мы рассказываем обо всём, что нужно знать российскому предпринимателю: какие вышли новые законы, как проходить проверки в разных инстанциях, как не получить штрафов.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Присылаем письма 2-3 раза в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Работодатель тратит неделю на спецоценку

Специальная оценка условий труда в среднем занимает полтора месяца. Спецоценку проводит подрядчик, но от работодателя потребуется ее организовать. По опыту клиентов, на организацию уходит неделя. Вот что делает работодатель:

  • выбирает компанию, которая будет проводить оценку, и подписывает договор;
  • готовит приказ о создании комиссии;
  • передает оценщикам документы. Например, трудовые договоры и должностные инструкции. Еще понадобится список рабочих мест и график спецоценки;
  • просит сотрудников подписать карточки рабочих мест — это описание условий, а потом подписать допсоглашения к трудовым договорам. В допсоглашении — как раз те самые карточки;
  • сдает декларацию о спецоценке в инспекцию труда.

От спецоценщика работают менеджер, инженеры и эксперт:

  • менеджер запрашивает документы, например, должностные инструкции, трудовые договоры, график отпусков, и уточняет подробности — работают ли в компании подростки или беременные;
  • инженер приезжает в офис или на производство, проводит замеры шума, освещения, радиационного излучения и других вредных факторов;
  • эксперт анализирует замеры и готовит заключение;
  • менеджер выдает работодателю отчет, заключение эксперта, карточки условий труда рабочих мест и рекомендации, что можно улучшить.

Оценка проходит незаметно. Во время замеров инженеры никого не отвлекают, директору не нужно выделить им отдельную комнату или кормить обедами.

Оценщик — из реестра Роструда

Спецоценку проводит не сам работодатель, а специальная компания. Советую выбирать по двум критериям: аккредитация Рострудом и цена.

Аккредитация. Специальную оценку условий труда вправе проводить только аккредитованные компании из списка Роструда. В списке — 521 компания.

Компании с аккредитацией получают уведомление на фирменном бланке и с печатью министерства:

Цена. Оценщики сами устанавливают цены. По опыту, цена зависит от количества рабочих мест: десять мест — тысяча рублей за каждое, сто мест — восемьсот рублей.

Цена может зависеть не только от количества мест, на нее влияют факторы, которые будут оценивать, например, замер шума и вибраций. Для примера — стоимость оценщика «Экспертиза».

Лучше не только смотреть цены на сайте, а позвонить и расспросить. Я позвонила в «Экспертизу» и узнала: спецоценка рабочего места в пекарне со всеми замерами обойдется в 1200 рублей.

В среднем спецоценка для офиса из двадцати человек стоит двадцать тысяч рублей, для общепита — тридцать.

Комиссия для спецоценки

После того, как работодатель найдет оценщика, время готовиться к оценке. Первый шаг — собрать комиссию, такое вот требование по закону. В комиссии должно быть нечетное число участников, не меньше трех.

Список участников комиссии — нестрогий, включить можно кого угодно. Обычно это генеральный директор, специалист по охране труда или кадровик, представитель профсоюза, если он есть.

Чтобы собрать комиссию, работодатель готовит приказ. У приказа нет официальной формы, единственное требование — рассказать суть: кто собирается, зачем и в каком составе.

Задача комиссии — собрать документы для оценщика, получить его заключение, проанализировать и передать итоги инспекции труда. Собираться в одном помещении необязательно: помогать и обсуждать результаты оценки можно по вотсапу или электронной почте.

Документы для спецоценки

Итак, работодатель выбрал оценщика и собрал комиссию. Теперь очередь за документами, которые понадобятся для оценки:

  • приказ со списком рабочих мест;
  • график проведения спецоценки;
  • карточки рабочих мест и допсоглашения с сотрудниками.

Шаблоны всех документов есть на сайте Роструда, придумывать с нуля ничего не надо.

Приказ со списком рабочих мест. Цель приказа — определить, сколько рабочих мест надо оценивать. Минимальное количество мест с оценкой — одно, максимальной планки нет.

Если в компании есть сотрудники с одинаковыми условиями работы и должностью, необязательно оценивать каждое рабочее место, достаточно двадцати процентов. Такие места называются «аналогичными», их определяет оценщик.

В колцентре «Болтушка» сто сотрудников. Все работают в одном помещении, за одинаковыми столами из Икеи, звонят по одной базе и дышат одним воздухом. Должность в трудовых договорах одна и та же — «оператор колцентра». Это аналогичные рабочие места, и «Болтушке» не надо платить за оценку ста мест, хватит двадцати.

Аутсорсинговая компания «Партнеры» из Москвы: в ней работают три программиста, два бухгалтера, юрист, менеджер по продажам. Аналогичных рабочих мест у «Партнеров» нет, придется платить оценку за каждого.

График оценки. График показывает, в какое время и зачем будут приходить оценщики. Например, пятого ноября — оценка рабочих мест юристов, шестого — бухгалтеров. Если оценщики не успевают или наоборот, работают быстрее, необязательно следовать графику, достаточно того, что он есть.

Карточки рабочих мест. После спецоценки подрядчик отдает работодателю карточки рабочих мест. Задача работодателя — показать каждому сотруднику карточку его места и попросить расписаться.

Карточка рабочего места:

Допсоглашения. Дополнительное соглашение понадобится, чтобы обновить описание рабочего места. Пример допсоглашения:

Главное в допсоглашении — рассказать о рабочем месте: вреда нет, опасности нет, всё в порядке. Или наоборот: есть вредные факторы, и сотрудник вправе получить компенсацию и льготы.

Декларация для инспекции труда

У работодателя 30 дней после спецоценки, чтобы сдать декларацию в инспекцию труда. Она называется «О соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Работодатель заполняет декларацию по строгой форме. Если заполнить неправильно, с ошибками или в свободной форме, инспекция не примет декларацию. А без бумажки нет спецоценки.

В декларации должны быть дата, ссылка на эксперта, итоги, печать и подписи. Пример декларации:

У работодателя три варианта, как сдать декларацию:

  • принести лично;
  • отправить по почте с описью вложений и уведомлением о вручении;

Получить электронную подпись

  • сдать через сайт Роструда.
  • Спецоценка — это хлопотно. И может быть так, что вы пройдете спецоценку, заплатите деньги, а ее никто никогда не спросит. Но это так же, как со всеми правилами: лучше пройти и забыть на пять лет, чем однажды получить неприятный запрос от инспекции.

    Короче

    Как пройти оценку

    Подготовить документы для оценки

    Разрешить оценщику замерить шум и другие показатели

    Подписать карточки рабочих мест с сотрудниками

    Сдать декларацию в инспекцию труда

    Спецоценка не нужна

    10 000 ₽

    может обойтись оценка для компании с десятью сотрудниками

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector