Уведомление о признаках банкротства

Уведомление о признаках банкротства

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855
"Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства"

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему постановлению

В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Председатель Правительства
Российской Федерации

27 декабря 2004 г.

Временные правила
проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855)

I. Общие положения

1. Настоящие Временные правила определяют порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее – проверка).

2. При проведении арбитражным управляющим проверки за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также за период проведения процедур банкротства (далее – исследуемый период) исследуются:

а) учредительные документы должника;

б) бухгалтерская отчетность должника;

в) договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, изменение структуры активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, и иные документы о финансово-хозяйственной деятельности должника;

г) документы, содержащие сведения о составе органов управления должника, а также о лицах, имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия;

д) перечень имущества должника на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также перечень имущества должника, приобретенного или отчужденного в исследуемый период;

е) список дебиторов (за исключением организаций, размер долга которых составляет менее 5 процентов дебиторской задолженности) с указанием размера дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

ж) справка о задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами с указанием раздельно размеров основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате проведения проверки;

з) перечень кредиторов должника (за исключением кредиторов, размер долга которым составляет менее 5 процентов кредиторской задолженности) с указанием размера основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций за ненадлежащее выполнение обязательств по каждому кредитору и срока наступления их исполнения на дату подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за период продолжительностью не менее 2 лет до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);

и) отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управления должника;

к) сведения об аффилированных лицах должника;

л) материалы судебных процессов должника;

м) материалы налоговых проверок должника;

н) иные учетные документы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность должника.

3. Необходимые для проведения проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя должника, иных лиц.

4. В случае отсутствия у должника необходимых для проведения проверки документов арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

II. Порядок определения признаков преднамеренного банкротства

5. Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства.

6. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.

На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

7. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Читайте также:  Должностная инструкция монтажника опс

Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.

В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период.

8. В ходе анализа сделок должника устанавливается соответствие сделок и действий (бездействия) органов управления должника законодательству Российской Федерации, а также выявляются сделки, заключенные или исполненные на условиях, не соответствующих рыночным условиям, послужившие причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и причинившие реальный ущерб должнику в денежной форме.

9. К сделкам, заключенным на условиях, не соответствующих рыночным условиям, относятся:

а) сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

б) сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;

в) сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;

г) сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.

Заведомо невыгодные условия сделки, заключенной должником, могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке.

10. По результатам анализа значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, и сделок должника делается один из следующих выводов:

а) о наличии признаков преднамеренного банкротства – если руководителем должника, ответственным лицом, выполняющим управленческие функции в отношении должника, индивидуальным предпринимателем или учредителем (участником) должника совершались сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника;

б) об отсутствии признаков преднамеренного банкротства – если арбитражным управляющим не выявлены соответствующие сделки или действия;

в) о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства – при отсутствии документов, необходимых для проведения проверки.

III. Порядок определения признаков фиктивного банкротства

11. Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.

12. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.

13. В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.

В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.

IV. Подготовка заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства

14. По результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Читайте также:  Возраст выхода на пенсию 1962 года рождения

Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства включает в себя:

а) дату и место составления заключения;

б) сведения об арбитражном управляющем и саморегулируемой организации, членом которой он является;

в) наименование арбитражного суда, номер дела, дату вынесения определения (решения) арбитражного суда о введении соответствующей процедуры банкротства и дату принятия определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего;

г) полное наименование и иные реквизиты должника;

д) вывод о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

е) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков фиктивного банкротства;

ж) расчеты и обоснования вывода о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного банкротства с указанием сделок должника и действий (бездействия) органов управления должника, проанализированных арбитражным управляющим, а также сделок должника или действий (бездействия) органов управления должника, которые стали причиной или могли стать причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности и (или) причинили реальный ущерб должнику в денежной форме, вместе с расчетом такого ущерба (при наличии возможности определить его величину);

з) обоснование невозможности проведения проверки (при отсутствии необходимых документов).

15. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания – в органы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если в заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства устанавливается факт причинения крупного ущерба, оно направляется только в органы предварительного расследования. Одновременно с заключением о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства арбитражный управляющий представляет в указанные органы результаты финансового анализа, проводимого в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также копии документов, на основании которых сделан вывод о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Определяются правила, в соответствии с которыми арбитражные управляющие осуществляют проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства. Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа. На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период. В случае установления существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.

Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника. Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855 "Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства"

Текст постановления опубликован в "Российской бизнес-газете" от 18 января 2005 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 52 (часть II) ст. 5519

В случае выявления признаков банкротства руководитель АО и ООО обязан сообщить об этом лицам, которые могут инициировать внеочередное общее собрание.
К ним относятся : совет директоров (наблюдательный совет), ревизионная комиссия (ревизор), аудитор, а также акционеры (акционер), владеющие 10 % и более голосующих акций (для АО) и участник (участники), обладающий 1/10 и более голосов от общего числа голосов (для ООО).
Руководители унитарных предприятий – уведомляют только собственника имущества. Форма уведомления Законом не оговорена.
Срок – 10 календарных дней с момента, когда руководитель узнал (или должен был узнать) о наличии признаков банкротства.
С 29 января руководителя за нарушение данного срока могут оштрафовать на сумму от 25 тыс.рублей до 50 тыс. рублей либо дисквалифицировать на срок от 6 месяцев до 2 лет (ч.6.ст.14.13 КоАП РФ).
Напомним, что к признакам банкротства законодатель относит просрочку по оплате долгов контрагентам или обязательным платежам государству более 3 месяцев, не указывая сумму просрочки.
Есть 2 мнения относительно суммы просрочки: до 300 тысяч рублей либо более 300 тысяч рублей.

Читайте также:  Во время работы двери эвакуационных выходов

На наш взгляд, сообщать нужно о долгах до 300 тыс. рублей, так как цель такого информирования – своевременное восстановление платежеспособности предприятия (предупреждение банкротства).

Считается, что у организации имеются признаки банкротства, когда такая организация в течение 3 месяцев не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий или оплате труда работникам или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ ). Законодательство требует сообщать о возникновении признаков банкротства у организации. О том, кто должен сообщать о потенциальном банкроте и как оформить такое сообщение, расскажем в нашем материале.

Сообщаем о признаках банкротства

При наличии признаков банкротства руководитель такой организации обязан включить сведения о наличии таких обстоятельств в ЕФРС. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно о них (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ ). Подается такое сообщение в электронном виде через сайт ЕФРС.

До 30.07.2017 руководитель потенциального банкрота в десятидневный срок должен был направлять сведения о наличии признаков банкротства лицам, которые имеют право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников) (например, участникам ООО, которые обладают в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников) (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ в ред., действ. до 30.07.2017). Однако Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ такая обязанность отменена. В то же время, КоАП РФ до сих пор предусматривает ответственность руководителя за несообщение сведений о признаках банкротства акционерам (участникам). Такая ответственность предусматривает наложение административного штрафа от 25 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет (ч. 6 ст. 14.13 КоАП РФ ).

Что касается арбитражного управляющего, то он должен не только выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, но и сообщать о них. Сообщение о признаках преднамеренного банкротства направляется лицам, участвующим в деле о банкротстве, в СРО, членом которой управляющий является, собранию кредиторов и в органы внутренних дел (п. 2 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ , Письмо Минэкономразвития от 06.04.2010 № Д06-1057 ).

Составляем сообщение о признаках банкротства

Обязательной к применению формы сообщения о признаках банкротства нет. Поэтому составитель определяет форму такого сообщения самостоятельно. В нем необходимо подтвердить наличие признаков банкротства, в т.ч. со ссылкой на соответствующие решения суда или налогового (таможенного) органа, и при необходимости обосновать свои выводы (например, при подозрении на преднамеренное банкротство организации)

Приведем пример заполнения руководителем организации сообщения участникам о признаках банкротства такой организации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector