Требования к уставу образовательной организации 2018

Требования к уставу образовательной организации 2018

Требования к уставам образовательных организаций

Основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Это указание в уставе

– на тип образовательной организации;

– на учредителя или учредителей образовательной организации;

– перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

– установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации.

Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей не исчерпываются все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций.

Дополнительные нормы можно разделить на три группы:

Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям. Нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций. Нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования:

    закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27); порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30); установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52); определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101); порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией. Относительно данных вопросов следует отметить следующие нормы:

    порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34); определение формы участия родителей в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 7 ч. 3 ст. 44); порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления (п. 9 ч. 3 ст. 47); установление порядка назначения (избрания) руководителя (ч. 1 ст. 51); определение прав и обязанностей руководителя образовательной организации, его компетенции в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51).

Ко второй группе относятся следующие требования:

    установление специальных названий обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33); установление порядка вхождения научных работников в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50); определение особенностей избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации (ч. 10 ст. 51); порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51).

И, наконец, к третьей группе относятся такие требования, как:

    возможность формирования коллегиальных органов, не относящихся к числу обязательных (ч. 4 ст. 26); право образовательной организации на ведение научной и (или) творческой деятельности (ч. 4 ст. 28); установление иной (не образовательной) деятельности, которую образовательная организация вправе осуществлять (ч. 1 ст. 102).

Для большей наглядности все указанные выше требования объединены в таблице:

Тип документа: Устав

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 37,5 кб

Бланк документа

Скачать образец документа

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Образовательное учреждение является некоммерческим/коммерческим образовательным учреждением.

1.3. Полное официальное наименование Образовательного учреждения:

полное наименование: ________ "__________________";

сокращенное наименование: _________ "__________________".

1.4. Местонахождение Образовательного учреждения ____________________.

1.5. Учредителем Образовательного учреждения является _______________, именуем__ в дальнейшем "Учредитель". Собственником имущества, закрепленного за Образовательным учреждением, является ____________.

1.6. Образовательное учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием и наименованием Учредителя, штамп, бланки, эмблему и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке, приобретает имущественные и неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде и третейском суде.

1.7. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. Субсидиарную ответственность по обязательствам Образовательного учреждения несет собственник имущества, закрепленного за Образовательным учреждением.

1.8. Образовательное учреждение может на добровольных началах входить в союзы, ассоциации и другие объединения по территориальному и иным признакам, а также в международные организации.

1.9. Образовательное учреждение имеет право совершать как в Российской Федерации, так и за пределами государства юридические акты с учреждениями и предприятиями различных форм собственности и отдельными лицами.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Основными целями Образовательного учреждения являются:

2.2. Основными задачами Образовательного учреждения являются:

2.3. Для достижения своих уставных целей и выполнения задач Образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными стандартами. К (платным) дополнительным услугам относятся:

Читайте также:  Что если не принять присягу в армии

2.4. Платные дополнительные услуги не могут быть оказаны взамен основной деятельности Образовательного учреждения.

2.5. При оказании платных дополнительных образовательных услуг Образовательным учреждением заключается договор в письменной форме с потребителем таких услуг.

2.6. Доход от деятельности, указанной в п. 2.3 настоящего Устава, используется Образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

3. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1. Обучение в Образовательном учреждении ведется на ___________ язык__.

3.2. Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в следующем порядке:

– первая ступень ____________________________________________;

– вторая ступень ____________________________________________;

– третья ступень ____________________________________________;

3.3. Задачами первой ступени образования являются: ____________________.

3.4. Задачами второй ступени образования являются: ____________________.

3.5. Задачами третьей ступени образования являются: ___________________.

3.7. В дополнение к обязательным предметам могут вводиться предметы по выбору самих учащихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

4.1. Организация образовательного процесса в Образовательном учреждении регламентируется __________________________.

4.2. В Образовательном учреждении применяется ___________ система оценок.

4.3. В Образовательном учреждении действует следующая система промежуточной аттестации учащихся:

4.4. Промежуточная аттестация обучающихся производится в следующих формах: _________________________.

4.5. Основной формой обучения в Образовательном учреждении является ___________ система обучения.

4.5.1. С учетом потребностей и возможности обучающегося образовательные программы осваиваются в следующих формах: ___________________________.

4.5.2. Решение о применении указанных в п. 4.5.1 форм обучения принимаются ______ с согласия родителей/законных представителей обучающегося.

4.6. Количество классов в Образовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, установленных действующим законодательством РФ.

4.7. Наполняемость классов в Образовательном учреждении устанавливается в количестве ______ обучающихся.

4.8. Учебный год в Образовательном учреждении начинается "___"_____________. Продолжительность учебного года составляет: ____________.

4.9. В Образовательном учреждении устанавливается следующий режим занятий: _______________________________.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ

5.1. Основными участниками образовательного процесса в Образовательном учреждении являются:

5.1.1. Учителя/преподаватели и другие педагогические работники (в дальнейшем именуемые "Учителя").

5.2. Учителя/преподаватели имеют право:

5.2.1. На получение работы, обусловленной трудовым соглашением с Образовательным учреждением.

5.2.2. На оплату труда в соответствии с установленными ставками.

5.2.3. На материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

5.2.4. Разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию учебной работы.

5.3. Учителя/преподаватели обязаны:

5.3.1. Соблюдать требования настоящего Устава, режим Образовательного учреждения, правила внутреннего распорядка, должностную инструкцию, распоряжения администрации Образовательного учреждения.

5.3.2. Своевременно и правильно вести установленную Образовательным учреждением документацию по образовательному процессу.

5.4. Обучающиеся имеют право:

5.4.1. На выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

5.4.2. На уважение и защиту своих прав, чести и достоинства, личную неприкосновенность, обращение к администрации Образовательного учреждения.

5.4.3. На получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг, предусмотренных настоящим Уставом.

5.5. Обучающиеся обязаны:

5.5.1. Выполнять настоящий Устав, решения органов управления Образовательного учреждения, распоряжения администрации Образовательного учреждения, если они не противоречат настоящему Уставу и действующему законодательству.

5.5.2. Соблюдать установленные в Образовательном учреждении правила внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарии и гигиены.

6. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

6.1. Учредитель на праве ___________ закрепляет за Образовательным учреждением в целях его уставной деятельности необходимое движимое и недвижимое имущество на основании договора и акта приема-передачи.

6.2. Образовательное учреждение ____________ закрепленным за ним на праве __________ имуществом в пределах, установленных действующим законодательством РФ, в соответствии с назначением имущества и уставными целями деятельности.

6.3. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

6.4. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у Образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за Образовательным учреждением, в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

6.5. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет.

6.6. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную настоящим Уставом.

6.6.1. К предпринимательской деятельности Образовательного учреждения относятся:

6.6.1.1. Оказание посреднических услуг.

6.6.1.2. Долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций.

6.6.2. Учредитель и/или ________ вправе приостановить предпринимательскую деятельность Образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом, до __________.

6.7. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Образовательного учреждения являются:

6.7.1. Собственные средства Образовательного учреждения.

6.7.2. Имущество, переданное Образовательному учреждению Учредителем.

6.7.3. Доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой Образовательным учреждением самостоятельно.

6.8. Образовательное учреждение устанавливает заработную плату работникам, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования.

7. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

7.1. Органами и формами управления в Образовательном учреждении являются:

7.1.1. Директор Образовательного учреждения.

7.1.2. Педагогический совет Образовательного учреждения.

7.1.3. Родительский совет.

7.1.4. Общее собрание трудового коллектива.

Читайте также:  Воняет в туалете канализацией что делать

7.1.5. Общешкольное родительское собрание.

7.2. Непосредственное управление Образовательным учреждением осуществляет Директор.

7.2.1. Назначение на должность и освобождение от должности Директора Образовательного учреждения производится Учредителем в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

7.2.2. Директор вправе/не вправе совмещать свою должность с другой руководящей должностью в Образовательном учреждении или вне ее.

7.3. Директор Образовательного учреждения:

7.3.1. Планирует и организует образовательный процесс, осуществляет контроль над его ходом и результатами, несет ответственность за качество и эффективность работы Образовательного учреждения.

7.3.2. Представляет интересы Образовательного учреждения в государственных, муниципальных и иных предприятиях, учреждениях, организациях, действует без доверенности от имени Образовательного учреждения.

7.3.3. Является распорядителем денежных средств Образовательного учреждения в пределах своей компетенции.

7.3.4. Заключает от имени Образовательного учреждения договоры, не противоречащие действующему законодательству РФ и уставным целям деятельности Образовательного учреждения.

7.3.5. В пределах своей компетенции издает инструкции, приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками Образовательного учреждения, обучающимися и их родителями (законными представителями).

7.3.6. Утверждает Правила внутреннего трудового распорядка Образовательного учреждения и Правила поведения для обучающихся, другие локальные акты, организует и координирует их исполнение.

7.3.7. Организует разработку, утверждение и внедрение в образовательный процесс образовательных и учебных программ, учебных планов и других учебно-методических документов.

7.3.8. Утверждает учебный план, годовой календарный график и расписание занятий.

7.3.9. Представляет отчет по итогам учебного и финансового года для последующего доклада Учредителю, общешкольному родительскому собранию, _________.

7.3.10. Составляет и утверждает штатное расписание, должностные обязанности работников.

7.3.11. Принимает на работу и увольняет педагогический, административный и обслуживающий персонал Образовательного учреждения.

7.3.12. Является председателем педагогического совета Образовательного учреждения.

7.4. Трудовой коллектив составляют все работники Образовательного учреждения. Полномочия трудового коллектива Образовательного учреждения осуществляются общим собранием трудового коллектива.

7.5. Общее собрание трудового коллектива Образовательного учреждения имеет право на:

7.5.1. Обсуждение и принятие коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка Образовательного учреждения.

7.5.2. Избрание кандидатур от педагогического коллектива в общественные организации и органы управления.

7.6. Общее собрание трудового коллектива проводится _______ раз в ________.

7.7. Педагогический совет Образовательного учреждения является постоянно действующим органом управления для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса. Членами педагогического совета являются все педагогические работники Образовательного учреждения.

7.8. Педагогический совет формируется и осуществляет свою деятельность на основании положения о педагогическом совете Образовательного учреждения, утверждаемым Директором Образовательного учреждения.

7.9. Педагогический совет Образовательного учреждения:

7.9.1. Разрабатывает основные направления и программы развития Образовательного учреждения, повышения качества образовательного процесса, представляет их Директору для последующего утверждения.

7.9.2. Утверждает план работы на учебный год.

7.9.3. Обсуждает и принимает решения по любым вопросам, касающимся содержания образования.

7.9.4. Принимает решения о формах, сроках и порядке проведения промежуточной аттестации учащихся в невыпускных классах и о количестве предметов.

7.10. Общешкольное родительское собрание состоит из всех родителей (законных представителей) обучающихся в Образовательном учреждении.

7.10.1. Общешкольное родительское собрание собирается ________ раз в ____________.

7.10.2. Общешкольное родительское собрание выбирает из своего состава Родительский совет, принимает отчет Директора Образовательного учреждения по итогам учебного и финансового года.

7.11. Родительский совет Образовательного учреждения, являющийся органом самоуправления, избирается на общешкольном родительском собрании и подотчетен ему в своей деятельности.

7.11.1. Деятельность Родительского совета регламентируется настоящим Уставом и _____________ (например, Положением о Родительском совете).

7.11.2. Родительский совет заседает _______ раз в _________.

7.12. Компетенциями родительского совета являются:

7.12.1. Содействие администрации Образовательного учреждения в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, организации и проведении общешкольных мероприятий.

7.12.2. Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся по разъяснению их прав и обязанностей.

7.12.3. Помощь администрации Образовательного учреждения в организации и проведении общешкольных родительских собраний.

8. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

8.1. Создание, ликвидация либо реорганизация Образовательного учреждения как юридического лица осуществляется на основании решения Учредителя в соответствии с действующим законодательством РФ.

8.2. Ликвидация или реорганизация Образовательного учреждения, осуществляются, как правило, по окончании учебного года. Учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (законными представителями).

8.3. При ликвидации Образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с настоящим Уставом.

8.4. Образовательное учреждение считается прекратившим свою деятельность после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц.

9. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ И ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

9.1. Устав, изменение (дополнения) в Устав принимаются общим собранием трудового коллектива Образовательного учреждения после предварительного обсуждения. Устав считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей педагогического совета.

9.2. Устав, изменения и дополнения к нему регистрируются в установленном действующим законодательством порядке. Устав вступает в силу со дня его государственной регистрации.

9.3. Для обеспечения уставной деятельности Образовательное учреждение может издавать следующие виды локальных актов: положения, декларации, правила, инструкции, программы, графики, штатное расписание, расписание занятий, приказы и распоряжения Директора, решения органов управления и самоуправления Образовательного учреждения, _____________.

Читайте также:  В течение какого срока можно сделать аборт

Правовое регулирование деятельности образовательных организаций

Осуществление образовательной деятельности регламентируется законом «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Согласно ст. 2 указанного нормативного акта образовательной считается некоммерческая организация, созданная для осуществления деятельности по обучению в соответствии с имеющейся лицензией.

Осуществление такой деятельности — основная цель, для достижения которой подобные учреждения создаются. Это не значит, что образовательная организация не может преследовать иные цели, однако закон налагает на регистрируемое учреждение обязанность по выбору основного вида деятельности, связанного с обучением третьих лиц.

Согласно положениям ст. 25 закона № 273-ФЗ все образовательные организации действуют на основании устава, подлежащего утверждению в установленном порядке. Учредительный документ учебных учреждений должен соответствовать не только требованиям, закрепленным в ст. 25 закона № 273, но и общим положениям, предусмотренным ст. 52 ГК РФ.

Кроме того, поскольку подобные учреждения относятся к некоммерческим, их учредительные документы должны соответствовать положениям закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Подробнее об уставах НКО читайте в соответствующей статье.

Положения ст. 14 закона № 7 определяют требования к учредительным документам. Так, устав бюджетного или казенного учреждения подлежит утверждению:

  • Правительством РФ;
  • органом исполнительной власти субъекта;
  • муниципалитетом.

Таким образом, составление уставов образовательных организаций — довольно сложная процедура, поскольку необходимо руководствоваться не только общими требованиями, которые предъявляются ГК РФ, но и требованиями специального законодательства.

Требования к уставу образовательной организации. Какие сведения должны быть отражены в уставе образовательного учреждения

Уставы учебных учреждений оформляются в письменной форме и подлежат обязательному утверждению учредителями. Каждый документ должен быть оформлен в 3 экземплярах, один из которых остается в регистрирующем органе.

Все требования к уставу, на основании которого осуществляется деятельность образовательного учреждения, можно условно разделить на 2 категории:

  1. Основанные на федеральном законодательстве и обязательные для всех образовательных учреждений.
  2. Действующие в отношении отдельных видов и типов учебных заведений.

Таким образом, при составлении текста устава или внесении в ранее составленный документ изменений следует руководствоваться всем спектром правовых норм, регулирующих деятельность в сфере образования.

Требования к содержанию устава

В уставе образовательной организации должна содержаться информация, предусмотренная ГК РФ, а также законами № 7-ФЗ и 273-ФЗ.

Общие требования к содержанию учредительного документа учебного учреждения сформулированы в ч. 4 ст. 52 ГК РФ. В частности, в уставе организации должна присутствовать информация:

  • о наименовании учреждения;
  • организационно-правовой форме осуществления деятельности;
  • юридическом адресе;
  • порядке управления организацией.

В силу ч. 3 ст. 14 закона № 7 в уставе НКО должны содержаться также сведения:

  • о предмете и целях деятельности организации;
  • филиалах и представительствах;
  • условиях приема членов и порядке их выхода из организации;
  • порядке использования имущества в случае ликвидации.

В ст. 25 закона № 273 также сформулирован ряд требований, которые дополняют предусмотренные ГК РФ. Согласно данной норме в уставе образовательной организации должны быть отражены сведения:

  • о типе учебного заведения;
  • учредителях;
  • видах программ, реализуемых для достижения поставленной цели, с указанием направленности осуществления деятельности и уровня оказания услуг;
  • структуре и компетенции органов управления организации, способах и порядке их формирования, сроках осуществления полномочий.

В силу специфики деятельности, которая не предполагает извлечения прибыли, образовательные учреждения могут заниматься деятельностью, приносящей доход, только в том случае, когда это способствует достижению поставленной цели. При этом вся прибыль, получаемая от занятия предпринимательской деятельностью, должна быть направлена на достижение целей, указанных в уставе.

Учредители дополнительно могут внести в учредительные документы иные сведения, не предусмотренные законом. Однако при этом важно помнить, что такие сведения не должны противоречить требованиям нормативно-правовых актов.

Какая должна содержаться информация в уставе: перечень разделов

Четко закрепленные на законодательном уровне требования к структуре учредительных документов отсутствуют. Таким образом, при составлении устава следует руководствоваться указанными выше правилами, а также анализировать уже принятые уставы образовательных организаций.

Проведенный анализ позволяет определить разделы, наиболее часто используемые в структуре учредительных документов учебных заведений. К таковым относятся:

  1. Общие положения.
  2. Предмет, цели и виды деятельности.
  3. Образовательные программы.
  4. Компетенция, права, обязанности участников и их ответственность.
  5. Имущество и финансовое обеспечение.
  6. Органы управления.
  7. Информационная открытость.
  8. Реорганизация и ликвидация.
  9. Порядок внесения изменений и дополнений в устав.

Некоторые из предложенных разделов могут быть объединены или исключены вовсе (например, раздел «Информационная открытость» характерен для бюджетных учреждений). Поскольку законодательных требований к структуре устава не предъявляется, допускается определенная свобода при ее определении. Главное, чтобы содержание документа было последовательным и понятным.

В заключение остается отметить, что под уставом образовательной организации понимается учредительный документ, соответствующий требованиям ГК РФ и законов № 7-ФЗ и 273-ФЗ. Неисполнение данных требований влечет отказ в регистрации учебного учреждения и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При устранении нарушений документ пройдет регистрацию и сведения об организации будут внесены в ЕГРЮЛ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector