Субъекты подлежащие административной ответственности

Субъекты подлежащие административной ответственности

Специальные субъекты административной ответственности

Под специальными субъектами понимаются лица, которые характеризуются рядом специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для данного состава правонарушения. К ним относятся:

1) должностные лица, которые привлекаются к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей;

2) родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних (ст. ст. 5.35 и 20.22 КоАП РФ);

3) собственники (владельцы) транспортных средств, совершившие административные правонарушения в области дорожного движения, выявленные и зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

4) собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости, совершившие административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости.

Еще корочеСпециальный субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Это может быть также и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица как в ст.6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах – столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).

Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) утратил силу. – Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности;

(п. 9 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

10) обязательные работы;

(п. 10 введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

(п. 11 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 192-ФЗ)

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 – 4, 9 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 – 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 08.06.2012 N 65-ФЗ, от 23.07.2013 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Участники производства делам об административных правонарушениях тут же

Понятие административной юстиции

НЕ КРАТКО

Обращение граждан и их виды.Статьей 33 Конституции РФ установлено, что ʼʼграждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправленияʼʼ. Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.

Обращения граждан бывают трех видов.

Предложение — обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление— обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.

Жалоба — устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.

Общее право жалобы, которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 ᴦ. № 4866-1 ʼʼОб обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы гражданʼʼ. В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, в случае если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединœений, общественных объединœений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

К действиям (решениям), которые бывают обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:

– нарушены права и свободы гражданина;

– созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

– незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;

– действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):

– в судебном порядке;

– в порядке подчинœенности органу, должностному лицу, государственному служащему.

В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. В случае если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.

Читайте также:  Сколько должен платить алиментов на двоих детей

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединœения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, в случае если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причинœе срок подачи жалобы должна быть восстановлен судом.

Специальное право жалобы дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми административно-правовыми актами — КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Уставом желœезных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае, срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН. О порядке рассмотрения обращений

граждан Российской Федерации

(В редакции федеральных законов от 29.06.2010 ᴦ. N 126-ФЗ;

от 27.07.2010 ᴦ. N 227-ФЗ; от 07.05.2013 ᴦ. N 80-ФЗ;

от 02.07.2013 ᴦ. N 182-ФЗ.

Статья 10. Рассмотрение обращения

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

Статья 13. Личный прием граждан

Специальные субъекты административной ответственности

Под специальными субъектами понимаются лица, которые характеризуются рядом специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для данного состава правонарушения. К ним относятся:

1) должностные лица, которые привлекаются к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей;

2) родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних (ст. ст. 5.35 и 20.22 КоАП РФ);

3) собственники (владельцы) транспортных средств, совершившие административные правонарушения в области дорожного движения, выявленные и зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

4) собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости, совершившие административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости.

Еще корочеСпециальный субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Это может быть также и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица как в ст.6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах – столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, т.е. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности.

Личность правонарушителя индивидуальна, и все ее компоненты так или иначе накладывают свой отпечаток на правонарушение, но лишь некоторая незначительная их часть учитывается при правовой оценке содеянного. Оцениваются лишь юридически значимые признаки личности правонарушителя, которые принято разделять на две группы: во-первых, входящие в состав административного проступка конструктивные признаки, включенные законодателем в состав административного проступка и подлежащие обязательной оценке органом или должностным лицом административной юрисдикции при квалификации совершенного деяния; во-вторых, особые свойства субъекта административной ответственности, подлежащие обязательному учету при определении формы, вида и размера наказания. Поэтому среди физических лиц в науке административного права принято выделять общих, особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности.

Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не являющиеся дипломатами) относятся к категории общих субъектов административной ответственности, которая наступает в отношении вменяемых лиц с 16-летнего возраста. Это общие основные, входящие в состав любого административного проступка, признаки гражданина как субъекта административной ответственности. Предусмотренные же соответствующими составами административных правонарушений дополнительные особые и специальные признаки этих физических лиц переводят их в категории особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. Их несколько.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос же об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с ее федеральными законами и международными договорами и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, решается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).

Читайте также:  Штраф за отсутствие переднего бампера

Несовершеннолетние от 16 до 18-летнего возраста привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностями в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. При совершении же ими серьезных, прямо перечисленных в КоАП РФ относительно немногочисленных административных правонарушений (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции и некоторые другие), они подлежат административной ответственности и на общих основаниях, но опять же с определенными изъятиями: во-первых, и по этим составам административных правонарушений дела могут (а по всем остальным — должны) передаваться на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые могут применять меры воздействия, предусмотренные Положением об этих комиссиях; во-вторых, к ним не применяется административный арест в качестве меры административного наказания.

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, также относятся к категории особых субъектов административной ответственности. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ они, как правило, не подлежат административной ответственности, а за совершенные ими административные правонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности как за позорящие проступки в соответствии с дисциплинарными уставами.

Административной ответственности на общих основаниях они подлежат лишь за некоторые прямо указанные в законе административные правонарушения, связанные исключительно с реализацией их гражданской правосубъектности (нарушение правил охоты, рыбной ловли, водительских правил движения по улицам и дорогам, таможенных и некоторых других правил, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 2.5 КоАП РФ). Но и за эти административные правонарушения к военнослужащим и приравненным к ним лицам не может применяться в качестве меры административного наказания административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административный штраф.

Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом как особым субъектом административной ответственности следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Особенностями административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов является то, что, во-первых, фактическим основанием административной ответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение, отличающееся от обычного административного проступка определенной спецификой; во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного проступка законодательство устанавливает для должностных лиц более строгие административные взыскания, чем для граждан; в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания, в частности, дисквалификация.

Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особенных субъектов административной ответственности, имеются и специальные субъекты административной ответственности — продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и другие, которые по своему статусу, с одной стороны, не являются должностными лицами, а с другой — не относятся законодательством и к обычным гражданам. К ним могут применяться специальные административные наказания (санкции), не применяемые к другим гражданам и должностным лицам, например, лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев и апотридов (ст. 3.10 КоАП РФ).

Организации как субъекты административной ответственности тоже нужно рассматривать в ряду особых субъектов. Выступая субъектами административной ответственности (но не субъектами административного проступка), организации в установленном законом порядке и случаях отвечают за противоправную деятельность своих членов и здесь понятие субъекта ответственности расходится с понятием субъекта административного правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц предусмотрена ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В административном порядке в качестве административных наказаний к организациям могут быть применены: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и их конфискация. Могут применяться также и некоторые другие административные меры, например, различные экономические санкции (лишение налоговых и некоторых иных финансовых льгот, лицензий, установленных ранее квот и т.д.), не являющиеся однако административными наказаниями.

1) Понятие субъекта административной ответственности. Признаки и виды.

2) Особенности административной ответственности должностных лиц.

3) Особенности административной ответственности собственных владельцев транспортных средств.

4) Особенности административной ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальное звание.

5) Особенности административной ответственности юридических лиц.

6) Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

1.В литературе, как правило, отождествляют понятия субъекта административной ответственности и субъекта административного правонарушения, подразумевая, что тот, кто фактически совершил правонарушение, тот и несет административную ответственность. Однако, в ряде случаев, субъект правонарушения не совпадает с субъектом административной ответственности. Однако, конструкция норм КоАП и законов субъектов федерации административных правонарушений построены таким образом, что лицо, которое фактически не совершало правонарушение признается субъектом правонарушения, а соответственно и субъектом ответственности. Кодекс предусматривает в санкциях норм три категории субъектов ответственности: граждане, должностные лица, юридические лица. Под гражданами понимаются не только граждане РФ, но и иностранные граждане и апатриды. Под должностными лицами понимаются непосредственные должностные лица, отвечающие признакам, перечисленным в примечаниях ст.2.4 КоАП, а также иные лица, которые должностными не являются, но несут повышенную административную ответственность как должностные. Под юридическими лицами понимаются все юридические лица, которые зарегистрированные в установленном порядке с учетом специфики состава правонарушения. Кроме того, в ряде статей могут быть прямо названы субъекты ответственности. В зависимости от определенных признаков, которые позволяют квалифицировать состав правонарушений либо определить вид наказания, можно выделить несколько категорий субъектов:

Читайте также:  Получение гражданства рф без рвп

Общие субъекты – физические лица, это любые вменяемые граждане, достигшие 16 лет к моменту совершения правонарушения. Общие субъекты – юридические лица, это организации, зарегистрированные в установленном порядке в налоговых органах или органах юстиции.

Особенные субъекты – физические лица:

1) Должностные лица

2) Лица, которые несут повышенную административную ответственность (примечание к ст.2.4 КоАП), не являются должностными лицами.

3) Лица, имеющие определенный статус или занимающиеся определенной деятельностью (родители, опекуны, попечители, водители, пилоты, машинисты, трактористы, пассажиры).

Особенные субъекты – юридические лица, это организации, которые занимаются определенной деятельностью, во время осуществления которой совершают правонарушения (инвестиционные компании, редакции СМИ, банки и иные кредитные образования, т.д.)

Специальные субъекты – физические лица – это лица, которым не назначаются определенные виды наказаний или которые обладают определенными процессуальными гарантиями. Сюда можно отнести:

1) Беременных женщин, женщины, имеющие детей до 14 лет, несовершеннолетние от 16 до 18, инвалиды 1-2 группы, военнослужащие, лица, имеющие специальные звания.

2) Лица, которые привлекаются к административной ответственности в определенном порядке (прокуроры, судьи, депутаты).

Специальные субъекты – юридические лица – это юридические лица, образованные в результате реорганизации юридических лиц в правонарушителей.

Должностные лица несут административную ответственность за совершения правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП).

Понятие должностного лица дано в примечаниях ст. 2.4 КоАП. Из этого определения можно выделить признаки:

1) Выполнение организационно-распорядительных функций, то есть у должностного лица в прямом служебном подчинении должен находиться хотя бы один человек.

2) Выполнение административно-хозяйственных функций, то есть распоряжение имуществом, находящемся на балансе органа или государственного/муниципального предприятия или учреждения.

3) Выполнение распорядительных полномочий в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости (такие лица называются представителями власти).

Примечание к ст.2.4 КоАП указывает также лиц, которые не являются должностными, но несут повышенную административную ответственность как должностные (члены совета директоров, арбитражные управляющие, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица).

Им назначаются предупреждения, административный штраф, дисквалификация, конфискация, административное приостановление деятельности (только для индивидуальных предпринимателей).

3.Собственники и владельцы транспортных средств как субъекты ответственности были установлены в КоАП относительно недавно. В связи с этим, кодекс претерпел ряд существенных изменений. Так, из принципа презумпции невиновности было сделано исключение в отношении данных субъектов. Таким образом, в отношении данных субъектов презюмируется их вина. Свою невиновность указанные субъекты доказывают сами.

Собственники/владельцы транспортных средств несут административную ответственность за административное правонарушение в случаях фиксации последних специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.

Однако, привлечение их к ответственности не является безусловным. Так, если они докажут, что в момент совершения правонарушения автомобиль находился во владении другого лица на законных или незаконных основаниях.

В 2011 году в кодекс было внесено еще одно дополнение, касающееся ответственности собственников и владельцев транспортных средств. Согласно ему, данные субъекты будут нести также административную ответственность за правонарушение в области благоустройства, совершенное с помощью транспортного средства и зафиксированное специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.

Единственным наказанием, установленным для собственников/владельцев транспортных средств, является административный штраф, он налагается в наименьшем размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи.

Однако, если санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения права управления транспортным средством, либо административный арест, то вместо данных наказаний на них будет наложен административный штраф в максимальном размере, предусмотренном для граждан (на данный момент – 5 тыс.).

Особенности административной ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания – определены ст.2.5 КоАП.

По общему правилу, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов – за совершение административных правонарушений несут дисциплинарную ответственность, которая предусматривается соответствующими дисциплинарными уставами и положениями о службе в этих органах.

Гражданин приобретает статус военнослужащего с началом военной службы, на граждан, призванных на военные сборы, в соответствии с ФЗ «о статусе военнослужащих», распространяется статус военнослужащих.

Однако, за правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.2.5 КоАП, указанные субъекты привлекаются к административной ответственности на общих основаниях. Но к ним не может быть применено наказание в виде административного ареста.

К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, и курсантам в военно-образовательных учреждениях до заключения с ними контракта не налагается административный штраф.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector