Уровень образования специалитет что это

Уровень образования специалитет что это

Специали́ст (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.

В конкретных специальностях имеет собственное название (например: врач, химик, хореограф и т. п.) [1] .

Специалитет — уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста [2] [3] . В связи с правилами участия в Болонском процессе, квалификационная степень — «специалист» в ближайшие годы прекратит своё существование для поступающих в вузы стран, участвующих в программе единого европейского высшего образования, останутся академические степени высшего образования: бакалавр, магистр [4] [5] .

Содержание

Российская Федерация [ править | править код ]

Нормативный срок программы подготовки для получения степени (квалификации) «специалист» в России — не менее пяти лет [2] (согласно новому закону об образовании срок обучения по образовательным программам устанавливается Федеральными государственными образовательными стандартами [6] ). Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в магистратуру и аспирантуру. Для ряда медицинских специальностей (лечебное дело, фармация, медико-профилактическое дело, педиатрия, стоматология) дополнительным условием для занятия определенной должности в государственной, муниципальной организации является успешное окончание ординатуры [2] .

СССР [ править | править код ]

Квалификационная степень «специалист», которая появилась после распада СССР в новой интерпретации, отличается от квалификационной степени «специалист», которая была в бывшем СССР. В бывшем СССР получали высшее образование за 4 года на большинстве специальностей. В вузах с военной кафедрой срок обучения был увеличен с 4 до 5 лет. Срок обучения для получения квалификационной степени «специалист» был увеличен с 4 до 5 лет, после начала перестройки и распада СССР [7] .

Российская империя [ править | править код ]

В Российской империи не было квалификационной степени специалист [8] .

Казахстан [ править | править код ]

В 2004 году вузы Казахстана в массовом порядке перешли на систему обучения, соответствующую европейским стандартам. В новой системе обучения степень «специалист» прекратила своё существование [5] .

Украина [ править | править код ]

Украина отменяет степень «специалист» в соответствии с новой редакцией закона «О высшем образовании» и правилами европейского высшего образования [9] . Законопроект был принят 1 июля 2014 года [10] .

Грузия [ править | править код ]

В связи с правилами участия в Болонском процессе, квалификационная степень «специалист» в Грузии отменена [4] .

Азербайджан [ править | править код ]

В Азербайджане отменили квалификационную степень специалист [11] .

Узбекистан [ править | править код ]

В связи с международным договором Республики Узбекистан квалификационная степень специалист отменена [12] .

Молдова [ править | править код ]

В Молдове отменили степень специалист в связи с участием в Болонском процессе [13] .

Европейский союз [ править | править код ]

В Европейском союзе не существует квалификационной степени «специалист».

Болонская система предполагает 2 уровня образования. Первый – бакалавриат/специалитет, второй – магистратура/аспирантура. Россия присоединилась к ней в 1997 году. Прошло 20 лет, но вопросы о понятиях, подходе к выстраиванию системы обучения еще не исчерпаны.

Особенности обучения на бакалавра?

Чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры. Квалификация бакалавра получается за 4 года, котируется как высшая профессиональная подготовка, сопровождается дипломом государственного образца, дает право осваивать параллельно несколько специальностей.

Читайте также:  Прямые и венчурные инвестиции

Бакалавриат предполагает получение профиля – уровня подготовки, который выходит за рамки специализации. Поэтому будущий бакалавр может параллельно осваивать смежные специальности в рамках выбранного профиля. Плюс он котируется в международной системе.

Что из себя представляет специалитет?

Специалитет – классическая программа обучения, занимает 5–5,5 лет, предполагает освоение узкой выбранной специальности. Престиж такой подготовки распространяется на работодателей России, стран СНГ, но не на Европу, США, Канаду, Азию. Диплом специалиста за рубежом надо подтверждать. Россиянам он дает право поступать сразу в аспирантуру, бакалавру надо сначала стать магистром.

Параллельное освоение смежных специальностей не доступно. По окончании курса специалист выбирает между магистром, аспирантом и работой. Магистратура для него является уже вторым образованием.

Подробнее о магистратуре

Как отличаются специалитет с магистратурой и что это бакалавру дает? Магистр – второй уровень профессиональной подготовки, предполагает теоретическую базу и научно-исследовательскую практику. Обучение:

  • длится от 2 лет;
  • заканчивается защитой магистерской диссертации;
  • степень магистра котируется, понятна работодателям РФ, Европы, США.

Часто магистрами становятся для получения более высокой должности или преодоления «карьерного потолка» – она дает право занимать руководящие должности.

Отличия между специалитет и бакалавриат плюс магистратура

Теперь вы знаете, что выше магистратура или специалитет. Другое дело, что студент бакалавриата остается свободным в выборе модели подготовки.

  • Классическая (привычная) тактика – окончание бакалавриата (4 года) плюс 1–1,5 года специалитета. Всего занимает 5–6 лет. Дает преимущества на отечественном трудовом рынке, но для зарубежного нанимателя имеет значение только диплом бакалавра.
  • Новая система – бакалавриат + магистратура – двухуровневая профильная подготовка, определяющая более высокое качество держателя диплома магистра. Длится 6–7 лет, дает преимущества при трудоустройстве.

Преимущества окончить специалитет

Ключевой плюс специалиста – «узость» квалификации: человек получает знания по максимуму по выбранной специальности. Он может продолжать обучение – поступить на аспирантуру, если ему интересна научная/педагогическая деятельность. Для некоторых отечественных работодателей (хотя болонская система действует 20 лет, стереотип полностью себя не изжил) степень специалиста более привлекательна и авторитетна.

Причины почему стоит остановить свой выбор на магистратуре

Если сравнивать уровень образования специалитета и магистратуры, выиграет второй вариант. Почему?

  • Магистр – специалист с опытом участия в конференциях, преподавания, навыками анализа, исследовательской деятельности.
  • Диплом магистра дает право занимать руководительские посты.
  • Международный рынок кадров признает магистров.
  • Поступать могут специалисты, бакалавры. Имеет место международная составляющая обучения.
  • Бакалавр, будучи более свободным в рамках своего профиля, может одновременно осваивать несколько смежных направлений.

Котировки у магистров значительно выше, о чем свидетельствует все больше вакансий с припиской MD (Magister Diploma). Она постепенно сменяет классическое BD (Bachelor Diploma) в объявлениях крупных международных организаций.

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Читайте также:  Восстановление паспорта счетчика воды

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:
Пн – Пт: 08:30 – 22:10;
Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.

Первый уровень

Бакалавриат

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

© КФУ

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

Читайте также:  Как отсудить квартиру у мужа при разводе

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.

Второе высшее образование

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Первый и второй уровни образования

Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат
Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Третий уровень образования

Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),
4-5 (заочная)
Не более 2 лет

2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector