Уведомление об уплате налогов физическим лицом

Уведомление об уплате налогов физическим лицом

В какую налоговую инспекцию нужно уплатить имущественный налог, если собственность зарегистрирована в одном городе, а налогоплательщик – в другом? Ответ в Базе знаний службы Правового консалтинга
в интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Сейчас всем гражданам-владельцам облагаемого налогом движимого и недвижимого имущества налоговые органы рассылают уведомления об уплате имущественных налогов. В них указываются само имущество, налоговая ставка для расчета налога, а также сумма налога. Кроме того, в уведомлении можно найти информацию и о наличии недоимки или переплаты за предыдущие периоды. Но прежде чем оплачивать налог, проверьте, вся ли содержащаяся в уведомлении информация достоверна. Мы расскажем, на что стоит обратить внимание, а также разберем некоторые спорные вопросы по уплате этих налогов.

Получение уведомления и уплата налога

В текущем году уведомления направляют не территориальные налоговые инспекции, а региональные филиалы ФКУ "Налог-сервис" ФНС России". При этом в случае возникновения вопросов по-прежнему нужно будет обратиться в ту налоговую, которая исчислила налог (информация о ней содержится в уведомлении). Рассылка уведомлений началась с 1 апреля 2015 года.

Раньше, до 31 декабря 2014 года, действовало правило, по которому если налогоплательщику уведомление по каким-либо причинам не высылалось, то и налог он не должен был платить. Но с 1 января 2015 года вступило в силу новое положение НК РФ, которое обязывает собственников сообщить в налоговую инспекцию о наличии облагаемого налогом имущества, если по такому имуществу уведомление получено не было. Сделать это нужно в срок до 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

При обращении в налоговую необходимо будет предоставить копии документов, подтверждающих право собственности на имущество, а также право на применение льгот (если у налогоплательщика есть основания для их применения).

Заявлять в налоговую нужно только в отношении того имущества, по которому ранее уведомлений собственник не получал. За сокрытие такого имущества и неуплату по нему налога в настоящее время ответственности не предусмотрено. Однако уже с 1 января 2017 года за несообщение о наличии облагаемого налогом имущества придется заплатить штраф в размере 20% от суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ в новой редакции, п. 12 ст. 1 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Но ожидать уведомления до конца года вовсе и не обязательно. Сроки рассылки уведомлений можно посмотреть на официальном сайте ФНС России по каждой налоговой инспекции. Если к указанному сроку уведомление так и не получено, то стоит обратиться в налоговую инспекцию по месту постановки на учет имущества (или по месту своего жительства, если речь идет о движимом имуществе) за дубликатом уведомления.

Также в налоговую стоит обратиться и в случае утери уведомления. При этом никаких заявлений писать не нужно – инспекторы при личном визите налогоплательщика распечатают новое уведомление и квитанцию на уплату налога.

ОБРАЗЕЦ

Сообщение о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами

Итак, уведомление на руках, но прежде чем оплатить его, стоит проверить содержащуюся в нем информацию.

Прежде всего, обратите внимание на период, за который начисляется налог. В соответствии с законодательством налоговые органы имеют право взыскивать налог не более, чем за три года, предшествующих году направления уведомления (абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ). Таким образом, в 2015 году в уведомлении об уплате налога могут быть указаны только 2012-2014 года. Если же в уведомлении указаны более ранние периоды, то налог за них уплачивать не нужно. Однако во избежание спорных ситуаций рекомендуем обратиться в территориальную налоговую по месту постановки на учет имущества (или в налоговую инспекцию по месту своего жительства при уплате транспортного налога) для корректировки уведомления. При этом нужно заполнить форму заявления, которая прикладывается к уведомлению, или же указать на неточности в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России.

Сумма налога также будет зависеть и от того, сколько месяцев в отчетном году собственник владел имуществом. В соответствии с положениями НК РФ если налогоплательщик приобретает (теряет) право собственности на имущество в налоговом периоде, то налог рассчитывается с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (п. 3 ст. 362, п. 7 ст. 396, п. 5 ст. 408 НК РФ).

При этом для земельного налога и налога на имущество физлиц действует следующее правило. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц возникновения (прекращения) указанного права принимается за полный месяц. Если же наоборот, возникновение права собственности произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) права при определении коэффициента не учитывается (п. 7 ст. 396 НК РФ, п. 5 ст. 408 НК РФ).

ВАЖНО ЗНАТЬ

Обратите внимание, что если общая сумма налога составит менее 100 руб., то налоговый орган посылать уведомление не будет. Единственное исключение, если налог начислен за предыдущие налоговые периоды (абз. 3 п. 4 ст. 52 НК РФ). Поэтому, если собственник владеет имуществом, но уведомление в срок не получил, ему стоит обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации имущества для получения уведомления и квитанции на оплату налога.

А вот для расчета транспортного налога все проще – месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации автомобиля в течение одного календарного месяца указанный месяц также принимается за один полный месяц (п. 3. ст. 362 НК РФ).

Заявление, прилагаемое к уведомлению, стоит заполнить и в случае обнаружения арифметических ошибок, указания неверного объекта налогообложения, ставки или иной информации. После направления заявления следует дождаться ответа налоговой инспекции с откорректированным уведомлением. Зачастую это может занять много времени, ведь в соответствии с законодательством отвечать на письменные заявления госорганы обязаны в течение 30 календарных дней со дня регистрации документа (п. 1 ст. 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ). НК РФ специального срока для ответа на подобное заявление налогоплательщика не содержит. Поэтому если ошибки, содержащиеся в уведомлении, не влияют на сумму подлежащего уплате налога, мы рекомендуем все же уплатить налог, не дожидаясь ответа инспекции. Ведь если окажется, что ошибки в уведомлении не было, а срок уплаты налога уже наступил, то инспекция начислит пени за просрочку платежа (п. 2 ст. 57, ст. 75 НК РФ).

Напомним, что с 1 января 2015 года установлен единый срок уплаты транспортного, земельного и налога на имущество для физлиц – 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ). Оплатить налог можно как в отделениях банков, так и на официальном сайте ФНС России в разделе "Заплати налоги".

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся спорные ситуации в связи с начислением налогов.

У налогоплательщиков нередко возникает вопрос, как заплатить налог, если транспортное средство находится в угоне. Чтобы не платить налог за угнанную машину, собственник должен предоставить в налоговый орган подлинник справки, выданной органом МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.) и подтверждающей факт угона (подп. 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, далее – Методические рекомендации), и написанное в произвольной форме заявление. Копию справки инспекция также примет, но в этом случае ей придется направить запрос в ОВД для подтверждения ее подлинности. После проверки налоговая пересчитает транспортный налог, скорректировав период нахождения транспортного средства в собственности налогоплательщика. При этом стоит учесть, что месяц, в котором автомобиль был угнан, будет включен в расчет (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 9 августа 2013 г. № 03-05-04-04/32382, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2011 г. № 16-15/015742).

БЛАНКИ

Заявление о перерасчете транспортного налога в связи с угоном автомобиля

Заявление о перерасчете транспортного налога в связи с продажей (передачей) другому лицу

Заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с его продажей (передачей) другому лицу

Читайте также:  Райффайзен ипотека на вторичное жилье

Случается и такая ситуация, когда автомобиль уже продан, а уведомление об уплате налога на него все же приходит. Прежде всего, стоит проверить за какой именно период рассчитан налог. Ведь в соответствии с законодательством, даже если машина находилась в собственности менее месяца, за нее придется заплатить налог (п. 3. ст. 362 НК РФ). Но бывает и так, что новый покупатель просто не поставил на регистрационный учет автомобиль. В этом случае собственнику необходимо обратиться в любое регистрационное отделение ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в отношении него в связи с продажей другому лицу (п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации). Для этого также потребуется копия договора купли-продажи транспортного средства.

У бывшего собственника нет обязанности сообщать в налоговую о прекращении регистрации транспортного средства в отношении него – это должно сделать отделение ГИБДД (п. 39 Методических рекомендаций). Но если такая информация не поступила, то налогоплательщик может предоставить в налоговый орган полученную в ГИБДД справку о снятии транспортного средства с учета либо копию ПТС с отметкой о новом владельце вместе с заявлением о перерасчете налога.

Наиболее часто встречающейся спорной ситуаций с уплатой этого налога является его неправильный расчет или применение несоответствующей ставки налога.

Чтобы проверить расчет земельного налога, нужно знать кадастровую стоимость участка, а также налоговую ставку. Кадастровую стоимость можно узнать, найдя соответствующий участок на Публичной кадастровой карте или же на сайте Росреестра в разделе "Сервисы" (подраздел "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online"). Также кадастровую стоимость можно найти в кадастровом паспорте земельного участка.

ОБРАЗЕЦ

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, направляемый в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

Что касается налоговых ставок, то их можно узнать на официальном сайте ФНС России. Зависят они от категории земли, узнать которую также можно на Публичной кадастровой карте. Обращаем внимание, что ставки устанавливаются не субъектами федерации, а муниципальными образованиями, поэтому для различных городов, сел, городских и сельских поселений, находящихся в одном регионе, ставки налога могут быть разными.

Если собственник считает, что кадастровая стоимость существенно отличается от рыночной, то первую можно оспорить. Это можно сделать, обратившись в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра или в суд (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; далее – Закон № 135-ФЗ). Для обращения в комиссию нужно составить заявление о пересмотре кадастровой стоимости. В соответствии с положениями Закона № 135-ФЗ к заявлению нужно приложить следующие документы:

  • справку о кадастровой стоимости земли;
  • отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка (выдается независимым оценщиком). Стоимость оценки будет зависеть от месторасположения участка и его назначения (например, оценка участка под индивидуальное жилищное строительство в Подмосковье обойдется примерно в 8-15 тыс. руб.);
  • положительное экспертное заключение в отношении отчета об оценке рыночной стоимости, подготовленное специалистами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (обычно его предоставляет сам же оценщик);
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на землю (например, свидетельство о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (например, налоговая инспекция исходила из неверной площади участка), в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений (ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Справку о кадастровой стоимости земли можно получить из государственного кадастра недвижимости, подав заявление в территориальное подразделение Росреестра, многофункциональный центр или заполнив соответствующую электронную форму на сайте Росреестра. В последнем случае ответ на запрос формируется в течение пяти рабочих дней и по выбору заявителя направляется либо на электронную почту, либо на почтовый адрес заявителя, либо в выбранный территориальный офис Росреестра. Услуга эта платная и цена будет зависеть от того, в каком виде будет предоставлен ответ, – в электронном (150 руб.) или на бумаге (400 руб.) 1 .

Рассматривать поданное заявление комиссия будет в течение месяца. После того как решение будет принято, в течение пяти рабочих дней с этого момента заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения (абз. 26 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Если комиссия приняла положительное решение и кадастровая стоимость земельного участка была пересмотрена, то расчет земельного налога будет производиться уже по новым данным. Однако тут есть нюанс. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о новой кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости (абз. 5 ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ). Иными словами, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в 2015 году, то (если удалось добиться ее снижения), новая стоимость будет применяться при исчислении имущественных налогов за 2015 и последующие годы (Определение ВС РФ от 6 марта 2015 г. № 304-КГ15-356, письмо ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/5013@ "О земельном налоге", письмо ФНС России от 26 марта 2015 г. № БС-4-11/4935@ "О земельном налоге", письмо ФНС России от 14 апреля 2015 г. № БС-4-11/6355@ "О земельном налоге"). Пересчитать налог за 2014 год исходя из новой стоимости не получится.

Налог на имущество

С этим налогом сложности также могут возникнуть с выбором налоговой базы и порядком его расчета. Прежде всего стоит учесть, что с 1 января 2015 года регионы могут перейти на исчисление налога на имущество граждан исходя из кадастровой стоимости недвижимости (п. 1 ст. 402 НК РФ, Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ). Некоторые субъекты федерации уже воспользовались этой возможностью, остальные должны перейти на исчисление данного налога с использованием кадастровой стоимости до 1 января 2020 года.

Однако нововведение будет действовать только для налогов, начисленных за 2015 и последующие годы, налог по предыдущим периодам должен рассчитываться по старым правилам – исходя из инвентаризационной стоимости имущества.

Налог на имущество физлиц за 2015 год будет рассчитываться по кадастровой стоимости в следующих субъектах Российской Федерации: Республики Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Коми, Мордовия, Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Амурская, Архангельская области и Ненецкий АО, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области, Забайкальский край, Москва, Ханты-Мансийский АО-Югра и Ямало-Ненецкий АО (по данным ФНС России).

Ставки налога зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения и могут устанавливаться представительными органами местного самоуправления в определенных границах (см. табл.)

Таблица. Ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости облагаемых объектов (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I "О налогах на имущество физических лиц")

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов обложения

Границы ставки налога

До 300 тыс. руб. включительно

До 0,1% включительно

Свыше 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Свыше 0,1% до 0,3% включительно

Свыше 500 тыс. руб.

Свыше 0,3% до 2% включительно

Обращаем внимание, что ставки устанавливаются именно для суммарной стоимости недвижимости, зарегистрированной на территории того или иного муниципального образования.

В Москве ставка налога на имущество для объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью менее 300 тыс. руб. составляет 0,1%, а для объектов стоимостью от 300 тыс. до 500 тыс. руб. установлена в размере 0,3% (Закон г. Москвы от 23 октября 2002 г. № 47 "О ставках налога на имущество физических лиц"; в настоящее время закон не действует, поскольку расчет налога за 2015 год будет производиться уже на основании кадастровой стоимости имущества, однако налоговые органы руководствуются его положениями при расчете налога за 2014 год). В Подмосковье для большинства муниципальных образований ставка на объекты с инвентаризационной стоимостью менее 300 тыс. руб. также установлена в размере 0,1%.

Поэтому если, например, собственник имеет две квартиры в Москве инвентаризационной стоимостью 200 тыс. руб. каждая, то ставка налога будет равна 0,3% (поскольку суммарная стоимость имущества составляет 400 тыс. руб.).

А если собственник имеет одну квартиру в Москве, а другую, например, в городе Железнодорожном Московской области, с инвентаризационной стоимостью 200 тыс. каждая, то ставка налога будет составлять 0,1% от стоимости для каждой из квартир (Решение Совета депутатов городского округа Железнодорожный Московской области от 19 октября 2011 г. № 05/19 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования городской округ Железнодорожный").

Читайте также:  Документы для оформления больничного листа в фсс

Что случилось?

ФНС России приказом от 15.01.2018 № ММВ-7-21/8@ изменила форму уведомлений по транспортному, земельному налогу, налогу на имущество, которые она направляет налогоплательщикам-физлицам. Граждане уже начали получать в июле 2018 года такие уведомления от налоговиков с учетом внесенных изменений. О том, какие поправки внесены, налоговики сообщили на своем официальном сайте. Узнаем, что именно изменилось в бланках и на что следует обратить внимание.

Новая форма уведомления о транспортном и других имущественных налогах

Налоговики своим приказом внесли поправки в форму налогового уведомления, а также правила их формирования. Правда, основной приказ ФНС ОТ 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@, который утверждает бланки уведомлений и особенности их направления и составления, остался действующим, только с учетом принятых поправок. Так что же изменилось? На самом деле, поправки, которые утвердили налоговики, скорее носят технический характер.

Теперь при перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налоговом уведомлении, в новом уведомлении будет сформирован только раздел, по которому проведен перерасчет. До сих пор налоговики отражали перерасчет налога в налоговом уведомлении в отношении объекта/объектов налогообложения в целом по каждому муниципальному образованию:

  • по земельному налогу,
  • по налогу на имущество физических лиц.

Кроме того, формируются данные по субъекту Российской Федерации, когда перерасчет касался транспортного налога.

Также изменились правила формирования налогового уведомления, если у налогоплательщика есть право на льготы в размере начисленных сумм налогов в отношении объектов налогообложения:

  • по транспортному налогу,
  • по земельному налогу,
  • по налогу на имущество физических лиц.

Теперь они включаются в налоговое уведомление, с учетом расчета (перерасчета) налога на доходы физических лиц НДФЛ), который не был удержан с плательщика налоговым агентом (п. 6 статьи 228 Налогового кодекса РФ ).

Если налоговое уведомление об уплате налога передается в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России, то информацию об адресе налогоплательщика в него налоговики включать больше не должны (п. 2 статьи 11.2 НК РФ ). Кроме того, в уведомлении:

  • наименование повышающего коэффициента в разделах с расчетом (перерасчетом) земельного налога приведено в соответствие с требованием пп. 15, 16 статьи 396 НК РФ;
  • разделы о перерасчете налогов дополнены графами «Сумма ранее исчисленного налога (руб.)» и «Сумма к доплате (+), к уменьшению (-) (руб.)»;
  • фразу «адрес налогоплательщика» заменили на фразу «адрес для направления налогового уведомления или отметка о том, что налоговое уведомление передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика».

Пользование личным кабинетом налогоплательщика

ФНС России подчеркивает, что пользователи «Личного кабинета налогоплательщика» получат уведомления только в электронном виде. Налоговики рекомендуют подключить личные кабинеты, потому что в них проще следить за начислением налогов, а также зачислением уплаты по ним. Более того, даже заплатить начисленный налог плательщики смогут прямо через личный кабинет ФНС. Удобство заключается в том, что в личном кабинете доступно оформление платежных документов для уплаты имущественных налогов граждан. Непосредственно в кабинете налогоплательщик может осуществить оплату с помощью банковской карты. Также доступна функция печати сформированного платежного документа для оплаты в банке. Если налог уплачен в режиме онлайн, информация о платеже поступит в личный кабинет налогоплательщика в течение 1-2 дней. При оплате в банке этот срок может достигать 5 дней.

Для того чтобы получить доступ к личному кабинету, налогоплательщик может обратиться в любую инспекцию ФНС России. При себе нужно иметь паспорт. Налоговый инспектор создаст учетную запись и даст данные для авторизации на сайте. Также можно авторизоваться на сайте ФНС с помощью аккаунта на портале Госуслуг. Также можно получить доступ с помощью квалифицированной электронной подписи.

Когда налогоплательщики получат уведомления

В 2018 году граждане должны оплатить имущественные налоги за 2017 год, сделать это нужно не позднее 1 декабря 2018 года. Налоги уплачиваются только на основании полученных от ИФНС уведомлений. Рассылка уведомлений начинается летом и должна быть завершена не позднее, чем за 30 дней до наступления срока уплаты налогов. Это значит, что оформленные по-новому квитки налоговики должны разослать до 30 октября 2018 года.

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo – Consulting & audit

О привлечении к сбору налогов работодателей

Инициатива налоговой службы о привлечении к сбору налогов работодателей в отношении их работников, имеющих задолженность по имущественным налогам и «личному» НДФЛ, не стала неожиданностью. Процедурные вопросы взыскания такой задолженности изложены в письмах ФНС России от 21.10.15 г. № ГД-4-8/18401@ и № ГД-4-8/18402@. Проанализируем их.

Физические лица самостоятельно уплачивают имущественные налоги на основании полученного от налоговых органов «единого» налогового уведомления по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25.12.14 г. № ММВ-7-11/673@. В этом уведомлении указываются суммы транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц.

Кроме того, в определенных случаях для налогоплательщиков – физических лиц установлена обязанность с 1 января 2015 г. самостоятельно сообщать в налоговую инспекцию сведения о наличии у них объектов обложения названными налогами (п. 2.1 ст. 23 НК РФ, ст. 7 Федерального закона № 52-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 23.11.15 г. № 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» срок уплаты имущественных налогов физическими лицами перенесен с 1 октября на 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для повышения собираемости налогов и пополнения бюджета, что является функцией ФНС России, было решено привлечь работодателей к взысканию недоимки по налогам с их работников.

Процедура взыскания недоимки

Данная процедура подробно описана в письмах ФНС России от 21.10.15 г. № ГД-4-8/18401@ и № ГД-4-8/18402@, в которых налоговым органам рекомендовано осуществлять определенные действия. Рассмотрим их.

1. Актуализация данных о месте жительстве должника

После наступления срока уплаты налогов по «единому» уведомлению и проверки информации об этой уплате налоговый орган не позднее 4 рабочих дней направляет в территориальный орган ФМС России запрос о получении актуальных сведений о месте жительства (пребывания) физического лица.

Такой запрос направляется только в отношении должников, имеющих сумму недоимки более 50 тыс. руб., причем направляется в пределах одного субъекта. Если у налогового органа имеются сведения о смене налогоплательщиком места жительства (пребывания), то запрос направляется по новому месту жительства (пребывания).

2. Зачет переплаты

В п. 2 письма ФНС России № ГД-4-8/18401@ налоговым органам рекомендовано на постоянной основе осуществлять анализ данных информационного ресурса местного уровня «Расчеты с бюджетом» о наличии у налогоплательщика излишне уплаченных сумм и задолженности по одному виду налогов, а также о пенях и штрафах с целью выявления излишне уплаченных сумм и проведения зачетов в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ.

На практике распространена ситуация, когда физическое лицо – налогоплательщик оплачивает личные налоги, используя чужую банковскую карту, и считает свою налоговую обязанность исполненной. В письме Минфина России от 14.09.15 г. № 03-02-08/52779 разъяснено, что налогоплательщик должен по закону самостоятельно осуществить прямую обязанность по уплате налога, если в законодательстве о налогах и сборах не предусмотрено иное. Выполнение данной обязанности должно быть подтверждено документально, т. е. налогоплательщику необходимо иметь документ, на основании которого он идентифицируется. А при уплате налога с применением чужой банковской карты такой документ отсутствует. В настоящее время многие налогоплательщики уплачивают налоги через банки в системе он-лайн, но и в этом случае нельзя идентифицировать налогоплательщика. Финансисты отметили, что лишь в будущем, когда развитие платежной системы позволит обеспечить идентификацию физического лица в случае использования чужой банковской карты, в НК РФ будут внесены необходимые изменения в части исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

3. Формирование документа о выявлении недоимки

Проведя анализ и выявив недоимку у налогоплательщика, налоговый орган не позднее 5 рабочих дней после наступления срока уплаты имущественного налога формирует документ о выявлении такой недоимки – это внутренний документ, который составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3.10.12 г. № ММВ-7-8/662@, и хранится в налоговом органе.

4. Направление требования об уплате недоимки

Налоговый орган направляет физическому лицу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (далее – требование). Сроки направления требования зависят от суммы недоимки физического лица (табл. 1).

Таблица 1. Сроки направления требования об уплате недоимки

Срок направления требования физическому лицу

Свыше 3 тыс. руб.

Не позднее 10 календарных дней со дня выявления недоимки

От 500 руб. до 3 тыс. руб.

Не ранее 1 месяца, но не позднее 2 месяцев со дня выявления недоимки

Не превышает 500 руб.

Не позднее 10 месяцев со дня выявления недоимки

Требование может направляться физическому лицу в электронной форме или иным способом (лично под расписку или по почте заказным письмом) (табл. 2).

Таблица 2. Способы направления требования об уплате недоимки

Общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая включению в требование

Форма и количество экземпляров требования

По телекоммуникационным каналам связи (порядок утвержден приказом ФНС России от 9.12.10 г. № ММВ-7-8/700@) либо через личный кабинет (порядок утвержден приказом ФНС
России от 30.06.15 г. № ММВ-7-17/260@)

Составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3.10.12 г. № ММВ-7-8/662@. Информация о подтверждении отправки налогоплательщику требования хранится в налоговом органе

Вручение лично (под расписку) либо направление по почте заказным письмом

Составляется в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3.10.12 г. № ММВ-7-8/662@. Один экземпляр вручается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю), а второй (с подписью налогоплательщика, подтверждающей вручение, или с документом, подтверждающим дату направления требования по почте заказным письмом), хранится в налоговом органе

Срок исполнения требования рекомендовано устанавливать от 30 до 45 календарных дней (п. 4 письма ФНС России № ГД-4-8/18401@).

5. Информирование должника

После истечения срока исполнения физическим лицом требования налоговый орган должен проинформировать должника (его законного или уполномоченного представителя) об имеющейся задолженности, если ее общая сумма, подлежащая взысканию, составляет более 10 тыс. руб., а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга – более 50 тыс. руб.

Номер телефона физического лица устанавливается из любых доступных источников (в том числе справочников АТС), при этом налоговым органам рекомендовано звонить гражданам только в рабочие дни с 8 до 20 часов по местному времени и соблюдать положения Федерального закона от 27.07.06 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

6. Информирование работодателя

По истечении срока исполнения требования, но не позднее одного месяца со дня истечения этого срока, налоговый орган информирует работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих недоимку, т. е. работодателю направляется список работников-должников с указанием фамилии и инициалов физических лиц, задолженности (без наименования объекта налогообложения), а также контактных данных налогового органа.

Налоговые органы информируют работодателя письменно не реже одного раза в год по форме, образец которой приведен в приложении № 1 к письму ФНС России № ГД-4-8/18401@.

7. Формирование списка должников для проведения ПРОЦЕДУРЫ взыскания задолженности

На основании сформированных списков налогоплательщиков-должников налоговые органы передают в суд заявления о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в течение:

4 месяцев со дня, когда общая сумма недоимки лица превысила 3 тыс. руб. и по которым не были ранее направлены заявления о взыскании в суд общей юрисдикции;

3 месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки в случае, если такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 3 тыс. руб.

8. Взаимодействие с органами регионального и местного самоуправления

Налоговый орган взаимодействует с органами регионального и местного самоуправления для оказания содействия в информировании физического лица об имеющейся у него задолженности по имущественным налогам. После вступления в законную силу судебного акта о взыскании недоимки за счет имущества физического лица налоговый орган передает сведения о задолженности для дальнейшего отражения справочно в Едином платежном документе (ЕПД).

Таким образом, физическое лицо–должник появляется в справочнике ЕПД.

9. Направление документа работодателю для взыскания задолженности

Если сумма задолженности не превышает 25 тыс. руб., налоговые органы должны направить исполнительный лист (от судебных приставов) (ст. 9 Федерального закона от 2.10.07 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) либо судебный приказ, вступивший в законную силу (минуя судебных приставов), в срок не позднее 10 рабочих дней в организацию (т.е. напрямую работодателю) или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и другие периодические платежи.

До направления указанных документов налоговые органы должны запросить в ПФР информацию о страхователе, осуществляющем обязательные платежи (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование).
Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, процентов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 200 тыс. руб. (для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга – 300 тыс. руб.), контроль за полнотой и качеством процедуры взыскания задолженности с этого налогоплательщика осуществляется управлениями ФНС России по субъектам РФ, если превышает 3 млн руб. – Управлением по работе с задолженностью ФНС России.

Действия работодателя

После получения от налоговых органов исполнительных документов работодатель должен удержать из заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику-должнику, сумму налоговой задолженности. При этом работодателю необходимо учитывать некоторые ограничения:

не со всех выплат может быть удержана задолженность работника по налогам;

суммы недоимки взыскиваются с учетом ограничения размера удержаний из заработной платы;

удержание суммы недоимки должно производиться в соответствии с установленной очередностью.

Так, взыскание задолженности не может быть обращено на некоторые виды доходов работников, перечень которых приведен в п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ, например выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца; выплаты лицам, получившим увечья при исполнении ими служебных обязанностей; выплаты в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде; пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; «детские пособия».

Статьей 138 ТК РФ установлено, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – 50% заработной платы, причитающейся работнику. Если удержания осуществляются по нескольким исполнительным документам, за работником должно быть сохранено 50% заработной платы.

Может возникнуть ситуация, когда у работника помимо «налоговой» задолженности имеется исполнительный лист по другим обязательствам, в частности по алиментам, кредитам, за коммунальные услуги и др. Если с учетом установленного ограничения размера удержаний из заработной платы ее сумма оказывается недостаточной для погашения задолженности по нескольким исполнительным листам, то указанная сумма распределяется между взыскателями в следующей очередности (п. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

во вторую – по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью – по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (т.е. «налоговая» задолженность);

в четвертую – все остальные требования.

При распределении каждой удерживаемой с должника денежной суммы требования взыскателей каждой последующей очереди удовлетворяются после исполнения требований взыскателей предыдущей очереди в полном объеме (п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Удержанную из заработной платы сумму «налоговой» недоимки следует перечислить налоговой инспекции в течение трех дней (п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Бывает так, что работник уволился, а за ним сохраняется неисполненная обязанность по исполнительным документам. Тогда работодатель должен сообщить об этом в налоговую инспекцию и направить исполнительный документ с отметкой о произведенных суммах удержаний (п. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Такое требование не распространяется на работодателей в отношении работников-должников, у которых задолженность по исполнительным документам погашена полностью.

Ответственность работодателей

Ответственность работодателя за нарушение законодательства об исполнительном производстве установлена в п. 3 ст. 17.14 КоАП РФ. Так, нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, – влечет наложение административного штрафа на:

граждан в размере от 2000 до 2500 руб.;

должностных лиц – от 15 000 до 20 000 руб.;

юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

В соответствии с п. 11 письма ФНС России № ГД-4-8/18402@ налоговые органы обязаны информировать службу судебных приставов о работодателях, не исполнивших исполнительный документ (т.е. не перечисливших денежные средства в счет погашения «налоговой» задолженности работников) свыше двух месяцев. Соответственно налагать административный штраф будет служба судебных приставов (п. 1 ст. 23.68 КоАП РФ).

Способ передачи требования
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector