Субъекты малого предпринимательства в контрактной системе

Субъекты малого предпринимательства в контрактной системе

В целях повышения уровня конкуренции законодательство – 44-ФЗ и 223-ФЗ – регламентирует участие в закупках субъектов малого бизнеса и предоставляет им определенные преференции при участии в торгах.

Понятие

44-ФЗ и 223-ФЗ не содержат определения субъектов малого бизнеса и то, каким условиям они должны соответствовать для отнесения их к указанной категории. Понятие данной категории содержится в ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 2007 года.

Под субъектами малого бизнеса понимают хозяйственно-экономические субъекты в лице индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые отнесены по нормам 209-ФЗ к малым, средним или микропредприятиям. Категории таких субъектов приведены в ст. 4 209-ФЗ.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Базовые принципы и особенности закупок у субъектов малого бизнеса приводятся в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Субъекты малого бизнеса могут участвовать в закупках, которые проводятся:

  1. На общих основаниях.
  2. Специально для субъектов малого предпринимательства и исключающих других участников.
  3. С условием привлечения субъектов малого бизнеса на субподряд.

Закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ должны осуществляться, согласно «Положению об особенностях участия субъектов малого бизнеса и предпринимательства…», утвержденному Постановлением Правительства от 2014 года №1352. Действие указанного документа распространяется на следующие группы лиц:

  1. Заказчиков с годовым объемом выручки более 500 млн р.
  2. Кредитных организаций с величиной активов за прошлый календарный год более 500 млн р.
  3. Автономных учреждений, которые за прошлый год закупили товары и услуги на суммы свыше 250 млн р.
  4. Госкомпаний, которые были основаны в рамках ФЗ и их дочерних компаний.
  5. АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» и его дочерних компаний.

Контроль за исполнением положений постановления должно осуществлять АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Особенности участия в госзакупках

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены такие особенности для участия в закупках:

  1. Предельный размер НМЦК при закупках у субъектов малого бизнеса составляет 20 млн р., согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.
  2. При определении поставщиков в извещении о проведении закупок указывается на то, что в число ее участников могут входить только представители малого предпринимательства.
  3. Свою принадлежность к субъектам малого бизнеса участники подтверждают в декларативной форме. Заказчик не имеет права запрашивать у них подтверждающие документы. Эта позиция озвучена в совместном письме ФАС и Минэкономразвития.
  4. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, для субъектов малого бизнеса устанавливается сниженный размер обеспечения: он не может быть более 2% от начальной цены контракта.
  5. Заказчик не вправе требовать предоставление обеспечения при цене контракта до 1 млн р.

По 223-ФЗ, если цена договора не превышает 50 млн р., заказчик проводит закупку только среди субъектов малого бизнеса; если это значение находится в диапазоне 50-200 млн р., заказчик сам решает, закупать ли ему товары у малого или крупного бизнеса.

Также указанный закон не предусматривает обязательного обеспечения по заявке, но при наличии такого требования в отношении субъектов малого бизнеса предусмотрены льготы. Обеспечение по заявке не может быть более 2% от НМЦК, а по договору – более 5%.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Также некоторые заказчики из перечня №475-р от 2016 года должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у СМП. В Постановлении Правительства №1352 от 2014 года приведены требования к содержанию отчета о годовых объемах закупки у малого бизнеса.

Соответствие условиям для участия в закупках

Для соответствия понятию СМП юридические лица должны отвечать следующим условиям:

  1. Суммарная доля участия в них России, регионов, МО, общественных, религиозных, благотворительных и иных организаций в уставном капитале не может превышать 25%.
  2. Доля участия иностранных юрлиц доля участия одного или нескольких юрлиц, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не могут быть более 49%.
  3. Среднесписочная численность работников за прошлый календарный год должна находиться в пределах 15 человек для микропредприятий, 100 человек – для малых предприятий, от 101 до 250 человек для средних предприятий. В случае проведения закупки среди участников, которые относятся к субъектам малого бизнеса, численность персонала не должна превышать 100 человек.
  4. Выручка от продажи товаров и услуг без учета НДС либо балансовая стоимость активов на прошлый календарный год не может превышать предельных значений по Постановлению Правительства. Для субъектов малого бизнеса эта цифра должна составлять не более 800 млн р., для микропредприятий – 120 млн р., для средних предприятий – 2 млрд р.

У вновь созданных организаций учитываются показатели численности, выручки или стоимости активов с момента создания компании.

Объем закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ

44-ФЗ и 223-ФЗ обязывают заказчиков закупать определенную часть товаров, работ и услуг у представителей малого бизнеса. При этом законодательно установлен минимальный объем закупок, который должен приходиться на указанную группу поставщиков и исполнителей.

При этом с учетом положений ч. 1.1 ст.3 0 44-ФЗ в указанный объем закупок не должны включаться:

  • закупки для обеспечения обороны и государственной безопасности;
  • услуги кредитования;
  • закупки у единственного поставщика;
  • тендеры, проведенные закрытым способом;
  • работы в области использования атомной энергии.

Каждый год заказчики по 44-ФЗ должны публиковать в ЕИС отчет о закупках у субъектов малого бизнеса за прошлый год.

С учетом положений Постановления Правительства от 2014 года №1352 и согласно п. 2 ч. 8 ст. 3 223-ФЗ, годовой объем закупок у субъектов малого бизнеса должен составлять как минимум 18% от совокупной стоимости подписанных договоров за год (при объеме выручки госкомпании в размере более 2 млрд р.). При этом доля закупок, участниками которых вправе стать только субъекты малого бизнеса, должна составлять не менее 15% от годового объема.

Читайте также:  Профессиональный стандарт начальника юридического отдела

Закон 223-ФЗ содержит дополнительную ответственность для заказчиков, которые нарушат положения законодательства о закупках у субъектов малого бизнеса. В частности, не будут соблюдать требование о минимальном объеме закупок, не разместят годовой отчет в ЕИС, укажут в годовом отчете недостоверные сведения. Согласно ч. 8.1 ст. 3 223-ФЗ, им грозит необходимость проведения закупок по более строгим нормам 44-ФЗ с 1 февраля и до конца следующего года.

Способы закупок

Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, закупки у субъектов малого предпринимательства ранее могли проводиться одним из следующих способов:

  • через открытый конкурс;
  • через конкурсы с ограниченным участием;
  • через двухэтапные конкурсы;
  • через запросы предложений, котировок;
  • через электронные аукционы.

С 2019 года они проводятся исключительно в электронном формате.

Подобную позицию подтвердили в Информационном письме Минфина от 2018 года №24-06-08/70718.

Существует ли перечень закупок у СМП

В ранее действующем законе №94, который регулировал порядок госзакупок, был представлен перечень товаров, работ и услуг, которые должны закупаться у субъектов малого бизнеса.

С принятием ФЗ-44 прежний закон утратил свою юридическую силу и в действующей редакции нет перечня товаров, услуг и работ, которые должны осуществляться у субъектов малого бизнеса. Таким образом, заказчики вправе закупать у субъектов малого предпринимательства любые товары, работы и услуги и предоставлять им при этом преференции.

Что касается 223-ФЗ, то для осуществления закупок исключительно среди субъектов малого бизнеса в обязанности заказчиков входит утверждение перечня товаров, работ и услуг, которые могут закупаться только у них.

Такой перечень заказчик разрабатывает самостоятельно исходя из своих предпочтений. При его подготовке стоит основываться на классификации товаров, работ и услуг по ОКПД-2 и, помимо наименования товара, прописывать его номер по классификатору.

Заказчик не сможет ограничивать число участников тендера в иных случаях, когда такая закупка не перечислена в перечне.

Сроки оплаты контрактов

Срок оплаты товаров, работ и услуг является одним из важнейших условий по контракту. Договор может предусматривать одну из следующих форм оплаты: единовременную, с авансированием или поэтапную.

Прошлая редакция 44-ФЗ не содержала никаких ограничений в части оплаты по выполненному контракту в пользу субъектов малого предпринимательства. Оплатить их услуги заказчики должны были в общие временные рамки, которые приведены в ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. Они составляли 30 дней с момента оформления итоговых документов: акта приема-передачи, накладных, счетов-фактур и пр.

Нарушать установленные сроки заказчик не вправе, иначе ему грозит административное наказание в виде штрафа на 30-50 тыс. р. или дисквалификация на срок до 2 лет (при повторном нарушении).

ФЗ-223 напрямую никак не регламентирует порядок исполнения заказчиком своих обязательств перед исполнителями и поставщиками. Но в подзаконных нормативно-правовых актах, среди которых Постановление Правительства №1352 от 2014 года, сказано, что оплата должна быть произведена в течение 30 дней (если победителем стал субъект малого бизнеса).

Заказчик по 223-ФЗ может предусмотреть иные сроки для оплаты в утвержденном им Положении о закупках.

Таким образом, ФЗ-223 и ФЗ-44 предусматривают определенные преференции для участия в закупочных мероприятиях субъектами малого бизнеса. Так, они предусматривают сниженный объем обеспечения, более сжатые сроки для оплаты выполненных услуг и возможность участия в отдельных тендерах без крупных поставщиков и подрядчиков.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Малый бизнес пока неохотно участвует в госзакупках. Льготы и законодательные инициативы делают участие в закупках проще, поэтому сегодня поговорим о них.

Критерии малого и среднего бизнеса:

Малый Средний
Max количество работников 100 чел. 250 чел.
Max выручка в год 800 млн. руб. 2 млрд. руб.

Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства» или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.

Квоты для СМП

Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.

В каких закупках участвует СМП?

СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.

Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон. В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ.

Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса шестью способами (с 1 января 2019 только в электронном виде):

Какие льготы действуют?

  1. Сумма обеспечения заявки в закупках до 20 млн будет не выше 1% от НМЦ контракта.
  2. Заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Этот пункт включен в контракт с СМП.
  3. Заказчик может не требовать обеспечение заявки, если начальная цена контракта меньше 1 млн рублей.

Что упростит жизнь?

С 2019 года все закупки будут проходить в электронном виде. Поставщикам это сократит расходы и не оставит заказчику шансов подтасовывать результаты «бумажных» процедур.

223-ФЗ

Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). В законе не прописаны условия участия МСП в закупках, но действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Читайте также:  Просрочил паспорт на 2 месяца какой штраф

Квоты для заказчиков

Если выручка компании больше 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие заказчики должны закупить у МСП товаров и услуг на 18% от общего объема закупок, который считается по заключенным договорам. При этом 10% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Расчет ведется от суммы заключенных договоров: если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.

Заказчик перечисляет в своем положении ОКПД2 всех товаров и услуг, которые будет закупать у МСП:

  • Если НМЦ договора не больше 50 млн. рублей, заказчик обязан провести закупку из этого перечня строго у МСП,
  • Если НМЦ договора от 50 до 200 млн. рублей, заказчик решает сам, закупать товар у МСП или у крупного бизнеса.

Если заказчик не закупит у малого и среднего бизнеса достаточно, не разместит информацию об этом или разместит недостоверные сведения, то с 1 февраля и до конца следующего года ему придется проводить закупки по более строгому 44-ФЗ.

В каких закупках могут участвовать МСП?

Способы закупки определяет заказчик в своем положении. Представитель МСП может принять участие в торгах или других способах закупки, которые заказчик проводит:

  • «На общих основаниях»: участвовать может любой поставщик;
  • Специально для МСП: закупки из перечня товаров в положении заказчика;
  • С условием привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.

Представители МСП обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. Форма декларации есть в постановлении № 1352.

Льготы

1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:

  • Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора;
  • Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.

2. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 30 календарных дней со дня подписания акта-приемки.

3. Заказчик вправе утвердить собственную программу партнерства для МСП и предусмотреть льготы для ее участников.

Что упростит жизнь?

С 1 января 2019 заказчики могут проводить закупки у МСП только на восьми ЭТП госзакупок четырьмя видами конкурентных закупок:

  • конкурсами,
  • аукционами,
  • запросами предложений,
  • запросами котировок.

Все четыре процедурами считаются торгами по Гражданскому кодексу, поэтому заказчик должен соблюдать правила их проведения:

  • Отвечать на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.
  • Отменять закупку, только пока не закончился срок приемки заявок и при форс-мажоре.
  • Продлевать срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Обязательно заключать контракт с победителем. При этом не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента публикации протокола.

Как показывает практика, подавляющее большинство участников закупок относятся к категории субъектов малого предпринимательства. В этой статье мы расскажем о том, что представляет собой данная категория, кто к ней относится и о каких нюансах участия СМП в закупках необходимо знать.

  • для микропредприятий –120 миллионов рублей;
  • для малых предприятий – 800 миллионов рублей;
  • доя средних предприятий – 2 миллиарда рублей.
  • Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

    Согласно действующему законодательству в рамках части 1 статьи 30 Закона 44-ФЗ государственные и муниципальные Заказчики обязаны размещать заказы у СМП в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного в на основании части 1.1 настоящей статьи.

    При этом в расчет совокупного объема закупок не включаются закупки:

    • услуг по кредитованию;
    • для обеспечения безопасности государства и обороны страны;
    • у единственного поставщика;
    • работ в области атомной энергетики;
    • осуществляемые закрытыми способами.

    Как проводится закупка: способы

    Закупки у предприятий, имеющих статус СМП, могут осуществляться посредством проведения:

    • конкурса: открытого, двухэтапного или с ограниченным участием;
    • запроса: котировок или предложений;
    • электронного аукциона.

    Перечень закупок

    Вопреки распространенному мнению, перечня закупок, которые должны производиться у субъектов малого предпринимательства, не существует. В связи с этим у подобного рода предприятий можно закупать любые товары, услуги и работы.

    Сроки оплаты

    С 1 мая текущего года в силу вступил законопроект, согласно которому оплата контрактов, заключенных в результате проведения закупок среди СМП не должна превышать пятнадцати рабочих дней с момента подписания документа о приемке.

    Исключение составляют лишь случаи, когда в целях обеспечения обороноспособности или безопасности страны Правительством РФ установлены иные сроки оплаты по контракту.

    Обеспечение контракта

    Согласно действующему законодательству сумма обеспечения контракта устанавливается в пределах 5-30 процентов его стоимости. Однако Заказчик имеет законное право не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, если закупка осуществляется среди предприятий, имеющих статус СМП.

    Декларация СМП по 44-ФЗ: образец с 2017 года

    Ознакомиться с декларацией о принадлежности предприятия к категории СМП можно по ссылке https://yadi.sk/i/Rle82Bt03KxJME или https://yadi.sk/i/HIVNWbY_3KxJNP.

    Закупки у СМП по 223-ФЗ: что нужно знать?

    Закон гласит, что в определенных случаях организации обязаны осуществлять закупки у СМП.

    С начала текущего года в силу вступила часть 8.1 статьи 3 223-ФЗ, согласно которой Заказчики обязаны руководствоваться законом 44-ФЗ, если:

    • не была выполнена обязанность по осуществлению закупок у средних и малых предприятий в течение календарного года в установленном объеме;
    • была размещена недостоверная информация о годовом объеме закупок у предприятий среднего и малого предпринимательства, включенная в отчет по 223-ФЗ;
    • в ЕИС не был опубликован отчет об объеме закупок у СМП.

    Иными словами, при наступлении перечисленных случаев считается, что Заказчиком с 1 февраля очередного календарного года и до его завершения не было размещено положений о закупках, а значит, Заказчик не может руководствоваться 223-ФЗ.

    Внимание: В настоящий момент минимальный годовой объем закупок у СМП устанавливается в размере 18% совокупного годового стоимостного объема контрактов, заключенных по результатам закупок.

    Согласно действующему законодательству Заказчик должен утвердить перечень продукции, услуг и работ, закупку которых он планирует производить только у предприятий, имеющих статус СМП. Перечень формируется Заказчиком и публикуется в ЕИС и на официальном сайте Заказчика. Составляться перечень должен, как и в планировании – по кодам ОКДП. При этом:

    • при НМЦК до 50 миллионов рублей Заказчик обязан произвести закупку у СМП;
    • при НМКЦ от 50 до 200 миллионов рублей Заказчик имеет право произвести закупку у СМП, но на общих основаниях.

    Если же закупка продукции из перечня у СМП признана несостоявшейся, то заказчик имеет право произвести закупку в соответствии с собственным положением о закупке – к примеру, у единственного поставщика.

    Важно: Исключения из перечня делать можно.

    Постановление №1352 не запрещает вносить в перечень какие-либо изменения, однако порядок корректировки перечня следует прописать в положении о закупке.

    Согласно тому же постановлению обеспечение заявки на участие осуществляется по выбору поставщика. Важно отметить, что при осуществлении закупок по перечню закупок сумма обеспечения не может превышать двух процентов от НМЦК. Обязанность уплаты обеспечения заявки для утвержденных участников программы партнерства может быть исключена.

    Важно: Постановление №1352 определяет право Заказчика утвердить индивидуальную программу партнерства – документ, описывающий комплекс мер по поддержке участников закупок из категории СМП. На основании данной программы Заказчик формирует собственный реестр СМП, однако проводить торги только среди предприятий-партнеров Заказчик не вправе.

    В то же время требование обеспечения исполнения договора может быть установлено в размере аванса или в сумме до пяти процентов НМЦК, если внесение аванса не предусмотрено. Способ обеспечения выбирается поставщиком самостоятельно. При этом участники программы партнерства также могут быть освобождены от обязанности обеспечения договора.

    Максимальный срок перевода средств в счет оплаты по договору (отдельному этапу), заключенного в результате проведения закупки только среди предприятий со статусом СМП, составляет 30 календарных дней с момента исполнения обязательств.

    Таким образом, для субъектов среднего и малого предпринимательства законодательство предусматривает особые условия участия в торгах. Именно поэтому Заказчикам следует особенно внимательно следить за исполнением требований государства в отношении СМП, прописанных в Законах 44-ФЗ и 223-ФЗ в зависимости от типа проводимых закупок.

    Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

    Москва и область: +7 (499) 455-12-46

    Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

    Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

    Москва и область: +7 (499) 455-12-46

    Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

    “>

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector