Срок срочного служебного контракта с госслужащим

Срок срочного служебного контракта с госслужащим

1) служебный контракт на неопределенный срок;
2) срочный служебный контракт.
2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Срочный служебный контракт заключается в случае:
1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";
2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;
3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;
5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;
6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;
8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
5. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.
6. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет – предельного возраста пребывания на гражданской службе не допускается.
7. По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.
Комментарий к статье 25
1. Действовавший до принятия комментируемого Закона Закон об основах госслужбы также предусматривал возможность заключения как срочного трудового договора, так и трудового договора без указания срока его действия, однако не устанавливал условий, при которых мог заключаться срочный трудовой договор. В связи с принятием ТК РФ, который закрепил правила заключения срочного трудового договора, аналогичные нормы нашли свое отражение и в данном Законе.
2. Максимальный срок действия срочного служебного контракта не должен превышать пяти лет (что соответствует правилам, установленным Трудовым кодексом РФ). В то же время в отличие от трудового законодательства комментируемый Закон устанавливает не только максимальный, но и минимальный срок служебного контракта – один год.
3. Вслед за трудовым законодательством комментируемая статья закрепляет общее правило, согласно которому замещение должностей государственной гражданской службы осуществляется на условиях служебного контракта, заключаемого на неопределенный срок. Срочный служебный контракт может заключаться только в тех случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы.
4. Срочный служебный контракт заключается в случаях, предусмотренных федеральным законом. В частности, такие случаи перечислены в ч. 4 комментируемой статьи. Отметим, что в отличие от общих правил трудового законодательства, которые предусматривают возможность заключения срочного трудового договора по соглашению сторон в установленных ст. 59 ТК РФ случаях (диспозитивная норма), комментируемые нормы носят императивный характер. Другими словами, в перечисленных ниже случаях (за исключением п. 6) заключение срочного служебного контракта не обусловлено соглашением сторон, а вытекает из прямого указания Закона.
4.1. Срочный служебный контракт может заключаться для замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)" (см. комментарий к ст. 9).
4.2. Пункт 2 комментируемой нормы содержит традиционное для трудового законодательства правило о заключении срочного служебного контракта для замещения должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего, за которым она закреплена и в соответствии с действующим законодательством сохраняется.
Так, например, согласно ст. 53 комментируемого Закона в число дополнительных государственных гарантий, установленных в отношении гражданского служащего, входит право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. На этот период за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание (см. комментарий к ст. 53).
Срок действия такого служебного контракта определяется не конкретной датой, а периодом временного отсутствия гражданского служащего, за которым закреплена соответствующая должность. Так, согласно ст. 35 комментируемого Закона, срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом его на службу. Например, женщина в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком вправе в любой момент прервать его и выйти на службу. В этом случае срочный служебный контракт, заключенный для ее замены, прекращается.
4.3. Срочный служебный контракт может заключаться с гражданином, заключившим договор на обучение с обязательством прохождения гражданской службы после окончания такого обучения (см. комментарий к ст. 24). В данном случае договором на обучение может быть предусмотрена обязанность проходить гражданскую службу в течение определенного срока после окончания обучения. Служебный контракт с таким гражданином заключается на срок, не менее чем указанный в договоре на обучение. Следует, однако, учитывать, что законом установлен максимальный срок служебного контракта – пять лет. По всей видимости, период времени, в течение которого гражданин обязуется проходить государственную гражданскую службу по окончании обучения, предусмотренный договором, не может превышать пяти лет.
4.4. Еще одним случаем заключения срочного служебного контракта является замещение должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, а также иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации. По окончании выполнения служебных обязанностей за границей такому гражданскому служащему должна быть предоставлена прежняя или равноценная должность, а при ее отсутствии с его согласия – другая должность.
4.5. Срочный служебный контракт заключается для замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций.
Так, например, ст. 22 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с послед. изм.) предусматривает возможность создания органов особого управления территорией, на которой вводится чрезвычайное положение. Эти органы создаются лишь на период чрезвычайного положения. С руководителями и иными должностными лицами таких органов должен заключаться срочный служебный контракт.
4.6. Основанием для заключения срочного служебного контракта может быть соглашение сторон в случае замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего.
Временные должности могут вводиться, например, в случае выполнения государственным органом каких-либо функций, которые носят временный характер. Срочный контракт для замещения таких должностей заключается только с согласия гражданского служащего.
Необходимо отметить, что срочный служебный контракт в этих случаях может быть заключен только по соглашению сторон.
4.7. Наконец, по прямому указанию комментируемого Закона должности гражданской службы, по которым вводится особый порядок оплаты труда (в зависимости от показателей результативности профессиональной служебной деятельности), замещаются только на условиях срочного служебного контракта (см. комментарий к ст. 50).
5. Кроме того, срочный служебный контракт заключается с гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет. Более того, если ранее с гражданским служащим был заключен служебный контракт на неопределенный срок, то по достижении им 60 лет он должен быть перезаключен на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет.
6. Часть 6 комментируемой статьи закрепляет предельный возраст замещения должности государственной гражданской службы – 65 лет (см. комментарий к ст. 21).
7. Необходимо, однако, заметить, что предельный возраст, установленный ч. 6 данной статьи, относится только к служебному контракту на замещение должности государственной гражданской службы. В этой связи комментируемая статья в ч. 7 допускает заключение с гражданином, достигшим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе, срочного трудового договора на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Государственная служба устанавливает особые условия взаимодействия между нанимателем и наемным работником. В отличие от обычных трудовых договоров, которые могут заключаться на неопределенный срок, здесь может четко устанавливаться период, когда нанятый служащий будет выполнять свои обязательства. Срочный контракт на госслужбе имеет установленную на уровне законодательства структуру и наполнение.

Читайте также:  Саратов контакт александра полянская

Срочный контракт — что это

Что такое срочный контракт на госслужбе

Законодатель определил, что государственные служащие могут наниматься на работу двумя основными способами:

  1. На неопределенный срок (обычно до наступления пенсионного возраста).
  2. На конкретный период (в этом случае продолжительность труда будет регулироваться условиями конкретного контракта).

Срочный контракт – это письменное соглашение между нанимателем (в этой роли выступают уполномоченные руководители государственных структур) и служащим, по которому сотрудник берет на себя обязательства выполнять определённую работу в четко оговорённый период, а наниматель — создать определённые условия для этого и обеспечить выплату заработной платы.

Обычно, если это срочный контракт, период его действия не должен превышать 5 лет. Важно отметить, что не все государственные служащие обязаны подписывать срочные трудовые соглашения. К перечню таких лиц на законодательном уровне отнесены:

  • граждане, намеревающиеся занять должность руководителя либо же советника в государственной структуре;
  • лица, принимаемые на службу по замещению действующего служащего, что в конкретный момент по уважительной причине не имеет возможности самостоятельно выполнять свои обязанности;
  • выпускники учебных заведений, что по целевому направлению должны отработать на государственной службе определенный период;
  • граждане, которые направляются на работу в дипломатические и консульские учреждения, расположенные за пределами России;
  • лица, поступающие на службу в государственную организацию, созданную для выполнения конкретных задач на определённый срок;
  • граждане, замещающие временно отсутствующих лиц по временной должности на государственной службе на период такого замещения;
  • служащие, достигшие предельного возраста нахождения на государственной службе, но продолжающие полноценно выполнять возложенные на них обязательства;
  • сотрудники, принимаемые на работу с особыми условиями оплаты их труда;
  • служащие, замещающие других служащих в порядке ротации;
  • другие категории граждан, если это предусмотрено федеральными законами.

Помните, подписать с гражданином срочный контракт наниматель имеет право только в том случае, если эта норма предусмотрена действующим законодательством. Во всех остальных случаях, даже на гражданской службе, действуют общие нормы трудового законодательства.

Испытательный срок

Когда подписывается распоряжение и заключается срочный контракт с государственным служащим, наниматель вправе предусмотреть испытательный срок для такого работника. Период такого испытания может длиться от трех месяцев, но не должен превышать больше одного года. Отсутствие такой нормы в распорядительном документе о зачислении на работу и в срочном контракте означает, что сотрудник принят на службу без испытания.

Во время испытательного срока на нового служащего распространяются все действующие нормы законодательства, регулирующего гражданскую службу без каких-либо поблажек. При этом пока не закончится испытание, гражданский служащий не сможет получить классный чин.

В случае если замещение должности осуществляется за счет перевода другого государственного служащего из иного подразделения, ему также могут устанавливать испытательный срок. При этом его длительность не должна превышать 6 месяцев со дня назначения на должность. Временная нетрудоспособность, а также периоды, когда служащий не выполнял возложенные на него обязанности, вычитаются из периода испытания, установленного для данной должности.

Важно отметить, что на законодательном уровне установлен перечень лиц, относительно которых наниматель не имеет права устанавливать испытательный срок, когда оформляет трудовые отношения. В эту категорию вошли:

  • женщины в состоянии беременности;
  • выпускники профильных учебных заведений, которые по окончании учебы впервые нанимаются на работу по целевому направлению;
  • граждане, нанимающиеся на работу на определённый срок в качестве руководителей либо советников;
  • служащие, принятые на работу по переводу, если их основное место работы сокращено, организация реорганизована, либо вовсе ликвидирована;
  • другие категории, когда это прямо предусмотрено законом.

Помните, наниматель имеет полное право до утверждения нового работника в постоянной должности проверить его профессиональные навыки. И если они не соответствует необходимым требованиям, то по окончании периода испытательного срока сотрудник подлежит увольнению.

Какие документы нужны для заключения контракта

Документы для трудоустройства на госслужбу

Чтобы поступить на государственную службу, гражданин обязан подготовить стандартный пакет документов, которые в дальнейшем предъявляются нанимателю. Как правило, документы должны предоставляться в оригинале (при необходимости уже непосредственно на месте с них снимаются копии и делается соответствующее заверение).

В перечень необходимых документов входят:

  1. Собственноручно написанное заявление, в котором гражданин просит зачислить его на конкретную должность государственной службы с обозначением периода такой работы.
  2. Заполненную лично с собственной подписью анкету по установленной форме.
  3. Паспортный документ.
  4. Трудовую книжку (исключение составляют случаи, когда гражданин поступает на работу впервые и до этого времени трудовой книжки у него еще не было).
  5. Имеющееся у работника страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (исключения также для лиц, поступающих на службу первый раз сразу после учебы).
  6. Документ, подтверждающий, что гражданин стоит на учете в налоговых органах России по месту его фактической регистрации.
  7. Документы воинского учета. Касается исключительно военнообязанных лиц, которые должны призываться на воинскую службу.
  8. Информацию относительно получаемых доходов, имеющегося имущества и обязательств, которые с этим связаны в порядке, предусмотренном законодательством.

Помните, наниматель имеет право требовать только те документы, которые прямо предусмотрены в законе. При этом в зависимости от характера и условий прохождения гражданской службы, федеральными законами описанный выше перечень может дополняться, но базовый набор остается неизменным.

Отсутствие полного пакета документов является формальным поводом отказа в удовлетворении просьбы гражданина принятия его на государственную службу. В то же время, если на должность предусматривается конкурсный набор, могут требоваться некоторые дополнительные сведения, раскрывающие потенциал конкретного кандидата.

Обычно их можно получить с его анкеты и других информационных документов. Поэтому изначально необходимо ответственно подходить к их подготовке.

Базовые условия контракта

Базовые условия контракта на госслужбе

Контракт – это двухсторонний документ между нанимателем и служащим, который фактически устанавливает для сторон «правила» игры на весь период действия такого документа. Кроме традиционных разделов, регулирующих права и обязательства, сюда также в обязательном порядке включаются такие позиции:

  • четкое наименование организации, а также должности, что занимает гражданин на государственной службе;
  • дата, когда сотрудник начинает выполнять свои должностные функции;
  • должностной регламент, полномочия и обязательства служащего, на которого возложены эти обязанности;
  • все виды, а также конкретные условия страхования, полагающиеся гражданскому служащему по этой должности;
  • полномочия и мера ответственности нанимателя относительно служащего;
  • что полагается работнику во время выполнения служебных обязанностей, все доступные компенсации, льготы за работу в сложных, тяжелых, опасных, вредных условиях;
  • общий режим работы учреждения, а также конкретный режим для служащего (если он отличается от того, какой установлен в этой организации);
  • условия социального страхования по конкретной должности;
  • подпадает ли эта должность под перечень должностей, где предусматривается ротация.

Дополнительно в служебных контрактах могут предусматриваться и другие ключевые позиции. Здесь все зависит от условий прохождения службы, сложности и ответственности за выполняемую работу. В частности, к таким дополнительным условиям относят:

  • необходимость введения испытательного срока;
  • обязательство не разглашать коммерческую, служебную или государственную тайну (если по своей должности работник будет сталкиваться с такими сведениями);
  • обязательство гражданина отработать определённый срок после окончания учебного заведения, где он проходит учебу за бюджетные деньги по целевой программе;
  • личные показатели конкретных достижений в процессе работы, когда служащему будет насчитываться дополнительная поощрительная оплата труда;
  • другие условия, благодаря которым позиция служащего в процессе выполнения трудовых функций может улучшаться.

Помните, в дальнейшем любой спор между администрацией и работником будет рассматриваться исключительно исходя из условий заключённого им контракта.

Поэтому здесь необходимо учитывать все ключевые условия, которые в дальнейшем могут стать основанием для полноценного выполнения работником возложенных на него функциональных обязанностей.

Прекращение действия контракта

Расторжение контракта на госслужбе: варианты

Государственный служащий, как и любой другой работник, может прекратить действие контракта по своей инициативе либо же быть уволенным на основании действующего законодательства досрочно (либо по истечении срока действия). При этом законом предусматриваются определённые моменты, которые следует соблюдать в процессе прекращения действия контракта. Здесь следует выделить такие нюансы:

  1. Прекращение контракта по соглашению сторон. В этом случае стороны самостоятельно договариваются о периодах прекращения действия контракта. Каких-либо сроков законодательством не установлено.
  2. Когда контракт прекращается досрочно по инициативе сотрудника. Здесь потребуется предупредить письменно работодателя за две недели до дня, когда сотрудник собирается уволиться.
  3. По инициативе нанимателя. Такое прекращение не требует выдерживания определённого периода предупреждения сотрудника. Вместе с этим, чтобы досрочно уволить гражданина с государственной службы должны быть веские основания, исчерпывающий перечень которых устанавливается законодательно. Если их игнорировать – сотрудник будет восстановлен в должности через суд, а наниматель выплатит ему вынужденный прогул.
  4. По окончании действия срочного контракта. Здесь законодатель предусматривает обязанность нанимателя письменно уведомить работника за семь дней до окончания контракта о том, что дальше служебные отношения с ним продлеваться не будут. Предоставлять какие-либо пояснения по этому поводу не требуется.
  5. В случае возникновения обстоятельств, не зависящих от воли сторон. Это может быть восстановление в должности работника, который в прошлом занимал эту должность, призыв сотрудника на воинскую службу, когда работника избрали на другую должность либо же возникли другие чрезвычайные обстоятельства. Увольнение оформляется по факту события.

Помните, процедура увольнения четко урегулирована на законодательном уровне. И ее несоблюдение может стать причиной судебных разбирательств и компенсационных выплат работнику за неправомерные действия со стороны администрации.

Когда можно заключить срочный трудовой договор, смотрите в этом видео:

Читайте также:  Как проходит практика в медицинском колледже

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

1. Служебный контракт согласно ч. 1 комментируемой статьи может быть заключен либо без ограничения срока (на неопределенный срок) либо на определенный срок. Принцип стабильности гражданской службы (см.

2. Временные рамки срочного служебного контракта указаны в ч. 2 комментируемой статьи. В частности, этот срок может быть от одного года до пяти лет, если иной срок не установлен Законом. Служебный контракт, заключаемый на определенный срок, может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя по истечении этого срока без каких-либо иных обоснований, кроме как истечение срока. При использовании таких служебных контрактов служащему не предоставляют обычные средства защиты от необоснованных увольнений. В связи с этим в комментируемой статье законодательно ограничивается сфера применения служебных контрактов, заключаемых на определенный срок.

3. В сопряжении с временными рамками срочности, определяемыми предыдущей нормой, ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено данным Законом и другими федеральными законами.

В соответствии с требованием ч. 6 ст. 24 Закона в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с Законом и другими федеральными законами. Тем самым исключается возможность произвольного расширения сферы применения срочных служебных контрактов на гражданской службе, запрещается заключение срочных служебных контрактов в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для гражданских служащих, с которыми служебный контракт заключается на неопределенный срок.

4. В ч. 4 комментируемой статьи указано, в каких случаях должен заключаться именно срочный служебный контракт. В частности, указано, что:

а) срочный служебный контракт заключается со всеми гражданским служащими, замещающими должности гражданской службы категории "помощники (советники)", а также с гражданскими служащими, замещающими отдельные должности гражданской службы категории "руководители". Заключение срочного служебного контракта для замещения должностей гражданской службы категории "помощники (советники)" обусловлено сущностью этой категории должностей, вытекает из ее определения, содержащегося в ч. 2 ст. 9 Закона.

Согласно этому определению должности категории "помощники (советники)" учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаются на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей (см. комментарий к ст. 9). В соответствии с этим определением действие служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность категории "помощник (советник)", ограничено сроком, на который назначены (избраны) соответствующее лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, или соответствующий руководитель.

Вопрос о том, по каким должностям гражданской службы категории "руководители" служебный контракт заключается на определенный срок, требует нормативного урегулирования. Следует полагать, что будут четко определены те должности категории "руководители", назначение на которые производится на определенный срок полномочий, а также указано, на какой срок полномочий на эти должности должно производиться назначение.

В силу системности норм права на определенный срок полномочий должны назначаться руководители государственных органов, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководители представительств государственных органов, поскольку согласно п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона для содействия указанным руководителям в реализации их полномочий учреждаются должности помощников (советников), замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных руководителей;

б) гражданский служащий замещает должность гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральным законом сохраняется указанная должность, по срочному служебному контракту.

Заключение срочного служебного контракта на период отсутствия другого гражданского служащего возможно только в том случае, если за отсутствующим гражданским служащим в соответствии с федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, например, на время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в длительной командировке и т.д. Важно отметить, что законами субъектов РФ не может устанавливаться возможность сохранения должности гражданской службы за отсутствующим гражданским служащим. Срок служебного контракта в данном случае определяется не конкретной датой или точно устанавливаемым временным периодом, а ставится в зависимость от времени возвращения отсутствующего гражданского служащего к исполнению своих служебных обязанностей;

в) по срочному служебному контракту замещается должность гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы.

В соответствии со ст. 61 Закона заключение договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном соответственно указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ и законодательством субъекта РФ. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 24 Закона в служебном контракте может предусматриваться обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета. При этом согласно п. 2 ч. 3 ст. 27 для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы, не устанавливается испытание. Служебный контракт в данном случае заключается на срок, заранее определенный в договоре на обучение за счет средств соответствующего бюджета.

Поскольку обучение в данном случае осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, неисполнение гражданином обязанности проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, а также прохождение этой службы менее указанного срока должно повлечь за собой обязанность этого гражданина возместить (полностью или частично) средства соответствующего бюджета, затраченные на его подготовку;

г) по срочному служебному контракту замещаются должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ.

Вопрос об особенностях регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей, детально регулируется в гл. 53 ТК. При этом, несмотря на то, что в ТК используется понятие трудового договора, соответствующие нормы ТК в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, поскольку эти отношения не урегулированы данным Законом.

Направление работников на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей производится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями РФ (ст. 337 ТК). Статьей 338 ТК предусмотрено, что с работником, направляемым на работу в представительство РФ за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок. При направлении на работу в представительство РФ за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении РФ, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника – другая работа (должность). Данные положения ТК в полной мере относятся и к гражданским служащим;

д) по срочному служебному контракту замещаются должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

е) по срочному служебному контракту производится замещение временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

ж) гражданский служащий замещает должность гражданской службы, по которой ч. 14 ст. 50 Закона установлен особый порядок оплаты труда, по срочному служебному контракту.

Читайте также:  1210 Счет бухгалтерского учета

В данном случае срочный характер служебного контракта обусловлен, видимо, не столько особым порядком оплаты труда гражданского служащего, сколько тем, что ему поручается решить определенные задачи в ограниченных временных рамках. При этом оплата труда гражданского служащего производится в зависимости от показателей эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления их оплаты труда утверждаются соответственно указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ;

з) срочный контракт заключается также в иных случаях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Важно подчеркнуть, что законами субъектов РФ не могут устанавливаться случаи, когда должен заключаться срочный служебный контракт, что обусловлено необходимостью четко ограничить возможность заключения срочных служебных контрактов.

5. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается посредством оформления служебного контракта со сроком действия не менее одного года и не более пяти лет. Данная норма Закона аналогична положению ч. 2 ст. 59 ТК, согласно которому с поступающими на работу пенсионерами по возрасту по соглашению сторон может заключаться срочный трудовой договор. Однако, в отличие от ТК, данная норма сформулирована, во-первых, в императивной форме и, во-вторых, применительно не к вновь возникающему правоотношению, а к длящемуся служебному отношению. В связи с этим следует полагать, что Закон обязывает стороны служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, "перезаключить" его в срочный служебный контракт, т.е. фактически внести в него изменение, связанное с ограничением срока действия этого контракта. Но поскольку при этом стороны должны еще договориться о продолжительности срока этого контракта (от одного года до пяти лет, т.е., например, сразу на три, четыре или пять лет), практическая реализация этой нормы в случае, когда стороны контракта расходятся во мнении об оптимальном сроке контракта, может быть затруднена.

Следует также отметить отличие нормы, предусмотренной ч. 5 комментируемой статьи, от положений, ранее установленных Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", ст. 25 которого было предусмотрено, что увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случае достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы, а возраст этот устанавливался в 60 лет. Допускалось продление нахождения на государственной службе служащих, занимавших должности высшей, главной и ведущей групп и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. При этом однократное продление срока нахождения государственного служащего на государственной службе допускалось не более чем на год. Продление нахождения на государственной службе служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускалось. После достижения указанного возраста он мог продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

Закон N 79-ФЗ не предусматривает оснований для увольнения гражданского служащего по инициативе руководителя государственного органа в связи с достижением определенного возраста. В ст. 39 Закона предусмотрено, что служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в связи с таким обстоятельством, не зависящим от воли сторон, как достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе – 65 лет. Таким образом, в отличие от прежнего Закона, Закон не позволяет уволить гражданского служащего в связи с его возрастом до достижения им 65 лет.

Из изложенных норм следует также, что представитель нанимателя не может уволить гражданского служащего, достигшего 60 лет, в связи с достижением им этого возраста, поскольку Закон не предусматривает соответствующего основания для расторжения контракта. Достижение гражданским служащим 60-летнего возраста – это основание для обязательного (для обеих сторон контракта) перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт.

Если гражданский служащий не согласен на такое перезаключение служебного контракта, единственной альтернативой этому является его увольнение с гражданской службы по собственному желанию. В Законе возможно появление такого основания для увольнения гражданских служащих, как отказ гражданского служащего от перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, в срочный служебный контракт в случаях, когда такое перезаключение обусловлено требованиями Закона.

Гражданский служащий, с которым в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи служебный контракт перезаключен на срочный служебный контракт, может быть в дальнейшем уволен в связи с истечением срока действия этого контракта. Увольнение его с гражданской службы производится на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона. Следует, видимо, также признать возможность перезаключения срочного служебного контракта на новый срок.

Вопрос о том, как осуществляется перезаключение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок с федеральным гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет, на срочный служебный контракт в отношении гражданских служащих, которых назначает на должность и освобождает от должности Правительство РФ, решен в Постановлении Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 230. Пунктом 3 данного Постановления предусмотрено, что перезаключение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок с федеральным гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет, на срочный служебный контракт осуществляется с согласия Председателя Правительства РФ руководителями, наделенными в соответствии с этим Постановлением полномочиями представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством РФ. В частности, согласно п. 1 Постановления полномочия представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством РФ, возложены:

– на федеральных министров – в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих должности заместителей соответствующего федерального министра и руководителей федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующему федеральному министерству;

– руководителя Аппарата Правительства РФ – министра РФ – в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих должности руководителей федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, а также в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих соответствующие должности в Аппарате Правительства РФ;

– на руководителей федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, – в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих должности заместителей руководителей этих федеральных служб и федеральных агентств.

При этом согласно п. 2 Постановления заключение и прекращение служебного контракта с указанными федеральными гражданскими служащими осуществляются на основании решений Правительства РФ соответственно о назначении на должность и об освобождении от должности.

6. Согласно ч. 6 комментируемой статьи замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет – предельного возраста пребывания на гражданской службе – не допускается. Юридическими последствиями наступления данного факта является прекращение со дня истечения даты возрастного порога всех государственно-служебных отношений, связанных с реализацией правового статуса гражданского служащего и замещением должности гражданской службы.

7. Частью 7 комментируемой статьи установлено, что по решению представителя нанимателя и с согласия гражданского служащего по достижении им возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет), а также по окончании действия срочного служебного контракта с гражданином заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин. В данной норме речь идет о заключении трудового договора с гражданином, а не с гражданским служащим. Таким образом, эта норма применяется к лицу, уже не состоящему на гражданской службе после, к примеру, увольнения его по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, или увольнения в связи с достижением 65-летнего возраста, или увольнения в связи с истечением срока служебного контракта.

После заключения гражданином срочного трудового договора на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы (т.е. не совпадающей по наименованию с должностями гражданской службы, предусмотренными соответствующим реестром должностей), на этого гражданина распространяется законодательство о труде в полном объеме.

Важно отметить также существенное отличие положения комментируемой статьи от норм трудового права. Здесь не содержится нормы, аналогичной той, что предусмотрена ст. 58 ТК, которой устанавливается, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Таким образом, для отношений гражданской службы не установлено правило о том, что продолжение служебных отношений по истечении срока служебного контракта влечет утрату силы условия о срочном характере контракта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector