Тахограф и глонасс одно и тоже

Тахограф и глонасс одно и тоже

Действующий в Российской Федерации закон об установке тахографов на грузовые автомобили обязывает владельцев ТС для перевозки грузов устанавливать на технику бортовые самопишущие устройства. Требования к этим устройствам строго регламентируются, а отсутствие прибора на автомобиле со 100% вероятностью станет причиной штрафных санкций.

Новый закон об установке тахографов на грузовые автомобили, уже вступил в действие. Чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, нужно разобраться в том, какие именно контрольные устройства можно использовать на грузовиках.

Назначение и принцип работы тахографа

Одна из основных причин аварий, происходящих с участием грузового транспорта – переутомление водителей при систематических переработках. Превышение рекомендованного времени работы еще недавно было практикой, распространенной повсеместно, а соблюдение рекомендаций по продолжительности рабочего дня почти не контролировалось.

Чтобы снизить уровень аварийности с участием грузового автотранспорта, было принято решение об обязательном оснащении ТС тахографами. Они представляют собой устройства, которые соединяются с датчиком скорости автомобиля и подключаются к его бортовой сети. Современные модели цифровых приборов фиксируют:

  • Время управления автомобилем.
  • Врем простоя.
  • Пройденный маршрут.
  • Скоростной режим и другие параметры.

При этом доступ к прибору персонализирован: для работы с самописцем водитель должен вставить в его гнездо личную карточку с электронным ключом. Использование этого ключа позволяет зафиксировать, кто управлял машиной в тот или иной момент времени.

Данные, которые записываются в память прибора, хранятся в зашифрованном (а значит – защищенном от редактирования/удаления) виде.

Для получения сведений о времени, проведенном за рулём, представитель контролирующих органов (ДПС ГИБДД или Ространснадзора) может потребовать от водителя распечатку данных. Доступ к памяти прибора также обеспечивается с помощью карты контролера.

Какие виды ТС по закону подлежат оснащению тахографами?

Сегодня бортовые самописцы нужно устанавливать на технику, которая принадлежит (либо находится в аренде) юридическими лицам или ИП, и задействуется в коммерческих перевозках. Требования распространяется на:

  1. Автобусы и микроавтобусы, у которых 8 и более пассажирских мест (с массой до 5 тонн – категория M2, свыше 5 т – М3).
  2. Грузовики с массой от 3,5 до 12 т (N2).
  3. Грузовики с массой более 12 т (N3).

Именно две последние категории транспортных средств наиболее активно используются в РФ для перевозки грузов. Согласно действующим нормативам, на них нужно обязательно устанавливать бортовые самописцы. При управлении таким автомобилем водитель должен соблюдать требования закона по максимальной продолжительности вождения и интервалам отдыха.

Список исключений (т.е. перечень видов техники, которая не требует переоборудования) постепенно сокращается. Сегодня в него входят машины, принадлежащие ВС РФ, спецслужбам (ФСБ, МВД, Росгвардия), учебные автомобили, а также спецтехнику. Краны-манипуляторы и самосвалы в перечень исключений не попадают, т.е. ставить на них тахографы нужно.

Если грузовик находится в собственности физического лица, то требование об обязательном оснащении техники тахографом на него не распространяется только при использовании машины в личных целях. Если же владелец оказывает услуги по перевозке грузов на коммерческой основе, то машину следует оборудовать бортовым самописцем, и при выполнении рейса соблюдать правила использования тахографа, а также рекомендации по продолжительности рабочего времени.

Установка тахографов по закону в 2019 году

Если перечень ТС, которые нужно оснащать самописцами, в последние годы расширился, то требования к устройствам остались неизменными. Для выполнения рейсов внутри России грузовик должен быть оборудован цифровым тахографом с модулем НКМ/СКЗИ.

Если же техника задействуется для выполнения рейсов на международных маршрутах, то на нее устанавливается тахограф, соответствующий требованиям Европейского Соглашения (ЕСТР). При этом в ЕС сейчас активно внедряются так называемые смарт-тахографы — устройства нового поколения:

  • Основной документ, регламентирующий их внедрение — регламент 2016/799 (принят в 2016 году, вступает в силу в 2019 году). Он устанавливает требования к устройствам, которые должны стоят на технике, которая регистрируется В ЕС впервые.
  • Если же автомобиль уже эксплуатировался, то для контрольного прибора достаточно соответствия ранее дискующему регламенту 3821/85.

Вопрос о целесообразности оснащения автомобилей, принадлежащих российским компаниям, смарт-тахографами по регламенту 2016/799 пока находится в стадии обсуждения. Потому сейчас для соответствия всем требованиям достаточно устанавливать на грузовые ТС приборы ЕСТР.

Какие устройства нужно менять?

Если на транспортном средстве уже установлен контрольный прибор, то это не значит, что его владелец полностью выполнил требования законодательства. Ряд нормативов (в том числе приказ №273 Минтранса РФ) обязывает владельцев грузовой техники заблаговременно выполнить замену тахографов ЕСТР:

  • Установленных при производстве автомобиля до 01.04.2014 года.
  • Смонтированных в автомастерских до 11.03.2014.
Читайте также:  Капитальный ремонт фонд модернизации жкх новосибирск

Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?

С 2016 года на территории РФ допускается использование только цифровых тахографов. Абсолютное большинство аналоговых изделий не может эксплуатироваться по закону и подлежит замене.

Из этого правила есть исключение. Закон допускает эксплуатацию аналоговых моделей на большегрузных автомобилях (снаряжённая масса от 15 тонн) и автобусах большой вместимости (от 20 и более пассажирских мест). Для этого необходимо, чтобы ТС соответствовало 3 условиям:

  1. Транспортное средство применялось при выполнении коммерческих международных перевозок.
  2. Контрольный прибор был частью конструкции автомобиля (т.е. монтаж проводился в заводских условиях).
  3. Оснащение техники тахографом производилось до 8 ноября 2013 года.

Если хотя бы одно из 3 условий не выполняется — замена аналогового прибора цифровой моделью будет обязательной, а игнорирование этого требования станет причиной штрафа.

Тахографы СКЗИ на грузовые авто

Основная разновидность контрольных устройств, которые устанавливаются на грузовики в РФ – тахографы с модулем СКЗИ. Криптографический блок делают съемным и оснащают собственным ПО и модулем памяти — это позволяет производить его регулярную (раз в 3 года) замену без полного демонтажа прибора.

Использование блоков СКЗИ с их системой шифрования контролируется ФСБ РФ, потому поставить такой тахограф на грузовой автомобиль вы сможете только в сертифицированной мастерской.

Сам процесс оснащения грузовика прибором СКЗИ производится по следующем алгоритму:

  • Представитель сервисного центра активирует НКМ, запрашивая в ФБУ «Росавтотранс» уникальный цифровой ключ.
  • Активированный модуль СКЗИ устанавливается в специальное гнездо на корпусе прибора.
  • В салоне выбирается место для монтажа устройства (экран должен быть хорошо виден, водитель должен иметь возможность пользоваться панелью управления минимально отвлекаясь от управления машиной).
  • Измерительный прибор подключается к бортовой сети грузовика, настраивается и калибруется. В память прибора оператор вносит характеристики ТС — это нужно как для идентификации, так и для обеспечения точности замеров.

После всех проведенных манипуляций и проверки работоспособности корпус и все подключения пломбируются. Прибор ставится в гнездо и фиксируется там, а в документы вносятся соответствующие отметки.

Даже при наличии соответствующих навыков самостоятельно выполнить установку прибора СКЗИ на грузовик нельзя. Активацию криптографического модуля может проводить только сотрудник сертифицированной мастерской, а использование не активированного прибора не допускается по закону.

Штраф за отсутствие тахографа в 2019 году

В 2019 году в связи со вступившими в силу изменениями (расширение перечня ТС, для которых тахограф обязательно нужен, включение в этот перечень городских и пригородных автобусов) контроль соблюдения законодательства усилился. В список ситуаций, приводящих к получению штрафа, попали:

  • Эксплуатация грузовика без тахографа (с аналоговым устройством или прибором без СКЗИ).
  • Отсутствие тахографа на личном грузовике при выполнении коммерческого рейса (если водитель не смог доказать, что перевозит грузы в личных целях).
  • Неисправность измерительного прибора.
  • Отсутствие ленты в принтере либо отказ от распечатки данных по требованию проверяющего.
  • Нарушение пломбировки корпуса/подключений.
  • Использование прибора ЕСТР без документов, разрешающих выполнение международных рейсов (карточка доступа).
  • Нарушение режима труба и отдыха по бортовому самописцу.

Для водителя (физическое лицо) сумма штрафа составит от 1000 до 3000 тыс. рублей. На сумму до 3 тысяч он может быть также оштрафован, если сотрудник ДПС или контроллер Ространснадзора выявят превышение времени управления грузовиком или другое нарушение режима работы.

Для должностного лица (если будет доказана его ответственность в нарушении) сумма штрафа согласно ст. 11.23 КоАП составит от 5 до 10 тысяч рублей. Планируется также введение штрафных санкций для юридических лиц, игнорирующих нормативные требования об оснащении грузовой техники самописцами. Обсуждается сумма штрафа от 50 до 100 тысяч, кроме того, предлагают внедрять и другие наказания, вплоть до приостановки деятельности компании.

Чтобы закон об установке тахографов на грузовые автомобили не стал причиной штрафных санкций, стоит заранее позаботиться о выполнении его требований. Своевременное переоборудование техники не только защитит от претензий со стороны ДПС или Ространснадзора, но и позволит эффективнее контролировать работу водителей при перевозке грузов.

Ясность внес приказ Министерства транспорта РФ от 13.02.2013, в котором не только указаны категории транспортных средств, но и названы даты, к которым должны быть установлены приборы контроля. С 1 апреля 2014 года в России существует административная ответственность за отсутствие тахографа на автомобилях и других ТС, которые должны быть ими оснащены. Упомянутый выше приказ называет следующие транспортные средства, которые должны быть оснащены приборами:

  • автобусы категорий М2 и M3, используемые для перевозки пассажиров, – до 1 июля 2014 г .
  • транспортные средства категорий N2, N3, используемые для перевозки опасных грузов, – до 1 апреля 2014 г .;
  • транспортные средства категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенные для междугородных перевозок, – до 1 июля 2014 г .;
  • транспортные средства категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемые для перевозки грузов, не относящихся к опасным, – до 1 сентября 2014 г ;
  • транспортные средства категории N2, используемые для перевозки грузов, не относящихся к опасным, – до 1 апреля 2015 г .;
  • транспортные средства категорий N2, N3, М2 и M3, оснащенные организациями – изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г . техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.), – до 1 января 2016 г .
  • транспортные средства категорий N2, N3, М2 и M3, оснащенные мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, – до 1 января 2016 г .
Читайте также:  Служба в вдв по призыву отзывы

История создания ГЛОНАСС

Задумка по созданию системы навигации появилась уже в 1957 году, именно в этот год был запущен первый искусственный спутник земли. Сражу же у специалистов возник вопрос – почему бы не использовать принимаемый со спутника сигнал для определения положения на Земле? Не за долго после данного вопроса появились такие системы как Transit (США) и советская «Цикада».

В конце 1976 года приняли правительственное Постановление «О развертывании единой космической навигационной системы «Ураган». Самый Первый спутник в составе этой системы был запущен 12 октября 1982 года, а само открытие всей штатной орбитальной группировки (ОГ), состоящей из 24 спутников завершилось 24 декабря 1995 года, практически в одно время с вводом в строй американской системы GPS.
Решение о создании ГЛОНАСС(GLONASS) принималось в нехороших обстоятельствах для нашей страны, в связи заметного отставания РФ от проводимых США разработок системы Navstar (GPS).Еще в начале 90-х годов стало ясно, что ГНСС найдут самое широкое гражданское применение. Правительством Российской Федерации в 1995 году было сделано заявление – о предоставлении системы ГЛОНАСС для открытого гражданского использования; были взяты обязательства по предоставлению гражданских сигналов GLONASS всем потребителям на безвозмездной основе. В девяностые года из-за плачевного состояния экономики поддержание системы ГЛОНАСС почти не проводилось.
В конце 90-х годов стал вопрос о дальнейшем существование ГЛОНАСС. Примерно в то же время Европа, понимая стратегическое значение глобальной навигации, приняла решение о создании собственной ГНСС Galileo.

В 2001 году Постановлением Правительства Российской Федерации была принята разработанная под руководством Российского авиационно-космического агентства (сейчас Роскосмос) долгосрочная федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система» на 2002–2011 годы, целью которой является возрождение системы GLONASS и ее обширное применение, в том числе в гражданской сфере. В редакции 2006 года эта программа послужила главным источником строительства сегодняшней системы ГЛОНАСС.

Что такое тахограф?

Тахограф – это бортовое техническое устройство, которое создано для измерения, регистрации и индикации скорости, пробега и времени движения транспортного средства в автоматическом режиме. Также тахограф предназначен для фиксирования времени затраченного водителем на труд или отдых. Можно сказать, что это «черный ящик» для авто, который запоминает и передает различные данные, помогающие при автоматизации процессов учета.

Для чего нужен тахограф?

На сегодняшний день главная задача, для которой используется это контрольное устройство – обеспечить безаварийность движения на дорогах. Статистика ДТП, совершенных коммерческим транспортом показывает, что основными причинами являются усталость водителя, а также превышение допустимой скорости. Все эти факторы легко контролируются при помощи тахографа.

Читайте также:  Баня как пристройка к дому

С помощью анализа данных данного контрольного прибора владельцы автопредприятий могут проверить и оценить работу водителя, его квалификацию. В цифровом тахографе информация хранится в течение года. С помощью такого устройства происходит постоянный и объективный контроль. Для того чтобы данные тахографа были понятны на территории различных стран, он снабжен межнациональным способом общения – графическим изображением режимов работы и команд – пиктограммами. Благодаря пиктограммам пользоваться устройством может любой водитель или инспектор, независимо от знания или незнания того или иного языка.

Тахографы делятся на два типа: цифровые и аналоговые. Преимущество заслужили цифровые приборы, так как они обладают высоким уровнем защиты информации и большим объем памяти. Вся информация в них записывается на индивидуальную карту водителя и передается на центральный компьютер автотранспортного предприятия. Также доступ к памяти прибора имеет карта мастерской с целью его настройки, карта автопредприятия для считывания данных с целью контроля, карта инспектора для обнаружения нарушений, совершенных водителем, а также сбоев в работе тахографа. Любая ошибка при вводе данных или вмешательство в работу контрольного прибора обнаруживается во время проверки и влечет за собой штраф.

О ГЛОНАСС

Сигналы получаемые от спутников ГЛОНАСС существенно сокращают время инициализации и повышают надежность в целом.

Получение данных со спутников ГЛОНАСС напрямую отображается в факторе геометрии созвездия и в числе видимых спутников, если работы проводятся в неблагоприятных для наблюдения условиях.

Усовершенствование геометрии расположения спутников возможно благодаря большему количеству спутников, которые отслеживаются двухсистемным приемником.

Повышение показетелей производительности заметно при доступности менее четырех спутников GPS и наличия видимости двух и более спутников ГЛОНАСС. Такая ситуация возникает не только в очень специфических, особо затрудненных условиях наблюдений (горные районы, высокие северные или южные широты), но так же в весьма обыденных местах – зоны высотной застройки, характерные для большинства современных мегаполисов.

Возможность объединения в одном устройстве прибора, регистрирующего параметры движения автомобиля, время работы водителя, с аппаратурой спутниковой навигации, предусмотренная решениями Минтранса РФ, обусловила появление на рынке контрольно измерительных средств, отвечающих этим требованиям.

Особо важно, что можно даже тахографы с ГЛОНАССом купить отечественного производства, что в условиях обострения отношений с западными странами позволяет устранить зависимость от импортного оборудования.

Цифровой тахограф «Меркурий ТА-001» с ГЛОНАСС

Российский цифровой тахограф ГЛОНАСС «Меркурий ТА-001» отвечает последним требованиям Минтранса, поскольку предлагается и с блоком СКЗИ. Эта модель предназначена для монтажа на транспортные средства категорий М2, М3, N2, N3, позволяя регистрировать в непрерывном режиме пройденный путь, время отдыха и работы водителя, скорость движения автомашины.

Установив тахограф ГЛОНАСС «Меркурий ТА-001», выпускаемый российской компанией «Инкотекс», пользователь получает возможность регистрировать и хранить следующую информацию:

  • пробег автомобиля;
  • скорость движения (в посекундном режиме за последние сутки);
  • превышение скорости, которое длится более минуты;
  • время отдыха и труда водителя;
  • моменты отключения питания;
  • сбои в работе контрольного устройства;
  • время работы без карточки водителя (с неисправной карточкой);
  • место начала и окончания работы;
  • номер карты мастерской, которой выполнялась установка (ремонт, тарировка) тахографа;
  • место нахождения контролера, осуществлявшего проверку информации тахографа.

ГЛОНАСС мониторинг автомашины тахографом «КАСБИ DT-20»

Желая определять в режиме реального времени нахождение транспортного средства – можно и иные российские тахографы с ГЛОНАССом купить — «КАСБИ DT-20», производства «Калужского завода телеграфной аппаратуры». Имея встроенный модуль ГЛОНАСС/GSM, это устройство обеспечивает:

  • контроль режима отдыха и труда водителя;
  • фиксацию скоростного режима передвижения автомобиля;
  • снижение затрат на приобретение ГСМ, благодаря четкому контролю за перемещением транспортного средства, выбора режима передвижения.

Функциональные возможности «КАСБИ DT-20» с ГЛОНАСС следующие:

  • сохранение не корректируемых данных о пробеге и скорости движения;
  • контроль деятельности водителя транспортного средства;
  • фиксирование маршрута передвижения а/м;
  • передача данных в режиме реального времени;
  • контроль времени ввода и извлечения карты водителя;
  • контроль статуса управления.

Исходя из того, что тахограф считается своеобразным «черным ящиком» автомобиля, то и тахограф с ГЛОНАСС на опасные грузы следует подбирать соответствующий, конструктивные особенности которого гарантируют сохранение данных. К примеру — Меркурий ТА-001, взрывозащищенный ADR по ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector