Срочный служебный контракт на государственной гражданской службе

Срочный служебный контракт на государственной гражданской службе

юридические науки

  • Меженина Ольга Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Алтайский государственный университет
  • ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ
  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
  • СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Похожие материалы

В рамках реформы государственной службы важным событием стало принятие ряда федеральных законов, важнейшим из них оказался Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. Благодаря ему появилась новая форма регулирования государственно-служебный отношений, в частности, служебный контракт, пришедший на смену трудовому договору. Появление нового понятия вызвало целый ряд вопросов как теоретического плана, касающихся правовой природы этого феномена, так и вполне практического характера по поводу заключения, изменения и расторжения служебных контрактов. Одним самых дискуссионных вопросов в этом плане остаётся проблема классификации служебных контрактов, что и предопределило выбор темы данной статьи.

Для выявления сущности служебных контрактов ученые выделяют их виды по разным критериям. Наиболее актуальна, на наш взгляд, легальная типология в зависимости от сроков служебного контракта. Она закреплена в ФЗ № 79 (ч. 1 ст. 25). Это бессрочный (на неопределенный срок) и срочный служебный контракт.

В статье 58 Трудового кодекса Российской федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) содержатся похожие нормы [2].

Согласно ч. 2 п. 3, 4 ст. 9 ФЗ № 79 служебный контракт на неопределенный срок всегда заключается с государственными гражданскими служащими, замещаемыми должности категории «обеспечивающие специалисты» и «специалисты». В некоторых случаях подобный контракт заключается и с руководителями (ч. 2. п. 1 ст. 9 ФЗ). Учитывая, что еще со времен Древнего Китая проповедовался принцип постоянства и профессионализма на государственной службе, подобная практика в России, несомненно, необходима. Для того, чтобы стать настоящим профессионалом гражданский служащий должен накапливать опыт в течении долгой служебной деятельности. Кроме того, заключение служебного контракта без ограничения срока полномочий в некоторой степени способствует социальной защищенности чиновника.

Тем не менее в практике государственно-служебных отношений часто требуется временное привлечение специалистов, тогда и появляется необходимость заключения временного соглашения. Срок данного вида контракта установлен ч. 2 ст. 25 ФЗ № 79. Согласно зафиксированным там положениям срочный служебный контракт может заключаться на срок от одного года до пяти лет, то есть законодательство устанавливает не только максимальный, но и минимальный срок подобного соглашения. В данном случае наблюдается существенная разница с нормами трудового законодательства. В частности, согласно ст. 58 ТК РФ срок срочного трудового договора не может превышать 5 лет. Не совсем понятно почему законодатель в отношении государственной гражданской службы закрепил нижнюю границу в 1 год, так как на практике это может приводить к некоторым трудностям. Например, в случае временного замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего может возникнуть необходимость в заключении контракта на срок в 5-6 месяцев. Допустим это может происходит в ситуации ухода гражданского служащего, занимающего должность гражданской службы на постоянной основе или в отпуск по уходу за ребенком. Конечно такая ситуация может длится не один год, однако чиновник имеет право выйти на службу сразу после родов, но при этом, как было сказано выше, заключение служебных контрактов на такой срок не допускается, так как минимальный срок служебного контракта составляет один год. Поэтому кадровые службы заключают как правило с временно принимаемым гражданским служащим временное соглашение сроком на один год, а потом расторгают его через 3-4 месяца из-за выхода государственного служащего на службу, ранее, замещавшему указанную должность (ч. 3 ст. 35 ФЗ № 79). Более оптимальным, на наш взгляд, было бы изменить ч. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии с редакцией ст. 58 ТК РФ.

Кроме рассмотренных нами сроков, законодатель определил еще два условия, при которых применяется срочный служебный контракт. Это случаи, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок: с учетом категории замещаемой должности и условий прохождения гражданской службы.

К первым случаям относится замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» и должностей гражданской службы категории «помощники (советники)».

Ко вторым случаям причисляют несколько ситуаций, а, именно, периоды отсутствия гражданского служащего и окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы. К ним также относятся поступление на дипломатическую службу, а также в государственный орган, образованный на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций, замещение должности гражданской службы, по которой ч. 14 ст. 50 ФЗ № 79 установлен особый порядок оплаты труда, с чиновником, достигшим возраста 60 лет, в порядке ротации.

При этом перечень, не закрытый и кроме того в ФЗ № 79 ничего не говорится о безосновательном заключении срочного служебного контракта. Как нам представляется, это ущемляет права гражданского служащего. В данном случае, вполне возможна рецепция подходов трудового законодательства. Так согласно статье 58 ТК РФ трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Читайте также:  Какой срок выплаты расчета при увольнении

Тем не менее ряд авторов поддерживают законодательный подход, аргументируя это тем, что государственная служба носит публичный характер, то есть осуществляется в общеполезных целях для достижения блага всех и поэтому служебное законодательство должно защищать в первую очередь публичный интерес, а не интерес отдельных чиновников [3, С. 21]. Более того некоторые исследователи прямо требуют закрепления «в законодательстве возможности заключения срочных служебных контрактов в любых случаях, если это диктуется государственной необходимостью» [4, С. 16]. По мнению И.Н. Гарячук, право выбора между срочным и бессрочным служебным контрактом должно оставаться за руководителем (представителем нанимателя). Возникает вопрос, связанный с целесообразностью введения подобной нормы. Чрезмерное увеличение полномочий руководителя, несомненно, приведет к субъективизму при поступлении на государственную служу, а это вряд благоприятно скажется на итак сложной обстановке в РФ, связанной с проблемой распространения коррупционных правонарушений.

Исследователь также приводит примеры таких ситуаций как временное увеличение объема работ государственное органа (например, в период проведения реформ) или временное привлечение на государственную службу специалистов, обладающих особыми познаниями в определенных сферах, для решения конкретных вопросов. При этом И.Н. Гарячук указывает на то, «действующее законодательство в таком случае не позволяет привлекать на службу граждан по срочным служебным контрактам». С этим утверждением нельзя согласится, хотя бы в отношении второй названной ситуации. Так как в случае приглашения необходимого специалиста вполне можно заключить служебный контракт на определенный срок для замещения должности гражданской службы категории «помощник (советник)». В отношении тех, кто претендует на замещение должности государственной гражданской службы категории «специалист» неоправданное расширение оснований для заключения срочного служебного контракта, тем более по усмотрению представителя нанимателя, может привести на практике к злоупотреблениям со стороны руководителя, а значит нарушению трудовых прав граждан.

Можно отметить, что в целом в законодательстве условия, при которых заключаются срочные служебные контракты, очерчивают максимально допустимый перечень ситуаций. Однако в некоторых случаях, на наш взгляд, излишний. Это, например, ч. 7 п. 4 ст. 25 ФЗ № 79: должности по которым устанавливается отдельный порядок оплаты труда. Согласно ч. 14 ст. 50 названного Закона оплата труда в данном случае производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. По мысли законодателя это должно быть закреплено именно в срочном служебном контракте. Данная норма не имеет каких-либо объяснений и думается, что подобные условия оплаты труда вполне могли бы быть закреплены в служебном контракте на неопределенный срок.

Таким образом, при наличии излишнего перечня случаев заключения срочного служебного контракта возможно ущемление трудовых интересов лиц, принимаемых на государственную гражданскую службу.

Хочется отметить, что в зависимости от сроков Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» выделяет три вида служебных контрактов (п. 3 ст. 12) [5]. Это служебный контракт, заключаемый:

  1. на неопределенный срок;
  2. на определенный срок;
  3. на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Ученые в целом отвергают подобную классификацию применительно именно к государственной гражданской службе, так как именно организацию именно этого вида службы регулирует специальный закон – Федеральном законе N 79-ФЗ. Поэтому исследователь А.А. Осин вполне оправдано отмечает, что третий вид в этой классификации на самом деле не образует самостоятельного вида, а является разновидностью срочного служебного контракта, потому что обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы является лишь основанием для заключения срочного служебного контракта [6, С. 47].

Таким образом, служебные контракты неоднородны, ученые предлагают ряд классификаций. При делении служебных контрактов на срочные и заключенные на неопределенный срок возникают вопросы к излишнему перечню случаев заключения срочного служебного контракта, так как при этом возможно ущемление трудовых интересов лиц, принимаемых на государственную гражданскую службу

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – N 31. – Ст. 3215;
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  3. Пресняков, М.В. Административно-правовое регулирование служебных отношений; теория и практика / М.В. Пресняков, С.Е. Чаннов. – Саратов: Научная книга, 2008. – С. 21.
  4. Гарячук, И.Н. Административно-правовое регулирование служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации: автореферат дис. . кандидата юридических наук / И.Н. Гарячук. – Саратов, 2011. – С. 16.
  5. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собр. законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063;
  6. Осин, А.А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта / А.А. Осин // Трудовое право. –2007. – № 5. – С. 47.
Читайте также:  Наказание за плохое поведение в школе

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

На государственной гражданской службе представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим либо служебный контракт на неопределенный срок (без ограничения срока), либо срочный служебный контракт (на определенный срок). Основание – ст. 25 Закона N 79-ФЗ.

При заключении служебного контракта на неопределенный срок служебные отношения с гражданским служащим не могут быть прекращены, если для этого нет предусмотренных законом оснований.

В общем случае срочный служебный контракт может заключаться на срок от одного года до пяти лет. По истечении этого срока он может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя без каких-либо иных оснований, кроме как окончание срока действия контракта.

Сфера применения срочных служебных контрактов ограничена положениями ст. 25 Закона N 79-ФЗ. В срочном служебном контракте указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения (ч. 6 ст. 24 Закона N 79-ФЗ).

Срочный служебный контракт заключается, если служебные отношения не могут быть установлены на неопределенный срок. Рассмотрим такие случаи.

1. Срочный служебный контракт заключается со всеми гражданскими служащими, замещающими должности категории "помощники (советники)". Срок действия контракта ограничен сроком полномочий лиц, содействие которым оказывают помощники (советники). Напомним, что помощники (советники) оказывают содействие в реализации полномочий лицам, замещающим должности руководителей государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств государственных органов. Отдельные должности категории "руководители" также могут замещаться на условиях срочного служебного контракта.

2. Гражданский служащий может замещать должность на условиях срочного контракта на период отсутствия другого гражданского служащего, за которым в соответствии с законодательством сохраняется указанная должность. В этом случае срок действия служебного контракта определяется периодом временного отсутствия гражданского служащего, за которым закреплена соответствующая должность. Например, срочный служебный контракт может заключаться с гражданским служащим на период нахождения другого гражданского служащего в отпуске по уходу за ребенком, в длительной командировке, отпуске без сохранения денежного содержания и т.д. В этих случаях срок действия контракта может быть меньше одного года.

3. Гражданин, заключивший договор на обучение с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы, не позднее чем через два месяца после получения документа государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании обязан заключить срочный служебный контракт на период не менее срока, в течение которого государственный орган осуществлял дополнительную выплату за счет средств соответствующего бюджета (п. 3 ч. 4 ст. 25 Закона N 79-ФЗ, п. 10 Указа Президента РФ от 21.12.2009 N 1456).

4. С гражданином, поступающим на должность (замещающим должность) федеральной государственной гражданской службы в загранучреждении МИД России, заключается срочный служебный контракт на срок до трех лет (ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ). По окончании указанного срока служебный контракт может быть перезаключен на новый срок. При направлении на работу в загранучреждение МИД России сотрудника дипломатической службы, замещающего должность в центральном аппарате министерства или его территориальном органе, в заключенный с ним служебный контракт вносятся изменения, касающиеся срока и условий его работы в загранучреждении. По окончании работы в загранучреждении такому сотруднику должна быть предоставлена прежняя или равноценная должность, а при ее отсутствии – другая должность с его согласия.

5. По срочному служебному контракту замещаются должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций. Сроки и условия существования такого государственного органа должны быть зафиксированы в соответствующем акте.

6. По срочному служебному контракту происходит замещение временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта.

7. Срочный служебный контракт заключается с гражданскими служащими, замещающими должности, по которым предусмотрен особый порядок оплаты труда по показателям эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Эти показатели отражаются в должностном регламенте гражданского служащего (п. 8 ч. 2 ст. 47 Закона N 79-ФЗ). Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, утверждается соответственно указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов (ч. 15 ст. 50 Закона N 79-ФЗ).

8. Срочный служебный контракт заключается при замещении должности гражданской службы в порядке ротации (п. 7.1 ч. 4 ст. 25 Закона N 79-ФЗ).

9. Срочный служебный контракт может заключаться и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Субъекты РФ не вправе на основании соответствующих региональных законов расширять случаи, в которых должен заключаться срочный служебный контракт.

С гражданским служащим, который достиг 60 лет (предельного возраста пребывания на гражданской службе), срок службы с его согласия может быть продлен. Срок продлевается не свыше чем до достижения этим служащим возраста 65 лет. Гражданскому служащему, замещающему должность категории "помощники (советники)", учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок может быть продлен до окончания срока полномочий указанного лица.

Читайте также:  Незаконное обогащение ук рф ст 285

Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет не допускается (ст. 25.1 Закона N 79-ФЗ). По достижении гражданским служащим возраста 60 лет (или 65 лет) и по окончании действия срочного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью государственной гражданской службы, т.е. не входящей в соответствующий реестр (федеральный или субъекта РФ). На этого гражданина распространяется в полном объеме трудовое законодательство.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Кандидат считается принятым на должность после подписания приказа о назначении и заключения с ним служебного контракта, т.е. соглашения между представителем нанимателя и гражданином или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении конкретной должности [1] [2] .

Служебный контракт может быть срочным и на неопределенный срок. Срочный контракт заключается на период от одного года до пяти лет в случаях, когда это продиктовано категорией замещаемой должности или условиями прохождения службы. Как уже отмечалось, срочный контракт заключается с государственными служащими на отдельных должностях категорий «руководители» и «помощники (советники)». Кроме того, подобный контракт заключается при замещении одного гражданского служащего другим, при замещении должности гражданином после окончания обучения с обязательством последующего прохождения госслужбы; при назначении в порядке ротации; во временно образованном государственном органе или при замещении временной должности. Наконец, срочный контракт заключается с гражданским служащим при работе за рубежом или при достижении 60-летнего возраста.

Во всех остальных случаях заключается бессрочный служебный контракт.

Приложением к служебному контракту является должностной регламент государственного служащего, содержащий требования к профессиональным знаниям и навыкам. Об этих регламентах подробнее рассказано в следующей главе.

Для заключения контракта соискатель представляет документы, поданные на конкурс, а также копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, свидетельства о постановке на налоговый учет, документ воинского учета, сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах.

В отличие от трудового договора, форма которого бывает разной в различных организациях, служебный контракт госслужащих имеет строго формализованную структуру. Он включает 10 разделов, которые представлены на рис. 3.5.

Рис. 35. Структура служебного контракта

Существенными условиями служебного контракта, кроме этого, являются наименование замещаемой должности с указанием структурного подразделения; дата начала исполнения должностных обязанностей; виды и условия медицинского, социального и иного страхования. Могут предусматриваться дополнительно: испытание при поступлении на службу; условие о неразглашении сведений, составляющих охраняемую тайну; обязанность лица проходить государственную службу после окончания обучения не менее установленного договором об обучении срока; показатели результативности и связанные с ними условия оплаты труда и иное. Существенные условия служебного контракта могут быть изменены только с согласия служащего.

При издании акта о назначении на должность государственной службы и заключении служебного контракта может быть установлено испытание (испытательный срок) для определения соответствия лица замещаемой должности. С 2015 г. установлено, что для граждан, впервые поступающих на службу, продолжительность испытания составляет от месяца до года [3] . При назначении на должность гражданина, ранее проходившего госслужбу, срок испытания составляет от одного до шести месяцев.

Ранее предусматривалось, что испытание гражданского служащего может быть установлено на срок от трех месяцев до года. При этом отсутствие условия об испытании в акте о назначении на должность и служебном контракте означало, что гражданский служащий принят без испытания.

Испытание не устанавливается для граждан, получивших среднее специальное или высшее образование по договору о целевом обучении с обязательством прохождения госслужбы, а также для беременных женщин, госслужащих, назначаемых на основании срочного контракта или в порядке перевода.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с указанием причин этого.

В настоящей главе изучены признаки должности государственной службы. Выяснено, что правовой статус государственных служащих отличается от статуса других категорий работников, так как носит публичноправовой характер. Должность государственной службы является первичным звеном органов государственной власти.

Сформулированы элементы правового статуса должностей государственной службы. Права, гарантии и компенсации государственных служащих призваны уравновесить ограничения, запреты и требования, связанные с государственной службой.

Подбор кадров на государственную службу производится в основном но конкурсу. Конкурс проводится по решению представителя нанимателя в два этапа — конкурс документов и очный этан. С победителем конкурса заключается служебный контракт, а лицам, не победившим в конкурсе, предлагается войти в кадровый резерв. При открытии вакансии назначения из резерва производятся без конкурса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector